ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2021
Просмотров: 3624
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Личность и творчество Ю. М. Лотмана
Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя
Глава вторая. Петербург. 1817—1820
Глава четвертая. В Михайловском. 1824—1826
Глава пятая. После ссылки. 1826—1829
Глава шестая. Тысяча восемьсот тридцатый год
Глава седьмая. Болдинская осень
Идейная структура «Капитанской дочки»
К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина
Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»
Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»
Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе
Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи
Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год)
Заметки. Рецензии. Выступления
Из «Историко-литературных заметок»
Об отношении Пушкина в годы южной ссылки к Робеспьеру
К проблеме работы с недостоверными источниками
Три заметки к пушкинским текстам
Заметки к проблеме «Пушкин и французская культура»
Несколько добавочных замечаний к вопросу о разговоре Пушкина с Николаем I 8 сентября 1826 года
О «воскреснувшей эллинской речи»
Письмо Ю. М. Лотмана Б. Ф. Егорову
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Из истории полемики вокруг седьмой главы «Евгения Онегина»
О композиционной функции «десятой главы» «Евгения Онегина»
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Отрывки из путешествия Онегина
Источники сведений Пушкина о Радищеве (1819—1822)
«Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века
Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин - Достоевский - Блок)
179
Пушкин
не был человеком, которого могли победить
обстоятельства. Позже, умирая, мучаясь
от невыносимой боли (пуля раздробила
тазовые кости и разорвала кишечник), он
не позволил себе стонать: «...смешно же
это, чтобы этот вздор меня пересилил!»
— говорил он Далю1. Он избрал прямой бой
с противником — лицом к лицу, разрывая
все путы, которыми так старательно
оплетали его враги и интриганы. Он принял
окончательное решение и 26 января 1837 г.
отправил Геккерену страшное по своей
оскорбительности письмо, отрезавшее
все возможности к примирению и оставлявшее
единственный выход — поединок. Сделав
решительный шаг, Пушкин сразу же, по
свидетельствам современников, успокоился
и стал «особенно весел». Он рассчитывал
жить — был полон литературных планов
и, отправляясь на дуэль, писал детской
писательнице А. О. Ишимовой деловое
письмо, заказывая переводы для
«Современника». Письмо, написанное за
несколько часов до рокового поединка,
кончалось словами: «Сегодня я нечаянно
открыл Вашу Историю в рассказах, и
поневоле зачитался. Вот как надобно
писать!» (XVI, 227). Это были последние
строки, написанные его рукой.
Около
4 часов дня Пушкин со своим секундантом,
лицейским другом Данзасом, отправился
из кондитерской на углу Невского и Мойки
на место дуэли. Через два часа его
привезли домой смертельно раненного.
29
января 1837 г. в 2 часа 45 минут Пушкин
скончался.
В «Путешествии в Арзрум»
Пушкин писал о гибели Грибоедова, чья
кончина во многом фатально напоминала
конец Пушкина: «...смерть, постигшая его
посреди смелого, неровного боя, не имела
для Грибоедова ничего ужасного, ничего
томительного. Она была мгновенна и
прекрасна» (VIII, 461—462). Строчкой выше
Пушкин писал, что гибель Грибоедова,
который «женился на той, которую любил»,
и нашел смерть в бою, вызывает у него
зависть. Слова эти можно применить и к
самому Пушкину.
Человек, для которого
жизнь дороже, чем честь, видит в гибели
только несчастье. Сохранение жизни
становится высшей ценностью. Понять
Пушкина с такой позиции нельзя. Пушкин,
для которого «наукой первой» оставалось
«чтить самого себя» (III, 193), который на
чувстве гордого самоуважения основывал
и «любовь к родному пепелищу», и право
на место в истории своего народа, имел
более высокие цели, чем сохранение
жизни, хотя и менее всего стремился к
смерти: он стремился к победе и свободе.
Победу он получил, защитив свою честь,
опозорив и заклеймив Дантеса и Геккерена,
которые вынуждены были, окруженные
общим презрением, покинуть Россию, а
миг высокой свободы ему дала «смерть,
постигшая его посреди смелого, неровного
боя».
Пушкин умирал не побежденным,
а победителем.
Вглядываясь в поведение
Пушкина последних месяцев жизни, мы
обнаруживаем, на первый взгляд,
противоречие: поступки его кажутся
продиктованными вспышками страстей,
порой необдуманными и неуравновешенными.
Таким его видели в эти дни даже близкие
и дружественные наблюдатели. Однако
вновь и вновь восстанавливая цепь
событий, нельзя не обнаружить
________________________
1
А. С. Пушкин в воспоминаниях современников
Т 2 С 231
180
обдуманную
стратегию пушкинского поведения и
твердую волю в исполнении задуманного.
Хочется
оспорить два распространенных взгляда
на трагедию Пушкина. Согласно первому,
Пушкин — жертва (уже в знаменитом
стихотворении Лермонтова поставлен
знак равенства между Пушкиным и Ленским,
чем была заложена основа романтической
легенды о гибели поэта). Загнанный,
затравленный, измученный, он был погублен
мощными силами социального зла —
противниками, которым одинокий поэт
мог противопоставить только гибель. С
этим взглядом связан и второй — «Пушкин
искал смерти». Оба мнения имеют основания.
Силы, готовившие исподволь гибель поэта,
действительно были грозными. И зловещая
власть их была в том, что о сознательном
плане уничтожить Пушкина речи не шло.
Дело было в другом: поэзия, человеческое
достоинство, творчество, гений были
глубоко несовместимы с тем миром, в
котором Пушкин жил, и мир этот выталкивал
Пушкина из себя, как чужеродное тело,
одновременно выталкивая его из жизни.
Мир этот вполне мог предложить Пушкину
жизнь, но на таких условиях, которых
поэт не хотел принимать. Вторая мысль
невольно приходила на ум современникам
(например, В. А. Соллогубу), наблюдавшим,
как Пушкин в последние годы лихорадочно
искал поводов для дуэли еще до и помимо
своего столкновения с Дантесом. Роковому
поединку предшествовала целая цепь
«репетиций» — несостоявшихся дуэлей,
вызовов, иногда почти без причины.
И
все же в таких мнениях кроется глубокая
неправда: Пушкин не дал сделать из себя
игрушку в чужих руках, жертву сплетен,
прихотей и чужих расчетов. Он вырвал
инициативу из рук своих гонителей и
повел игру по собственному плану. Быть
жертвой было не в его нраве.
Пушкин
последних лет все более убеждался в
том, что окружающий его Петербург глубоко
ему враждебен. Никакой враг не мог
испугать поэта, написавшего еще в ранней
молодости:
Мне бон знаком — люблю я
звук мечей, От первых лет поклонник
бранной Славы, Люблю войны кровавые
забавы, И смерти мысль мила душе моей
Во
цвете лет свободы верный воин, Перед
собой кто смерти не видал,
Тот полного
веселья не вкушал
И милых жен лобзаний
не достоин (II, 138)
Стихотворение лишено того плоского автобиографизма, который порой ищут в лирике: оно воспроизводит не реальные обстоятельства пушкинской биографии, а черты его психологии. Борьба — Свобода — Любовь сплетаются для него в нерасторжимое целое: бой — удел мужа, только веселое мужество «верного воина свободы» делает его достойным женской любви. Пушкин любил бой. К нему можно применить слова Гоголя: «Нечто пиршественное виделось ему в сражении». Политическая конспирация декабристов и порыв, бросивший его в кучу сражающихся во время Эрзрумского похода (верхом, во фраке и цилиндре!), пыл журнальной полемики, азарт карточной игры,
181
хладнокровная
смелость у барьера на поле чести — все
имело общий психологический корень:
«Есть упоение в бою...».
Но бой
подразумевает противника, противника
живого, имеющего лицо, а не безликую и
анонимную серую силу. Между тем именно
безликость и анонимность были основными
чертами николаевского общества. Пушкин
чувствовал себя под постоянным надзором:
письма, даже семейные, интимные, —
читались. При самых дружеских разговорах
его не покидало чувство оскорбительного
присутствия чужих ушей. Пушкин даже
выработал особую методику — для наиболее
сокровенных дружеских разговоров он
выбирал время мытья в отдельном номере
московских бань. Так, именно в бане он
впервые встретился с Вяземским после
Михайловской ссылки (они не виделись с
1819 по 1826 г.: смерть Александра I, 14 декабря
1825 г., свидание Пушкина с новым царем,
участь декабристов — им было о чем
поговорить без свидетелей). Позже в бане
же Пушкин «отводил душу», беседуя с
Нащокиным, простодушная жена которого
рассказывала: «Они, как объясняли потом,
лежа там, предавались самой задушевной
беседе, в полной уверенности, что уж там
их никто не подслушает»1.
Надзор этот
был мучителен, но он не имел лица —
нельзя же было по этому поводу объясняться
с Бенкендорфом, заверявшим Пушкина в
официальном корректном письме, что
никто никогда не думал учреждать за ним
никакого надзора. Анонимны были придирки
цензуры — в них нельзя было винить
цензоров, которые если и были в чем-либо
виноваты, то только в трусости; безлика
и неуловима была светская сплетня,
анонимны неподписанные пасквили, которые
Пушкин получал по почте; в темноте делали
свое дело скрывавшие имена доносчики
и шептуны. Враг был, но он был безлик и
не выставлял «поединщика».
Наконец
враг показал лицо. Это был недалекий и
расчетливый кавалергард, прекрасно
усвоивший науку жизни в том измельчавшем
мире, который создала европейская
аристократия эпохи реставрации, в мире,
в котором оригинальность считалась
болезнью, а талант преследовался как
преступление. Он был нагл и самоуверен.
Он думал, что его ждет забавное приключение
— ему предстояла встреча с разгневанным
львом. Но не только наглое вторжение
нахального красавца-кавалергарда в
святыню Дома вызвало гнев Пушкина.
Соллогуб был прав, когда утверждал, что
«он в лице Дантеса искал <...> расправы
со всем светским обществом»..
Друзья
с ужасом, враги со злорадством наблюдали,
как Пушкин все сильнее оказывался
запутанным в сети интриг и сплетен, как
его имя все прочнее соединялось с
порочащими слухами, как грязь пересудов
заливала его дом. Даже старый друг
Вяземский сказал за несколько дней до
дуэли, что он «закрывает свое лицо и
отвращает его от дома Пушкиных». Пушкин
разом разорвал все путы. Миг дуэли был
его торжеством: он показал, что с ним
«шутить накладно», что только жизнь и
смерть по ценности соизмеримы со святыней
его семейного очага. Вместо легкого
водевиля, в котором соби-
______________________
1
А. С. Пушкин в воспоминаниях современников.
Т. 2. С. 204.
2 Там же. С. 302
182
рались
участвовать светские сплетники и молодые
шалопаи из «веселой банды» золотой
молодежи, он вытащил их на сцену трагедии,
при безжалостном свете которой сделалось
очевидным их ничтожество пигмеев.
Пушкин
знал, что он не камер-юнкер и не некрасивый
муж известной красавицы, — он первый
Поэт России, и имя его принадлежит
истории. Бросив на стол карту жизни и
смерти, он этой страшной ценою вызвал
духа Истории, который явился и все
расставил по своим местам. Пушкин еще
не испустил последнего вздоха, а уже
сделалось ясно, что он родился для новой,
легендарной жизни, что масштабы, которыми
отныне меряются его имя и дело, таковы,
что в свете их все геккерены и дантесы,
уваровы и нессельроде и даже бенкендорфы
и Николаи просто не существуют. Рана —
а потом и смерть — Пушкина вызвала в
Петербурге волнение, которого еще не
знала столица. Петербург видел смерть
Петра I, а затем — несколько естественных
и много «чрез естественных», как говорили
в XVIII в., смертей императоров. Но Петербург
хоронил и Ломоносова, и Державина, видел
смерть Суворова и шепотом рассказывал
о казни пяти декабристов. Но ничего
похожего на то, что вызвала дуэль Пушкина,
он не знал. Один из современников
вспоминал, что «стену в квартире Пушкина
выломали для посетителей» . У гроба
Пушкина побывало неслыханное число
людей. Жуковский осторожно назвал
перепуганному Бенкендорфу цифру 10 000
человек, но другие источники называют
20 000 (С. Н. Карамзина) или 50 000 (прусский
посол Либерман). Даже друзья, хорошо
знавшие Пушкина с детства и еще вчера
видевшие, в первую очередь, его человеческие
слабости, поучавшие, бранившие,
«отвращавшие лицо», вдруг почувствовали,
что Пушкин в какое-то мгновение,
преображенный смертью, превратился в
бронзовый памятник славы России. Так
его и назвал в своем дневнике 31 января
Александр Иванович Тургенев — тот самый
Тургенев, который устраивал его когда-то
в Лицей, звал «Сверчком» в «Арзамасе»,
журил и защищал — и всегда смотрел на
него чуть-чуть сверху. Теперь он писал
в дневнике, возмущенный подлостью
светских салонов, пытавшихся оправдать
убийцу Пушкина: «Знать наша не знает
славы русской, олицетворенной в
Пушкине»2.
Пушкин победил. Враги его
были не только опозорены — Пушкин
обнажил их ничтожество. Именно это
чувство выразил Кольцов, назвавший
Пушкина «простреленным солнцем»: Так-то,
темный лес,
Богатырь Вова!
Ты всю
жизнь свою
Маял битвами.
Не
осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень черная.
________________________
1
А. С. Пушкин в воспоминаниях современников.
Т. 2. С. 317
2 Там же. С. 177.
183
С
богатырских плеч
Сняли голову —
Не
большой горой,
А соломинкой
(«Лес».
1837)
Перепуганные жандармы суетились,
стремясь не допустить стихийного
изъявления народных почестей телу
поэта. Во время выноса тела из церкви,
по свидетельству А И Тургенева, «явились
жандармы, полиция, шпионы»1. Тело поэта
по личному приказу царя тайком было
перевезено в Святые Горы под Псковом,
где предано земле безо всяких почестей
Но
Пушкину это было уже все равно для него
началась новая жизнь — жизнь в бессмертии
русской культуры
Прижизненная
биография Пушкина — жизнь Пушкина-человека
— закончилась, началась вторая,
посмертная.
Пушкин вошел в русскую
культуру не только как Поэт, но и как
гениальный мастер жизни, человек,
которому был дан неслыханный дар быть
счастливым даже в самых трагических
обстоятельствах А Блок говорил: «Наша
память хранит с малолетства веселое
имя Пушкин Это имя, этот звук наполняет
собою многие дни нашей жизни Сумрачные
имена императоров, полководцев,
изобретателей орудий убийства, мучителей
и мучеников / жизни. И рядом с ними — это
легкое имя: Пушкин
Пушкин так легко
и весело умел нести свое творческое
бремя, несмотря на то, что роль поэта —
не легкая и не веселая, она трагическая.
» В этом источник бесконечного обаяния
личности Пушкина, причина неиссякаемого
интереса к его биографии
___________________
1
А С Пушкин в воспоминаниях современников
Т 2 С 177
2 Блок А . Собр. соч В 8 т М, Л,
1962 Т б С 160
184
Статьи и исследования
Пушкин. Очерк творчества
Александр
Сергеевич Пушкин (1799—1837) — первый
русский писатель мирового значения,
участвующий не только в русском, но и в
мировом литературном (и шире — культурном)
процессе Достоевский настаивал на том,
что вся последующая великая русская
литература «вышла прямо из Пушкина»1
Мировое значение Пушкина связано с
осознанием мирового значения созданной
им литературной традиции Пушкин проложил
дорогу литературе Гоголя, Тургенева,
Толстого, Достоевского и Чехова,
литературе, которая по праву сделалась
не только фактом русской культуры, но
и важнейшим моментом духовного развития
человечества А творчество этих писателей,
осмысленное в единстве, неизбежно
потребовало внимания к Пушкину и
проникновения в глубины его творчества
Хотя отдельные писатели (например,
Мериме, Мицкевич) и раньше называли
Пушкина гением и писателем мирового
значения, осознание его роли за пределами
России пришло ретроспективно, сквозь
призму последующих судеб России и
русской литературы Творчество Пушкина
было тем поворотным пунктом, когда
русская культура сделалась голосом, к
которому вынужден был прислушаться
весь культурный мир Европейская культура
поняла это, лишь услышав Толстого,
Достоевского и Чехова, но сам переворот
произошел при Пушкине и в значительной
мере благодаря его гению Талант Пушкина
был не только огромным — он был
специфическим, именно таким, который
был необходим, чтобы произвести такой
переворот Кроме специфической
универсальности художественного
мышления Пушкина и его способности
интуитивно проникать в дух различных
культур и эпох, тут, бесспорно, сыграла
роль его широкая осведомленность в
мировой литературе Органически связанный
с традициями отечественной культуры,
Пушкин был одновременно прекрасным
знатоком французской, ориентируясь в
ней не хуже, чем любой французский
писатель его эпохи, имел широкие сведения
в области итальянской и английской
литератур, проявлял интерес к немецкой
и испанской литературам Предметом его
постоянного внимания на протяжении
всей жизни была
________________________
1
Достоевский Ф М Полн собр. соч Л, 1983 Т 25
С 199
187
античная
культура. «Ориентализм» Пушкина не был
поверхностной данью романтической
моде, а основывался на обращении к
доступному ему кругу первоисточников.
Фольклор самых различных народов
привлекал его внимание. Существенно
при этом, что все эти интересы складывались
в сознании поэта в единую концепцию
мировой культуры.
Однако вся эта
разносторонняя работа гения была бы
бессильной, если бы ей не предшествовала
другая работа мысли и искусства —
начатый В. К. Тредиаковским, М. В.
Ломоносовым и А. П. Сумароковым и
продолжавшийся до А. Н Радищева, Н. М.
Карамзина, В. А. Жуковского грандиозный
труд по построению новой русской
литературы как части и наследницы
литературы мировой.
Творческое
развитие Пушкина было стремительным.
Не менее существенно то, что оно было
осознанным: поэт ясно ощущал рубежи
своего творчества. Эти моменты, как
правило, отмечены итоговыми пересмотрами
написанного и созданием суммирующих
сборников. Человек глубоко исторического
мышления, Пушкин распространял этот
взгляд и на собственное творчество И в
то же время оно отличается единством.
Это как бы реализация некоторого
органического пути. Творчество Пушкина
много жанрово. И хотя в сознании читателей,
да и собственном, он был прежде всего
поэт, но и проза, драматургия органически
входили в его художественный мир от
первых опытов до последних страниц. А
к этому следует добавить литературную
критику, публицистику, эпистолярий,
историческую прозу, вспомнить, сколь
разнообразной была его поэзия, вмещая
и все жанры лирики, и поэмы, роман в
стихах, сказки Наконец, отмечалось уже,
что сама биография Пушкина была в
определенной мере художественным
созданием, упорной реализацией творческого
плана
На разных этапах разные жанры
занимали доминирующее положение, выражая
ведущее направление художественной
мысли в те или иные годы. Но важно
отметить, что рядом с этой доминирующей
жанровой струёй, с тем, что поэт предлагал
читателю, у него, как правило, была
скрытая лабораторная доминанта. Жанры
развивались в тесном взаимодействии.
Так, иногда лирика становилась лабораторией
поэмы, дружеские письма — школой прозы.
В определенные моменты лирика подготовляла
прозу, в другие — проза становилась
лабораторией лирики, драма вырабатывала
взгляд на историю. В известном смысле
все творчество Пушкина — единое
многожанровое произведение, сюжетом
которого является его творческая и
человеческая судьба.
При таком
соотношении жанров, их постоянной
перекличке и взаимном вторжении,
образовывавшем как бы единый многоголосный
оркестр, в принципе отменялся иерархический
подход к жанрам Ценность того или иного
жанра определялась его художественной
выразительностью в рамках данного
замысла, а не местом в абстрактной
иерархии Перенесение норм одного жанра
в пределы другого оказывалось важным
революционизирующим средством пушкинского
стиля и источником его динамики. Отсюда
поражавшее современников ощущение
новизны и необычности пушкинского
стиля. Благодаря этому же Пушкин смог
отказаться от принципиального деления
средств