Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности; уметь формулировать своё отношение к поступкам героев сказок и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.
-
Прочтите название сказки Л. Толстого. -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
п
плакаться
погибаем
утопимся
поскакали
услыхали
ла-кать-ся - по-ги-ба-ем - у-то-пим-ся - по-ска-ка-ли - ус-лы-ха-ли -
за-бул-ты-ха-ли - забултыхали ля-гу-ша-чье - лягушачье.
Заранее подготовленные учащиеся читают сказку выразительно.
-
Почему зайцы жаловались на свою жизнь? -
Что они решили сделать? -
Почему зайцы передумали топиться? -
Чему учит сказка Л. Толстого «Зайцы и лягушки»? -
Прочтите название сказки К. Ушинского. Как вы думаете, о ком это произведение? Учитель читает выразительно сказку «Гусь и журавль» К. Ушинского. -
Зачитайте строки, в которых гусь хвалит себя. -
Что ответил ему журавль? -
Зачитайте слова журавля. -
Чему учит нас эта сказка? -
Прочтите предложение, которое может служить выводом из сказки К. Ушинского «Гусь и журавль».
- 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 37
Итог урока. Рефлексия.
Познавательные: уметь сравнивать жанры произведений фольклора, сами произведения и героев этих произведений.
-
Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились? -
Для кого придумывают потешки? -
Чему учат загадки? -
Чему учат сказки? -
Зачем сочиняли загадки?
Внеурочная деятельность: пересказ русской народной сказки (по выбору).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 14
Лев Николаевич Толстой (28 августа (9 сентября) 1828 г., усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 (20) ноября 1910 г., станция Астапово (ныне станция «Лев Толстой») Рязано- Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почётный академик (1900) Петербургской АН.
«Радостный период детства». Толстой был четвёртым ребёнком в большой дворянской семье. Его мать, урождённая княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было ещё двух лет, но, по рассказам членов семьи, он хорошо представлял себе «её духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушнонасмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1937). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «... она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
Казанский университет. Когда Толстому было 13 лет. семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевёлся на юридический факультет, где проучился неполных два года; занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847 г., подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твёрдым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».
Народная школа. В 1859 г. Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.
Толстой много путешествовал: провёл полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 г. писатель издаёт педагогический журнал «Ясная Поляна»
с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В том же году в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведён обыск (искали тайную типографию).
Уход и смерть. Годы перелома круто изменили личную биографию писателя: они обернулись разрывом с социальной средой, а затем произошёл и семейный разлад (провозглашённый Толстым отказ от владения частной собственностью вызвал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910 г., ночью, тайно от семьи 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути он заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрёл уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) в начале своей карьеры получил юридическое образование в Московском государственном университете. Чуть позже стал работать по приглашению в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте. В Смольном институте он провёл несколько реформ. Работал за границей.
Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х гг. XX века и на дальнейшее её развитие.
Созданные им учебные книги «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) предназначались не только для школы, но и для семьи. Для этих книг Ушинский щедро отбирал сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературную прозу и поэзию.
К. Д. Ушинский - великий русский педагог.
Раздел III. «АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ! ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ...»
Урок 15. А. ПЛЕЩЕЕВ «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА».
А. МАЙКОВ «ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ ...», «ВЕСНА»
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: умение формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, постеры и фотографии о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского.
Сценарий урока
-
Актуализация знаний, постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в содержании рубрик, системе обозначений, структуре текста учебника.
Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
-
Перечислите весенние месяцы. -
Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта - день весеннего равноденствия.) -
Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями. Прочтите название третьего раздела на с. 65 учебника. -
Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?
-
Изучение нового материала.
1.Речевая минутка.
-
Прочтите чистоговорку:
Та-та-та - у нас дома чистота.
Ты-ты-ты - сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти - съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё - отложили мы шитьё.
То-то-то - стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать - мы идем гулять.
Ат-ат-ат - берем с собой самокат.
2.Отработка навыков чтения.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
-
Прочтите целыми словами:
Утром, присев на зелёном пригорке,
У
чат сороки скороговорки:
-
Чтение диалога автора с учениками.