Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Придумать весёлую необычную историю; выучить одно из произведений. Вспомнить сказки
А. С. Пушкина, принести на урок книгу с любимой сказкой.
У р о к 12. СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА
Цель деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения сравнивать народную и литературную сказку, соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно.
Личностные: умение ориентироваться на моральную норму с опорой на литературное произведение.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение расставлять книги на выставке в соответствии с темой урока, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки, соотносить иллюстрацию с содержанием текста, сравнивать народную и литературную сказки.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков; умение высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера.
Формы и методы обучепия: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг (сказки А. С. Пушкина разных лет издания, разного художественного оформления).
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
Коммуникативные УУД: уметь внимательно слушать выступления одноклассников и оценивать их высказывания.
-
Рассказы учащихся о необычных историях. -
Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Познавательные УУД: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Рассматривание выставки книг со сказками А. С. Пушкина (дополнительно иллюстрации из учебника на с. 52).
-
Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? -
Какая сказка ваша любимая? -
Почему она вам нравится?
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу.
-
В чём разница между сказками Пушкина и русскими народными? -
Почему Пушкин каждый раз подчёркивает слово «сказка»? (Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.) -
Давайте попробуем сравнить сказки А. С. Пушкина с народными сказками.
-
Изучение нового материала.
Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра.
Демонстрация иллюстрации к вступлению к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
-
Что изображено на иллюстрации (картинке)?
Чтение учителем текста вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Повторное рассматривание иллюстрации.
-
На иллюстрации действительно изображён дуб? Создана ли атмосфера сказочного леса (густого, заросшего, непроходимого)? Найдите фигуру кота, который лежит на цепи и читает сказки. Видите ли вы филина, птицу Сирин на ветке, Бабу Ягу с метлой, избушку на курьих ножках, изображение Пушкина, который сидит с русалкой на дереве? Появилось ли у вас ощущение, что сучья деревьев, словно руки, могут схватить путника в свои объятия и не выпустить?
Повторное чтение текста.
-
Действительно ли Пушкин знал много русских сказок? Сумеете это доказать? (Читает 2-ю часть «Вступления» «Там чудеса...». Учащиеся называют сказочные сюжеты с действием избушки на курьих ножках, Бабы Яги, Василисы Прекрасной и Серого Волка, Кощея Бессмертного.) А другие сюжеты сказки, которые упоминает Пушкин, знаете? Кто в сказках говорит: «Чу, русским духом пахнет»? (Баба Яга.) Как они звучат в стихотворении? Найдите эти строки и прочитайте. Существует ли на самом деле лукоморье или это «сказочная территория»? -
Рассказ в произведении может вестись от любого лица - девочки, мальчика, кошки, собачки. Иногда поэтесса пишет от лица мальчика, а поэт - от лица девочки. Кто говорит эти слова - сам Пушкин или его герой, который ведёт рассказ? Авторская сказка невозможна без народной. Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Почему в рот не попало? Рассказчик побывал в чудесном, волшебном, ска- зонном мире, он попал туда из обыкновенного земного измерения и не может там стать своим: не может пить сказочные напитки, есть сказочную еду - он может быть только наблюдателем. (Учитель может объяснить, используя образ зеркала.) -
Волшебный мир - изнаночный мир - это то же, что Зазеркалье. В зеркале каждый может видеть всё, что стоит на столе, но можно ли, протянув руку, что-то взять там, в Зазеркалье, выпить там, в Зазеркалье? Нет! Можно только наблюдать. -
Кот учёный умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читает 5-ю и 6-ю строки.) а герою Пушкина кто рассказывает сказки или поёт песни? Найдите ответ в тексте. (Читает последнюю строку.) -
Вспомните русские народные сказки, в которых есть Баба Яга, Кощей Бессмертный, Учёный Кот и другие герои? -
Какие сказки, по-вашему, красивее - народные или пушкинские? -
Да, сказки Пушкина красивее, потому что написаны звучными, прекрасными стихами.
Писатель М. Горький говорил, что Пушкин «украсил народную сказку блеском своего таланта», и мы согласимся с ним.
Поэт С. Маршак считал, что сказка Пушкина - «прямая наследница сказки народной».
Работа над выразительным чтением отрывков из сказок А. С. Пушкина, данных в учебнике (с. 52-53).
Внеурочная деятельность.
Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Подготовить выразительное чтение отрывка из любой сказки А. С. Пушкина (по желанию наизусть), нарисовать к нему иллюстрацию.
У р о к 13. «СКОРОГОВОРКИ. СКАЗКА «ПЕТУХ И СОБАКА»
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формировать читательский интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общее и отличие.
Регулятивные:
умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книге произведениями устного народного творчества; иллюстрации; таблицы.
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
Коммуникативные УУД: уметь внимательно слушать выступления одноклассников и оценивать их высказывания.
Выставка иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
Выразительное чтение отрывков.
-
Постановка цели урока.
-
Отгадайте загадки.
Кто заливисто поёт о том, что солнышко встаёт? (Петух.)
Не говорит и не поёт, а кто к хозяину идёт, она сразу знать даёт. (Собака.)
-
Вспомните названия народных сказок. Назовите героев. -
В каких сказках действующее лицо - Петух, а в каких - Собака?
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 37
Изучение нового материала.
1.Отработка навыков чтения.
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
-
Ч
БЕ
РЕГ
РЕЧЬ
ДА
ТОН
итайте слова по таблице быстро и не ошибаясь.
лист - листок - листочек - листопад лис - лиса - лисёнок - лисий - лисица лень - лентяй - лентяйка - ленивый
лес - лесок - лесник - лесопарк - лесовоз
2.Чтение скороговорок из «Разноцветных страниц» (с. 60-61 учебника, часть 1).
Познавательные УУД: уметь самостоятельно пользоваться справочниками, словарями, находить сходство и различие разных жанров литературы.
-
Прочтите слова, сходные по звучанию (произносите слова четко и ясно). -
Прочтите скороговорки сначала медленно, а потом быстро и четко, проговаривая каждое
слово.
«Скороговорка - род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.
Учащиеся тренируются читать скороговорки быстро и чётко.