Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Сочинение загадок.

Познавательные УУД: уметь анализировать содержание и структуру произведения и выде­лять существенные признаки.

  • Как устроена загадка?

Загадка - замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообра­зительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо опреде­лить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?.

Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.

  • Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.

  • Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.)

  • Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)

  • Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.

Запись загадки о сороке на доске:

По лесу летает,

Всегда всё знает, Длиннохвоста, белобока, А зовут её ... (сорока).

А

Физкультминутка


налогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.

  1. Закрепление изученного.

Чтение народных песенок.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с ус­тановкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать пра­вильность выполненных действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснение значений слов и выраже­ний в словаре и сносках к тексту.

  • Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна».

  • Как в песенке названа весна? Почему?

  • Как еще можно было назвать весну?

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:

от-во-рил — отворил при-гла-шай - приглашай

  • Объясните значение выражений:

Отворяй-ка ворота - открывай ворота.

Солнце в терем приглашай - открывай окна.

Белый снег сошел - снег растаял.

  • Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?

  • С какой интонацией надо читать эту песенку?

  • Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.

  • Прочтите зашифрованные слова:

ЙАМ ЬЛЕРПА ТРАМ

< < <

  • Как их назвать одним словом?

  • Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам. Какой рисунок не отно­сится к песенке «Идёт матушка Весна»? (Колосья.)

  • Прочтите самостоятельно вторую песенку - «Иди, весна».

  • Объясните значения слов и выражений:


Принеси ржаной колосок - просьба дать богатый урожай.

Снопок - связка стеблей с колосьями.

  • Сравните эту песенку с предыдущей.

  • Чем они похожи и чем отличаются?

  • Какая из двух песенок похожа на закличку?

  • Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой дея­тельности, оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.

  • С какими произведениями мы познакомились?

  • Зачем люди придумывают загадки?

  • Как придумывают загадки?

  • Для чего придумывают песенки?

  • Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово.

Учащиеся читают на карточках загадки и заполняют кроссворд.

Загадки:

  1. Я

    6. Рогатый, а не бодается.

    (Месяц.)


    7. Деревянные кони
    По снегу скачут,


    А в снег не проваливаются.


    (Лыжи.)

    над речкой лежу,

Оба берега держу.

(Мост.)

  1. Шагаешь - впереди лежит, Оглянешься - домой бежит.

(Дорога.)

  1. Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля.)

  1. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий.

(Небо.)

  1. Его весной и летом Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели.

(Дерево.)

Ключевое с л о во: молодцы.

Внеурочная деятельность: сочинить загадку о ёжике.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 10


Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил своё отражение в загадке. И со­ставление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами дейст­вительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. «Любознательная пытливость создавала загадку, которая в первоначальном своём виде могла быть не чем иным, как смелым вопросом пробуждённого ума о таинственных силах и яв­лениях природы».

Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представление о мире облекалось в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, «тайного» языка, чтобы скрыть свои намерения, уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.

К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.

Но загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчи­вость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты.

Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях и других фольк­лорных жанрах.

В древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трёх?». Неотгадавшего постигала смерть. Разгадал эту загадку только царь Эдип: утром (в детстве) на четырёх, днём (во взрос­лом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылём) на трёх ходит человек.


В русских русалочьих песнях юношам задаются коварные вопросы: «Что растет без ко­ренья?» (Камень.) «Что цветёт без цвету?» (Папоротник.) «Что бежит без повода?» (Вода.) В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообрази­тельности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и са­му жизнь.

С течением времени загадка становится дидактическим средством - средством обучения детей.

У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобраз­ный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудро­сти, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.

И в наше время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Урок 11. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ. НЕБЫЛИЦЫ.

СТИХИ И ПЕСЕНКИ ИЗ КНИГИ «РИФМЫ МАТУШКИ ГУСЫНИ»

Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство

и различие между произведениями разных жанров литературы, формирования читательского ин­тереса к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, вы­разительно читать по ролям, сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их назва­ниями, иллюстрациями.

Личностные: