Файл: Введение в дисциплину Экология 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 789

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Тема: Введение в дисциплину «Экология»

Тема: Аксиоматика экологии

Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели

Тема: Взаимодействие общества и природной среды

I = P*A*T,

Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы

Тема. Эволюция типов природопользования

Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Тема:Экономическая ценность природы

Полная экономическая ценность окружающей природной среды

Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования

Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики

Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования

Тема: Хозяйственный механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования (административно-контрольные инструменты)

Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Тема: Экологическая диагностика региона

Тема:Региональная экологическая политика

Тема: Экологическая доктрина РФ

Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая

Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема: Экологический каркас территории

Тема: Населённый пункт как экосистема

Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий

Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения

Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира

Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде

Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте

Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ

Словарь



4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:

    1. зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

    2. зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

    3. зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

    4. общественно-деловые зоны иных видов.

5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

  1. коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

  2. производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

  3. иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

  1. зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

  2. зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.


10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения

11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов осуществляется по следующим основным направлениям:

1) планирование охраны окружающей среды

Проводится в процессе градостроительного планирования путем разработки схем, планов, мероприятий по охране окружающей среды (в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории районов, сельских округов, а также в генеральных планах городских и сельских поселений).

2) планировка и застройка территории с учетом экологических требований

  • с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил,

  • с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности,

  • с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека.

  • предусматриваются также специальные мероприятия по охране недр, по землеустройству, а также охране окружающей среды зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, крупных промышленных центров и территориально-производственных комплексов.

  • размещение предприятий и организаций должно отвечать правилам зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий для проживания населения, а также требованиям сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

  • жилые массивы, промышленные предприятия и другие объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на здоровье населения и санитарно-бытовые условия жизни горожан.

  • при осуществлении градостроительной деятельности предусматриваются различные виды благоустройства территорий – водоснабжение, канализация, устройство уличных покрытий, озеленение, освещение, обеспечение санитарной очистки и т. д.

  • при создании и развитии систем инженерной инфраструктуры и благоустройства учитываются интересы поселений, расположенных на прилегающих территориях, в целях недопущения загрязнения источников водоснабжения, почв, атмосферного воздуха, объектов зеленого фонда.

  • в целях предотвращения загрязнения территорий жилых зон, а также для нейтрализации вредных воздействий производственных объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом вокруг промышленных предприятий для отделения их от жилых районов (от 50 до 1000 м в зависимости от класса вредности промышленного объекта) с обязательным поясом зеленых насаждений (ст. 12 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения)


3) обеспечение санитарного режима городов

Санитарный режим обеспечивается путем проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды, борьбе с шумом, вибрациями, другими вредными физическими воздействиями, по утилизации и захоронению промышленных и бытовых отходов.

Цель санитарной охраны городов – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» статья 1).

При проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и коммунально-бытовых объектов в городах должны осуществляться меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. Качество воды источников централизованного водоснабжения, водоемов в черте города, а также атмосферного воздуха должно соответствовать санитарным правилам (ст. 20 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих эффективной очистки, обезвреживания, улавливания вредных отходов и выбросов. В отношении предприятий и транспорта действуют все установленные правила и требования по охране вод, воздуха и почв, рассмотренные выше.

Санитарный режим городов связан с устранением отрицательного влияния на здоровье людей и окружающую среду вредных физических воздействий. Для производственно-хозяйственных объектов, агрегатов, машин и т. д. установлены предельно допустимые уровни шума. Органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по снижению интенсивности и устранению шума в производственных, общественных, жилых зданиях, дворах, улицах и др.

Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здоровья населения (ст. 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья населения, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Эту деятельность организуют органы местного самоуправления (ФЗ «Об отходах производства и потребления»ст. 13 ).


4) охрана зеленой растительности городских и сельских поселений

Растительность городских и сельских поселений может включать в себя городские леса, лесопарки, лесные массивы, а также парки и скверы, ботанические и дендрологические сады, озеленительные деревья и кустарники.

Зеленая растительность городов выполняет важные санитарно-гигиенические, культурно-оздоровительные и эстетические функции. Она снижает запыленность воздуха, шум, создает благоприятную жизненную среду.

Санитарные и строительные правила предусматривают оптимальные размеры площади зеленых насаждений в расчете на одного жителя, предписывают обязательное устройство общегородских и специализированных парков, садов, скверов, бульваров.

Площадь городских парков по существующим нормам не менее 15 га, парков планировочных районов — 10 га, садов районов жилой застройки — 3 га, скверов — 0,5 га.

В таблице приведены показатели, которыми можно руководствоваться для определения размеров площади, занимаемой зелеными насаждениями общего пользования в расчете на одного человека.


Зеленые насаждения

Площадь зеленых насаждений, м2/чел.

крупнейшие, крупные
и большие города

средние города

малые города

села

общегородские

10

7

8

12

жилых районов

6

6

-

-


3. Пригородные и рекреационные зоны

Играют важную роль в обеспечении благоприятных условий для жизнедеятельности населения и развития города.

Рекреационными зонами называются естественные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для восстановления здоровья и трудоспособности людей, организации массового отдыха и туризма.

В состав таких зон могут входить участки городской территории (сады, парки, скверы, спортивные комплексы), пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные, природные парки, ботанические и зоологические сады, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха и др.


На территории рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Пригородные зоны - это земли, непосредственно окружающие территорию города, которые служат для развития и расширения последней, местом размещения и строительства сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства (сельскохозяйственных предприятий, сооружений транспорта, водоснабжения, канализации и др.), а также занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения (садоводческие товарищества, дома отдыха, турбазы, дачи и др.).

В пригородную зону может входить или частично выходить за ее пределы зеленая зона. Это территория за городом, но в близкой доступности для его населения, занятая лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющая защитные, санитарно-гигиенические функции и являющаяся местом массового отдыха населения. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду.

Город и его пригородная зона рассматриваются в экономическом и планировочном аспектах как единое целое: правовой режим пригородной зоны подчинен интересам функционирования города.

4. Режим экологически неблагополучных зон

Усиление антропогенного воздействия на природу в условиях современного научно-технического прогресса проявляется в возрастании темпов загрязнения окружающей природной среды, истощении природных ресурсов, ухудшении среды обитания человека. Это приводит к сокращению экологически благоприятных для жизни людей территорий и образованию зон повышенной экологической опасности, характеризующихся высоким и постоянным уровнем загрязнения, истощения природной среды и как следствие этого – повышенной заболеваемостью населения.

В числе таких зон выделяют зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации