Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.

  • Как ведут себя герои сказки?

  • Чем она закончится?

  • Чему учит эта сказка?

  • Прочтите пословицы, записанные на доске:

  • В темноте, да не в обиде.

  • Знает сорока, где зиму зимовать.

  • Согласие крепче каменных стен.

  • Объясните смысл этих пословиц.

  • Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

  1. Пересказ сказки.

Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; вы­двигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

  • Придумайте свой вариант окончания сказки.

  • Какие слова произнесет волк?

  • Какие слова произнесет медведь?

  1. И гра «Чье это прозвище?».

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию.

На доске записаны прозвища:

  • кумушка, сестричка (лиса);

  • бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк);

  • толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

  • норушка (мышка);

  • квакушка (лягушка);

  • побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

  • серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);

  • дереза (коза);

  • ряба, татарушка, пеструшка (курица).

  • Где так называют животных?

  1. И гра «Чей это голос?».

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

  • Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

  • голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

  • голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

  • голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

  • голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

  • голос звонкий, чёткий (петух);

  • речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот);

  • голосок тоненький, притворный (коза);

  • голос занудливый (баран).


  1. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра.

  • С какой сказкой мы сегодня познакомились?

  • Кто автор этой сказки?

  • Чему учит нас эта сказка?

Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Подготовить иллюстрации к сказке; выразительное чтение сказки по ролям.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 8

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) был писателем, в рассказах которого «чувствует­ся такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).

Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисо­вать, писал стихи.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюст­ратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои лите­ратурные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».

В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии - писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неус­танно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.



«Все мои рассказы, - говорил Е. Чарушин, - так или иначе связаны с моим детством и юно­шескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, - писал Е. Чарушин, - изо­бражать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

У р о к 9. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «РУКАВИЧКА»

Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литерату­ры; анализировать средства выразительности.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение сравнивать авторское и фольклорное произведение.

Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собст­венные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану.

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочи­танного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Личностные УУД:
формирование мотивов достижения и социального признания своих до­стижений.

Регулятивные УУД: уметь адекватно воспринимать оценку своих работ учителем и одно­классниками.

  1. Выставка детских рисунков.

  2. Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».

  1. Постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретиро­вать знаки, символы.

- Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. На­звание этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.







Ответ: рукавичка.

  • Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка».

  1. Изучение нового материала.

  1. Речевая разминка.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать поступки и характер героев сказки; оценивать вы­сказывания одноклассников.

  • Прочтите скороговорку:

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

  • В каких сказках действующее лицо - Мышка?

  1. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оцени­вать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы с учётом характера допущенных ошибок.

Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснение незнакомых слов в слова­ре учебника.

  • Назовите действующих лиц сказки.

об-ро-нил - по-пры-гуил-ка - по-скре-буш-ка - спра-ши-ва-ет - по-бе-гай-ка - сест-рич-ка
- бре-дет -

н
обронил

попрыгушка


поскребушка


спрашивает

побегайка

сестричка

бредет

не повернуться подходит разорвется пошевеливается

е по-вер-нутъ-ся
[ца] - под-хо-дит - ра-зо-рве-тся [ца] - по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] -

Объясните значение слов:

Бредет - идет медленно, с трудом.

Врассыпную - в разные стороны.

Обронил - уронил.

  1. Самостоятельное чтение сказки.

  2. Анализ произведения.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступка­ми героев сказки.

Личностные УУД: знание и восприятие основ моральных норм (справедливость, сопережи­вание, честность) в оценке характера и поступков героев сказки.

  • Понравилась ли вам сказка?

  • Какие герои вам понравились?

  • Каковы особенности их поведения, характера?

  • Кто обронил рукавичку?

  • Кто первым стал жить в рукавичке?

  • Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.

  • П
    очему звери были вынуждены покинуть свой домик?


ЛЕСНАЯ ЛУЖАЙКА Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал - Не споткнулся, не упал.
  1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   37