Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Придумать весёлую необычную историю; выучить одно из произведений. Вспомнить сказки

А. С. Пушкина, принести на урок книгу с любимой сказкой.

У р о к 12. СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА

Цель деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения сравнивать народ­ную и литературную сказку, соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторе­нии читать выразительно.

Личностные: умение ориентироваться на моральную норму с опорой на литературное произведение.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение расставлять книги на выставке в соответствии с темой урока, срав­нивать их, рассказывать о книге с выставки, соотносить иллюстрацию с содержанием текста, сравнивать народную и литературную сказки.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завер­шения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков; умение высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера.

Формы и методы обучепия: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг (сказки А. С. Пушкина разных лет издания, разного художественного оформления).

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Коммуникативные УУД: уметь внимательно слушать выступления одноклассников и оцени­вать их высказывания.

  1. Рассказы учащихся о необычных историях.

  2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.


Познавательные УУД: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Рассматривание выставки книг со сказками А. С. Пушкина (дополнительно иллюстрации из учебника на с. 52).

  • Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

  • Какая сказка ваша любимая?

  • Почему она вам нравится?

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу.

  • В чём разница между сказками Пушкина и русскими народными?

  • Почему Пушкин каждый раз подчёркивает слово «сказка»? (Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)

  • Давайте попробуем сравнить сказки А. С. Пушкина с народными сказками.

  1. Изучение нового материала.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитан­ного произведения, участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра.

Демонстрация иллюстрации к вступлению к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

  • Что изображено на иллюстрации (картинке)?

Чтение учителем текста вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Повторное рассматривание иллюстрации.

  • На иллюстрации действительно изображён дуб? Создана ли атмосфера сказочного леса (густого, заросшего, непроходимого)? Найдите фигуру кота, который лежит на цепи и читает сказки. Видите ли вы филина, птицу Сирин на ветке, Бабу Ягу с метлой, избушку на курьих нож­ках, изображение Пушкина, который сидит с русалкой на дереве? Появилось ли у вас ощущение, что сучья деревьев, словно руки, могут схватить путника в свои объятия и не выпустить?

Повторное чтение текста.

  • Действительно ли Пушкин знал много русских сказок? Сумеете это доказать? (Читает 2-ю часть «Вступления» «Там чудеса...». Учащиеся называют сказочные сюжеты с действием избушки на курьих ножках, Бабы Яги, Василисы Прекрасной и Серого Волка, Кощея Бессмерт­ного.) А другие сюжеты сказки, которые упоминает Пушкин, знаете? Кто в сказках говорит: «Чу, русским духом пахнет»? (Баба Яга.) Как они звучат в стихотворении? Найдите эти строки и прочитайте. Существует ли на самом деле лукоморье или это «сказочная территория»?

  • Рассказ в произведении может вестись от любого лица - девочки, мальчика, кошки, собачки. Иногда поэтесса пишет от лица мальчика, а поэт - от лица девочки. Кто говорит эти слова - сам Пушкин или его герой, который ведёт рассказ? Авторская сказка невозможна без народной. Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Почему в рот не попало? Рассказчик побывал в чудесном, волшебном, ска- зонном мире, он попал туда из обыкновенного земного измерения и не может там стать своим: не может пить сказочные напитки, есть сказочную еду - он может быть только наблюдателем. (Учитель может объяснить, используя образ зеркала.)

  • Волшебный мир - изнаночный мир - это то же, что Зазеркалье. В зеркале каждый может видеть всё, что стоит на столе, но можно ли, протянув руку, что-то взять там, в Зазеркалье, вы­пить там, в Зазеркалье? Нет! Можно только наблюдать.

  • Кот учёный умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читает 5-ю и 6-ю строки.) а герою Пушкина кто рассказывает сказки или поёт песни? Найдите ответ в тексте. (Чи­тает последнюю строку.)

  • Вспомните русские народные сказки, в которых есть Баба Яга, Кощей Бессмертный, Учё­ный Кот и другие герои?

  • Какие сказки, по-вашему, красивее - народные или пушкинские?

  • Да, сказки Пушкина красивее, потому что написаны звучными, прекрасными стихами.


Писатель М. Горький говорил, что Пушкин «украсил народную сказку блеском своего талан­та», и мы согласимся с ним.

Поэт С. Маршак считал, что сказка Пушкина - «прямая наследница сказки народной».

Работа над выразительным чтением отрывков из сказок А. С. Пушкина, данных в учебнике (с. 52-53).

Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учеб­ной задачей.

Подготовить выразительное чтение отрывка из любой сказки А. С. Пушкина (по желанию наизусть), нарисовать к нему иллюстрацию.

У р о к 13. «СКОРОГОВОРКИ. СКАЗКА «ПЕТУХ И СОБАКА»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формировать читательский инте­рес к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объ­яснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение на­ходить общее и отличие.

Регулятивные:
умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их заверше­ния, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и осо­бенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книге произведениями устного народного творчества; иллюстрации; таблицы.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Коммуникативные УУД: уметь внимательно слушать выступления одноклассников и оцени­вать их высказывания.

Выставка иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

Выразительное чтение отрывков.

  1. Постановка цели урока.

  • Отгадайте загадки.

Кто заливисто поёт о том, что солнышко встаёт? (Петух.)

Не говорит и не поёт, а кто к хозяину идёт, она сразу знать даёт. (Собака.)

  • Вспомните названия народных сказок. Назовите героев.

  • В каких сказках действующее лицо - Петух, а в каких - Собака?
  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   37


Изучение нового материала.

1.Отработка навыков чтения.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные дей­ствия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

  • Ч


    БЕ


    РЕГ

    РЕЧЬ

    ДА

    ТОН




    итайте слова по таблице быстро и не ошибаясь.


лист - листок - листочек - листопад лис - лиса - лисёнок - лисий - лисица лень - лентяй - лентяйка - ленивый

лес - лесок - лесник - лесопарк - лесовоз

2.Чтение скороговорок из «Разноцветных страниц» (с. 60-61 учебника, часть 1).

Познавательные УУД: уметь самостоятельно пользоваться справочниками, словарями, нахо­дить сходство и различие разных жанров литературы.

  • Прочтите слова, сходные по звучанию (произносите слова четко и ясно).

  • Прочтите скороговорки сначала медленно, а потом быстро и четко, проговаривая каждое

слово.

«Скороговорка - род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Для скороговорки специаль­но подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повто­рении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.

Учащиеся тренируются читать скороговорки быстро и чётко.