Файл: Методические рекомендации и практический материал к теме "Решение задач с параметрами" в контексте программы по математике для 58 классов 45.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
быть основательно проработано в классе, так как в их решении есть "подводные камни", которые должны преодолеть восьмиклассники.

Далее можно предложить учащимся самостоятельно составить словесное описание алгоритма решения таких уравнений.

Алгоритм решения уравнения с параметрами, сводящегося к линейному

1. Найти область допустимых значений неизвестного и параметров, входящих в уравнение.

2. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель, преобразовать к виду линейного.

3. Найти недопустимые значения параметра.

4. Решить линейное уравнение с параметром.

5. Выписать ответ с учетом пунктов 3, 4.

Для формирования навыка решим следующие уравнения:

  1. =a.

Решение:

1. ОДЗ: x –1;

2. Умножим обе части уравнения на x+1 0, получим:

x=a (x+1),

x=ax+a,

x-ax=a,

(1-a) x=a.

3. Найдем недопустимые значения a:

Если x=–1, то (1-a) (– 1)=a, a-1=a, 0 a=1, корней нет.

Не существует значений a, при которых x=–1.

4. (1-a) x=a.

1) Если 1-a 0, a 1, то x = ;

2) Если 1-a=0, a=1, то 0 x=1, корней нет.

Ответ: при a 1 x = ;

при a=1 корней нет.


  1. =0.

Ответ: при a 1 x=a;

при a=1корней нет.

  1. = - .

Решение:

1.ОДЗ: x –3; x 2;

a –1;

2.Упростим уравнение:


= - ,

После преобразований, которые учащиеся выполняют самостоятельно, получим:

2ax=1-a.

3. Найдем недопустимые значения a:

1) Если x=–3, то 2a (–3)=1-a,

–6a=1-a,

–5a=1,

a=–0,2.

2) Если x=2, то 2a 2=1-a,

5a=1,

a=0,2.

При a= 0,2 корней нет.

4.2ax=1-a.

1) Если 2a 0, a 0, то x = ;

2) Если 2a=0, a=0, то 0 x=1, корней нет.

Ответ: при a –1, a 0,2, a 0 x = ;

при a=–1, a= 0,2, a=0корней нет.


  1. + = .

Ответ: при m 1, m –0,4 , m 2,25 x = ;

при m=–0,4 , m=2,25 , корней нет;

при m=1 уравнение не имеет смысла.

Следующие два уравнения можно отнести в банк задач и рассмотреть их решение в любое удобное время вплоть до 11 класса.

  1. = .

Решение:

1.ОДЗ: x –3a; x –b.

2.a (b+x)=6a+2x,

(a-2) x=a (6-b).

3.Найдем недопустимые значения aи b:

1) Если x=–3a, то (a-2) (–3a)=a (6-b);

a (b-3a)=0;





2)Если x=–b, то (a-2) (–b)=a (6-b),

2b=6a,

b=3a.

При a=0 и b=3aкорней нет.

4.(a-2) x=a (6-b).

1. Если a-2 0, a 2, то x = ;



2. Если a-2=0, a=2, то 0x=2 (6-b),

а) при b 6 0 x=12-2b, корней нет;

б) при b=6 0 x=0, x-любое число.

Ответ: при a 0, a 2, b 3a x = ;

при a=0 корней нет;

при a=2, b 6 корней нет;

при a=2, b=6 x-любое число;

при a 2, b=3aкорней нет.

Задачу можно усложнить, потребовав исследовать знаки корней, тогда в ответе появится дополнение:

x>0 при

x=0 при b=6;

x<0 при

Аналогичным требованием можно усложнить задачу 3, тогда:

x>0 при k (4; 6) U (6; 9),

x=0 при k=4;

x<0 при k (; 6) U ( 6; 4) U (9; ).

Требуется применить метод интервалов.

  1. = .

Решение:

1. ОДЗ: aR, bR, xb2.

2. Умножим обе части уравнения на b4-x2 0

(a-b)2x=a2-b2.

3. Найдем недопустимые значения aи b (ab):

1) Если x=b2, то (a-b)2b2=a2-b2;

a = ;

2) Если x=–b2, то (a-b)2( b2)=a2-b2,

a =
;

При a = , a = корней нет.

4.(a-b)2x=a2-b2.

1) Если (a-b)2 0, a b, то x = ;

x = .

2) Если (a-b)2=0, a=b, то

0x=0, x-любое число, кромеx=b2(из ОДЗ).

Ответ: при a b, a , a x = ;

при a=b, x-любое число, кроме b2;

при a = , a = решений нет.

При решении уравнений такого вида от учащихся требуется строгое соблюдение алгоритма. Если позволять менять местами шаги 3 и 4, то практика показывает, что шаг 3 учащиеся в решении теряют.

Также обращается особое внимание на строгость порядка при выписке ответа, рассмотрение последовательно всех значений параметра согласно решению.

Из ранее изученного восьмиклассникам на факультативе можно предложить такие задания:

  1. Решить уравнение x2-1+a (x-1)=0.

Решение:

Это уравнение равносильно системе



Ответ: при a 0, x=1;

при a=0, x= 1.

  1. Найти все значения параметра bтакие, что при любых значениях параметра a система:




имела хотя бы одно решение.

Решение:

Систему решаем методом подстановки.



Подставим yв уравнение (2), получим:

;



1.Если , a ,то= .

Уравнение, а значит, и система, имеют решение при любом действительном b.

2. Если , ,то .

Уравнение имеет решение при .

Значит, независимо от значения aсистема будет иметь решения при .

Ответ: .

В восьмом классе более серьезно изучаются графики функции. Восьмиклассники знакомы с элементарными преобразованиями графиков. Поэтому целесообразно после изучения функции y= рассмотреть задания, в которых применяется графический способ решения, и его применение преимущественно.

  1. Сколько корней имеет уравнение x 2=a при различных значениях параметра a?

Решение:

Построим график функции y=x 2, проведя ряд последовательных преобразований: y=x-2 y=x 2 y=x 2 , и график функции y=a.

О