Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в уст­ной форме.

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устно­го народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Конкурс на лучшую загадку.

Учащиеся читают придуманные загадки.

  1. Постановка цели урока.

- Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:







2 7 5 1 4 6 3

Ответ: потешки.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.

  1. Изучение нового материала.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с ус­тановкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, адекватно воспринимать оцен­ку учителя и одноклассников.


  1. Речевая минутка.

  • Прочтите чисто говорку:

Ва-фа-ва - в лесу живет сова.

Фы-фы-вы - в саду росли сливы.

Ва-ва-фа - платье новое из шкафа.

Фе-ве-фе - подушка на софе.

  1. Отработка навыка чтения.

  • Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания.

РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК
(из зарубежного фольклора)

  • Кума,

Ты к нам?

  • К вам, к вам,

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

  • А кого, кого, кума?

  • Карпа, рака и сома.

  • Как поймаешь, дашь ли нам?

  • Как не дать?

Конечно, дам!

  • Прочтите скороговорку медленно, быстрее, очень быстро:

Дятел дуб долбил,

Да не до долби л.

3.Знакомство с русскими народными потешками.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике, понимать структуру текста, выде­лять существенную информацию из текста, иллюстраций, объяснения учителя, собственного опыта.

  • Рассмотрите иллюстрации к потешкам.

  • Как вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке?

-» Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений. Учащиеся читают вслух по цепочке.

  • Объясните значение слов:

Мельница - в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна. Молотить - извлекать, выбивать зерна из колосьев.

  • Назовите героев этой потешки.

  • Кто обращается к кисоньке?

  • Как хозяйка называет кисоньку?

  • Зачем сочиняют потешки?

  • Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.

  • О ком пойдёт в ней речь?

  • Прочтите потешку вслух по цепочке.

  • Объясните значение слов:

Горница - чистая половина крестьянской избы.

Печь - сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.



  • В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)

  • Для кого их сочиняют?

  • Чему учат потешки?

  • Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.

© Физкультминутка СЧИТАЛКА

Х
Мимо леса,

Мимо дач Плыл по речке Красный мяч. Увидела щука:


- Что это за штука?

вать, хвать,

Не поймать - Мячик вынырнул опять.

Он пустился дальше плыть.

Выходи,

Тебе водить!

Г. Миловидова

  1. Продолжение изучения нового материала.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге и строить монологическое высказыва­ние в процессе обсуждения по теме.

Знакомство с небылицами.

  • Прочтите название группы произведений на с. 46.

  • Что обозначает слово «небылица»? (Это вымысел, выдумка.)

  • Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы: для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)

  • Прочтите небылицы вслух по цепочке.

  • О каких чудесах вы прочли?

  • Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что полу­чилось?
  1. 1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   37


Знакомство с песенками и потешками из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

Познавательные УУД: уметь понимать и интерпретировать знаки, символы в процессе опре­деления названия и содержания литературного произведения.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к героям произведения и оцени­вать высказывание партнёра, при пересказе содержания произведения адекватно использовать речевые средства.

  • Весёлые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский язык С. Маршак.

  • Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир».

  • Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».

  • Когда автор встретил двух свинок?

  • Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?

  • Прочтите потешку «Король Пинин» вслух по цепочке.

  • Какое настроение передает это стихотворение - весёлое или грустное?

  • Прочтите слова, которые рифмуются:

мал - сказал печь- стеречь

дворец - леденец готов - котов

  • Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне».

  • О каких чудесах вы прочитали?

  • Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?

Заранее подготовленные учащиеся читают потешку «Мама, можно искупаться?».

  • Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?

  • О
    изкультминутка



    Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой.


    Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом.



    Мы топаем ногами: Топ-топ-топ.


    Мы руки опускаем: Хлоп-хлоп-хлоп.

    Мы руки разведем - И побежим кругом.

    каких чудесах вы прочитали?


  1. Продолжение изучения нового материала.

1.Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек».

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию и ключевым фразам, анализировать структуру произведения.

  • Прочтите название стихотворения.

Далее учитель читает отрывок из стихотворения.

  • Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?

  • Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.

  • Как построено стихотворение?

  • Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?

Заглавие - это главная мысль, как фундамент в доме.

  • Сравните выражения: построить дом; построить стихотворение.

  1. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Влиятельная буква».

  • Добавьте букву «К» так, чтобы из одного слова получить другое: К + часть лица = животное. + рот = крот.)

К + полевое растение = дерево. + лён = клён.)

К + морское животное = насекомое. + омар = комар.)

К + речные рыбы = слесарный инструмент. + лещи - клещи.)







  1. Итог урока. Рефлексия.

  • С какими произведениями вы познакомились?

  • Для чего создают потешки, небылицы и весёлые стихотворения?

  • Какие произведения вам понравились больше всего?

  • Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?

Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учеб­ной задачей.