Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прилетели галки в поле И уселись на снегу...

Стану я учиться в школе - Разобраться в них смогу!

(Буквы.)

  • Прочтите тему нашего урока: «Жили-были буквы».

  • Почему эта тема имеет сказочное название?

Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать произведения о буквах. Будем учиться «писать» собственную книгу.

  1. Знакомство с новыми произведениями.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с ус­тановкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать вы­полненные действия и вносить необходимые коррективы.

  1. Речевая минутка.

  • Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.

Pa-pa-pa - начинается ... (игра). Ры-ры-ры - у мальчиков ... (шары). Ро-ро-ро - у нас новое ... (ведро). Ру-ру-ру- продолжаем мы ... (игру). Ре-ре-ре - стоит домик на ... (горе). Ри-ри-ри - на ветках ... (снегири). Ар-ар-ар - кипит наш ... (самовар). Ор-ор-ор - созрел красный ... (помидор). Ир-ир-ир - мой папа ... (командир). Арь-аръ-арь - на стене висит ... (фонарь). Ра-ра-ра - у мышки есть ... (нора). Ре-ре-ре - носим воду в ... (решете).

  1. Чтение советов из старинных книг (с. 22-23 учебника).

- Прочтите слова по слогам, а потом целыми словами:

при-вы-кай - привыкай

рас-ска-зы-вай — рассказывай

дейст-ви-тель-но - действительно ут-верж-дай - утверждай

ос-па-ри-вай -
оспаривай

ис-пол-няй - исполняй

пе-ре-би-вай - перебивай

от-кла-ды-вай - откладывай

Далее учащиеся читают вслух по выбору учителя.

  1. Словарная работа.

Познавательные: уметь самостоятельно находить значение отдельных слов в толковом сло­варе учебника; выделять существенную информацию из текстов разного вида.

  • Объясните значение слов:

Намерен - хочет сделать что-либо.

Оспаривай - доказывай.

Взаймы - в долг.

Получил даром - получил бесплатно (в подарок).

Почитай - уважай.

  • С какими советами вы познакомились? Чему они учат?

  • Можно ли сказать, что советы устарели?

  1. Чтение стихотворений на «Разноцветных страницах» (с. 24—25, часть 1). Коммуникативные УУД: уметь высказываться по содержанию стихотворения и его назва­нию, аргументировать своё мнение; оценивать высказывание партнёра.

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественных текстов.

  1. Эвристическая беседа.

  • Прочтите стихотворение Т. Павловой сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.

  • Подберите заголовок к этому стихотворению.

  • О каком звуке в нем рассказано? (О звуке р.)

  • Почему дети не смогли повторить за взрослым слова крот, марки, краски?

  • Придумайте слова со слогом РЕ. (Река, репа, ремонт, редис, репей, резина и др.)

  • Прочтите стихотворение В. Лунина.

  • Какой звук постоянно встречается в этом стихотворении? (Звук ш.)

  • Какое название можно дать этому произведению?

  • Прочтите стихотворение Ф. Бобылева.

  • О каком звуке это стихотворение? (О звуке х.)

  • Попробуйте назвать слова, в которых встречаются и звук ш, и звук х.


Хлоп - и конфета стреляет, как пушка! Каждому ясно: это ... (хлопушка).


Ф изкультминутка

У реки росла рябина,

А река текла - рябила. Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба - рыбий царь. Называется... (пескарь).

(Дети изображают резвящихся рыбок.)

  1. Закрепление и обобщение.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с ус­тановкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свой ответ с отве­тами одноклассников.

Коммуникативные УУД: уметь аргументировать свою позицию; владеть диалогической фор­мой речи.

  1. Беседа по вопросам:

  • Вспомните название стихотворений, сказок, рассказов, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят.

  • Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт, рассказчик, учёный?

  • Рассмотрите свои рисунки.

  • Как вы изобразили характер сказочных букв?

  • С помощью чего поэты и писатели рисуют картины и оживляют буквы?

  • Прочтите стихотворения, где можно услышать, как жужжит пчела, ревёт медведь.

  • Вспомните стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» и «Кто как кри­чит?» И. Гамазковой. Что в этих стихотворениях общего и чем они отличаются?

  • Как оживили буквы И. Гамазкова, Е. Григорьева в стихотворении «Живая азбука»?

  • Вспомните стихотворение Саши Чёрного «Живая азбука». Как поэт оживил буквы в этом стихотворении?

  • Почему писателей называют настоящими волшебниками?

  • Какой секрет мы раскрыли в стихотворении С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»?

  • Что интересного мы узнали в буквах, прочитав рассказ Ф. Кривина «Почему «А» поётся, а «Б» - нет?».

  • Что нового вы узнали о буквах?

  • Чем отличаются тексты о буквах и звуках в учебниках «Русский язык» и «Родная речь»?

  • Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?

  • Попробуйте придумать свою историю про буквы.

  • Рассмотрите рисунки забавных животных на с. 26 учебника.

  • Что в них необычного?

  • Дайте имена этим забавным существам.

  • Существуют ли такие животные? Придумайте весёлые истории про фантастических жи­вотных.


  1. Игры Деда Буквоеда.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполненных действий и вносить коррективы.

Познавательные УУД: уметь проводить аналогии между учебным материалом и собствен­ным опытом, понимать и интерпретировать знаки и символы.

  • Прочтите весёлую историю про льва на с. 27 учебника. В каких словах есть буквы «Л», «Е», «В»?

Запись на доске:

Телевизор.

Левкои - садовое травянистое растение с пахучими цветками.

Клевер - луговое растение, сорт кормовой травы.

Сталевар - рабочий по выплавке стали.

(При объяснении значений слов учитель демонстрирует картинки.)

Игра «Рак».

  • Попробуйте разгадать слова, в которых «спрятались» буквы «Р», «А», «К».

1



(Рубашка.)


2) «Рак» - на Луну спешит...




(Ракета.)

3) «Рак» - долгожданный день...





(Праздник.)


4) «Рак» - вспорхнул на пень...




(Рубанок.)



) «Рак» - из хлопка сшит...


(
6^ «Ряк-» — К’МГ.ПРНКК'МЙ пеленеп



Стражник.)


(
7) «Рак» - в портфеле твоём живет...




(Тетрадка.)


8) «Рак» - ночью в окно ползёт...




(Мрак.)

Барбариска.)



9) «Рак» - круг для шофёрских рук






(Баранка.)


10) Этот - множество закорюк...



(Каракули.)

  • А сейчас мы узнаем, кто из вас лучший наборщик слов.




Игра «Наборщик».

  • Используя буквы из слова «Наборщик», составьте как можно больше слов. (Бор, борщик, нора, кино, борщ, роща, щи, бок, кора, рок, рак, рано.)