Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Сочинение загадок.
Познавательные УУД: уметь анализировать содержание и структуру произведения и выделять существенные признаки.
-
Как устроена загадка?
Загадка - замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?.
Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.
-
Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце. -
Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.) -
Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.) -
Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.
Запись загадки о сороке на доске:
По лесу летает,
Всегда всё знает, Длиннохвоста, белобока, А зовут её ... (сорока).
А
Физкультминутка
налогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.
-
Закрепление изученного.
Чтение народных песенок.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснение значений слов и выражений в словаре и сносках к тексту.
-
Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна». -
Как в песенке названа весна? Почему? -
Как еще можно было назвать весну? -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:
от-во-рил — отворил при-гла-шай - приглашай
-
Объясните значение выражений:
Отворяй-ка ворота - открывай ворота.
Солнце в терем приглашай - открывай окна.
Белый снег сошел - снег растаял.
-
Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке? -
С какой интонацией надо читать эту песенку? -
Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны. -
Прочтите зашифрованные слова:
ЙАМ ЬЛЕРПА ТРАМ
< < <
-
Как их назвать одним словом? -
Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам. Какой рисунок не относится к песенке «Идёт матушка Весна»? (Колосья.) -
Прочтите самостоятельно вторую песенку - «Иди, весна». -
Объясните значения слов и выражений:
Принеси ржаной колосок - просьба дать богатый урожай.
Снопок - связка стеблей с колосьями.
-
Сравните эту песенку с предыдущей. -
Чем они похожи и чем отличаются? -
Какая из двух песенок похожа на закличку? -
Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.
-
Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.
-
С какими произведениями мы познакомились? -
Зачем люди придумывают загадки? -
Как придумывают загадки? -
Для чего придумывают песенки? -
Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово.
Учащиеся читают на карточках загадки и заполняют кроссворд.
Загадки:
-
Я
6. Рогатый, а не бодается.
(Месяц.)
7. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи.)
над речкой лежу,
Оба берега держу.
(Мост.)
-
Шагаешь - впереди лежит, Оглянешься - домой бежит.
(Дорога.)
-
Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля.)
-
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий.
(Небо.)
-
Его весной и летом Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели.
(Дерево.)
Ключевое с л о во: молодцы.
Внеурочная деятельность: сочинить загадку о ёжике.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 10
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил своё отражение в загадке. И составление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. «Любознательная пытливость создавала загадку, которая в первоначальном своём виде могла быть не чем иным, как смелым вопросом пробуждённого ума о таинственных силах и явлениях природы».
Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представление о мире облекалось в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, «тайного» языка, чтобы скрыть свои намерения, уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.
Но загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты.
Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях и других фольклорных жанрах.
В древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трёх?». Неотгадавшего постигала смерть. Разгадал эту загадку только царь Эдип: утром (в детстве) на четырёх, днём (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылём) на трёх ходит человек.
В русских русалочьих песнях юношам задаются коварные вопросы: «Что растет без коренья?» (Камень.) «Что цветёт без цвету?» (Папоротник.) «Что бежит без повода?» (Вода.) В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.
С течением времени загадка становится дидактическим средством - средством обучения детей.
У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.
И в наше время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Урок 11. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ. НЕБЫЛИЦЫ.
СТИХИ И ПЕСЕНКИ ИЗ КНИГИ «РИФМЫ МАТУШКИ ГУСЫНИ»
Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство
и различие между произведениями разных жанров литературы, формирования читательского интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, выразительно читать по ролям, сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.
Личностные: