Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке. -
Как ведут себя герои сказки? -
Чем она закончится? -
Чему учит эта сказка? -
Прочтите пословицы, записанные на доске:
-
В темноте, да не в обиде. -
Знает сорока, где зиму зимовать. -
Согласие крепче каменных стен.
-
Объясните смысл этих пословиц. -
Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?
-
Пересказ сказки.
Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.
-
Придумайте свой вариант окончания сказки. -
Какие слова произнесет волк? -
Какие слова произнесет медведь?
-
И гра «Чье это прозвище?».
Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию.
На доске записаны прозвища:
-
кумушка, сестричка (лиса); -
бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк); -
толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь); -
норушка (мышка); -
квакушка (лягушка); -
побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц); -
серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот); -
дереза (коза); -
ряба, татарушка, пеструшка (курица).
-
Где так называют животных?
-
И гра «Чей это голос?».
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
-
Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
-
голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц); -
голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса); -
голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь); -
голос хриплый, грубый, «толстый» (волк); -
голос звонкий, чёткий (петух); -
речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот); -
голосок тоненький, притворный (коза); -
голос занудливый (баран).
-
Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра.
-
С какой сказкой мы сегодня познакомились? -
Кто автор этой сказки? -
Чему учит нас эта сказка?
Внеурочная деятельность.
Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Подготовить иллюстрации к сказке; выразительное чтение сказки по ролям.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 8
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).
Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».
В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии - писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.
Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.
«Все мои рассказы, - говорил Е. Чарушин, - так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, - писал Е. Чарушин, - изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».
У р о к 9. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «РУКАВИЧКА»
Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение сравнивать авторское и фольклорное произведение.
Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения.
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
Личностные УУД:
формирование мотивов достижения и социального признания своих достижений.
Регулятивные УУД: уметь адекватно воспринимать оценку своих работ учителем и одноклассниками.
-
Выставка детских рисунков. -
Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».
-
Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретировать знаки, символы.
- Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.
Ответ: рукавичка.
-
Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка».
-
Изучение нового материала.
-
Речевая разминка.
Коммуникативные УУД: уметь обсуждать поступки и характер героев сказки; оценивать высказывания одноклассников.
-
Прочтите скороговорку:
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.
-
В каких сказках действующее лицо - Мышка?
-
Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы с учётом характера допущенных ошибок.
Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснение незнакомых слов в словаре учебника.
-
Назовите действующих лиц сказки.
об-ро-нил - по-пры-гуил-ка - по-скре-буш-ка - спра-ши-ва-ет - по-бе-гай-ка - сест-рич-ка
- бре-дет -
н
обронил
попрыгушка
поскребушка
спрашивает
побегайка
сестричка
бредет
не повернуться подходит разорвется пошевеливается
е по-вер-нутъ-ся [ца] - под-хо-дит - ра-зо-рве-тся [ца] - по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] -
Объясните значение слов:
Бредет - идет медленно, с трудом.
Врассыпную - в разные стороны.
Обронил - уронил.
-
Самостоятельное чтение сказки. -
Анализ произведения.
Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев сказки.
Личностные УУД: знание и восприятие основ моральных норм (справедливость, сопереживание, честность) в оценке характера и поступков героев сказки.
-
Понравилась ли вам сказка? -
Какие герои вам понравились? -
Каковы особенности их поведения, характера? -
Кто обронил рукавичку? -
Кто первым стал жить в рукавичке? -
Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке. -
П
очему звери были вынуждены покинуть свой домик?
ЛЕСНАЯ ЛУЖАЙКА Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал - Не споткнулся, не упал.
- 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 37