Файл: Методические рекомендации и практический материал к теме "Решение задач с параметрами" в контексте программы по математике для 58 классов 45.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 класс.
Линейные уравнения с параметрами.
Основная цель – углубить, расширить и обобщить сведения о линейных уравнениях, сформировать навык решения ключевых уравнений.
В первую очередь для подготовки к восприятию этого вопроса следует с начала года включать в устную работу на уроках задания, дублирующие материал 5-6 классов, в противном случае учителю не удастся "выкроить" время для изучения уравнений с параметрами, т.к. хорошо известно, что программа по алгебре 7-9 классов чрезвычайно плотная.
При наличии времени обратиться к параметрам можно с рассмотрения следующей задачи: "В 7, 8 и 9-м классах 105 учащихся. В 8-м классе учащихся на n больше, чем в 7-м, а в 9-м-на 3 меньше, чем в 7-м. Сколько учащихся в каждом классе, если известно, что в каждом классе их не меньше 30 человек?"
Начинаем обсуждение задачи. Учитель пишет на доске конспект решения, ученики работают устно.
Первая часть работы над задачей.
Обозначим через xчисло учащихся в 7-м классе. Тогда в 8-м классе было x+n, а в 9-м классе- x-3 учащихся. Имеем уравнение x+x+n+x-3=105, которое после упрощения примет вид 3x=108-n.
В этом уравнении буквой x обозначено неизвестное число, а буква n выполняет роль известного числа (хотя об n мы можем сказать, что n-натуральное число). Букву nв полученном уравнении называют параметром, а само уравнение – уравнением с параметром.
Уточним, что все эти термины учащимся знакомы, и большинство из них может самостоятельно ответить на вопросы учителя ("Что обозначено буквой x, буквой n?" и т.п.).
Вторая часть работы над задачей.
Выразим x через n, получим x= или x=36- .
Таким образом, в 7-м классе было 36- , в 8-м 36+ , в 9-м 33- учащихся. Но это не окончательный ответ. Из условия задачи следует, что в каждом классе было не менее 30 человек.
Так как меньшее число учащихся может быть в 7-м и 9-м классах, должны выполняться неравенства
36- 30 и 33- 30. Отсюда получаем, что n 18 и n 9. Значит, n 9.
Из того, что числа 36- , 36+ и 33- должны быть натуральными, следует, что nкратно 3.
Учитывая эти два условия (n 9 и nкратно 3), заключаем, что nравно 3, 6 или 9.
Поэтому окончательный ответ на вопрос задачи мы можем записать так: в 7-м классе было 36- учащихся, в 8-м классе 36+ и в 9-м классе 33- , где n=3, n=6, n=9.
Иначе говоря, возможны три варианта: в 7-м, 8-м и 9-м классах могло быть соответственно 35, 38, 32; или 34, 40, 31; или 33, 42, 30 учащихся.
Задача очень объемная. Цель ее рассмотрения показать, как "рождаются" задачи с параметрами; зависимость ответа от значения параметра. Поэтому целесообразно первую часть разобрать в форме диалога с учащимися, а далее конструктивно перейти к ответу, акцентировать внимание на возможных значениях n. Непосредственно закончить решение задачи предлагается самостоятельно по желанию, с последующим выставлением оценки в журнал, либо разобрать на факультативном занятии.
Во вводной беседе следует заметить, что изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Наиболее трудной и важной частью решения таких задач является исследование процесса в зависимости от параметров.
Формированию некоторых навыков решения таких задач и посвящена данная тема.
Итак, решение линейного уравнения ax=b в общем виде, исследование количества его корней в зависимости от значений параметра относится к задачам с параметром.
Решим ряд устных упражнений типа:
1. Дано уравнение ax=3a+8.
Какое уравнение получится при а) a=10; б) a=2;
в) a =
; г) a=0.
2. Является ли уравнение 2ax (a-1)+a=4x-8a линейным
а) относительно x;
б) относительно a.
3. Дано уравнение ax=4x+5.
Найдите множество корней этого уравнения в случае, если a=4, a 4.
После этого восстановим схему решения линейного уравнения ax=b (x –
переменная, a, b – некоторые числа). Для этого можно пригласить к доске сильного ученика.
Однако, учитывая, что решение задачи обычно записывается не блок-схемой, предпочтительно знакомить учащихся со словесным алгоритмом решения. Его они и записывают в тетрадь вслед за учителем.
Алгоритм решения линейных уравнений с параметром
Ax=B(x - неизвестное,A, B - выражения, зависящие только от параметров.
1. Если A 0, то x = .
Уравнение имеет один корень, причем
x>0, если a>0 и b>0 или a<0 и b<0;
x=0, если b=0;
x<0, если a>0 и b<0 или a<0 и b>0.
2. а) Если A=0, B=0
0 x=0, x-любое число.
Уравнение имеет бесконечно много корней.
б) Если A=0, B 0
0 x=B, корней нет.
Уравнение корней не имеет.
Сначала решаем ключевые уравнения, акцентируя внимание на правильную запись ответа.
-
ax=10
Решение:
а) Если a 0, то x = ;
б) Если a=0, то 0 x =10, корней нет.
Ответ: при a 0 x = ; при a=0 корней нет.
-
0 x=a
Решение:
а) Если a=0, то 0 x=0, x-любое число;
б) Если a 0, то 0 x=a, корней нет.
Ответ: при a=0 x-любое число; при a 0 корней нет.
Обращаем внимание, что значение коэффициента известно, буквой a обозначен свободный член. При решении данного уравнения работает второй шаг алгоритма.
-
2m (m-2) x=m-2
Решение:
1. Если 2m (m-2) 0, то m 0, m 2; x = ; x = .
2. а) Если m=0, то на первых порах записываем подробно, чтобы ученики видели источник появления уравнения,
2 0 (0-2) x=0-2,
0 x= – 2,
корней нет.
б) Если m=2, то
2 2 (2-2) x=2-2,
0 x=0,
x-любое число.
Ответ: при m 0, m 2 x = ;
при m=0 корней нет;
при m=2 x-любое число.
-
ax+3=4a-2x
Решение:
Преобразуем уравнение к виду ax=b.
ax+2x=4a-3,
(a+2) x=4a-3.
1. Если a+2 0, то
a –2, x = ;
2. Если a= –2, то
(–2+2) x=4 (–2)-3,
0 x= –11,
корней нет.
Ответ: при a –2 x = ;
при a= –2 корней нет.
5. При каком значении параметра а уравнение = имеет корень:
а) больший нуля; б) меньший нуля; в) равный нулю?
Решение:
=
Умножим обе части уравнения на 12:
20x-4a=18x-3;
20x-18x=4a-3;
2x=4a-3;
x = ;
x=2a-1,5.
а) x>0, если 2a-1,5>0, 2a>1,5, a>0,75;
б) x<0, если 2a-1,5<0, 2a<1,5, a<0,75;
в) x=0, если 2a-1,5= 0, 2a=1,5, a=0,75.
Ответ: при a>0,75 x>0;
при a<0,75 x<0;
при a=0,75 x=0.
Далее учащиеся решают блок задач на отработку задач типа 1-5. Такие задачи составляются весьма легко.
6. Составить линейное уравнение, обе части которого содержат параметр a так, чтобы уравнение имело решение при любом действительном a.
Ответ: (a2+1) x=a или ax=a.
7. При каком целом неотрицательном значении n уравнение - =1имеет целые корни?
Решение:
Умножим обе части уравнения на 9:
4n-6-3 (x-2)=9;
4n-6-3x+6=9;
–3x=9-4n;
x = ;
x = .
Уравнение имеет целые корни, если 4n-9 кратно числу 3, следовательно, 4n кратно числу 3, отсюда n=3k, где k-натуральное число.
Ответ: n=3k, k N.
8. Решить уравнение x-xy+5y=7в целых числах.
Решение:
Решим это уравнение относительно x, т.е. букву y будем считать параметром.
Имеем:
x-xy=7-5y;
x (1-y)=7-5y;
x = ;
Выделим из дроби целую часть:
= = - =5- .
Итак, x=5- . Дробь обращается в целое число лишь при тех значениях y, при которых y-1 является делителем числа 2, т.е. при y, равном –1, 0, 2, 3.
Вычислим соответствующие значения x:
Если y=–1, то x=5- =6;
Если y=0, то x=5- =7;
Если y=2, то x=5- =3;
Если y=3, то x=5- =4.
Ответ: x1=6; y1=–1;
x2=7; y2=0;
x3=3; y3=2;
x4=4; y4=3.
Чуть позже, когда будут изучены формулы сокращенного умножения, можно предложить следующие задачи:
9. Решить относительно x уравнение