Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельно­сти; уметь формулировать своё отношение к поступкам героев сказок и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.

  • Прочтите название сказки Л. Толстого.

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

п
плакаться

погибаем


утопимся


поскакали

услыхали

ла-кать-ся - по-ги-ба-ем - у-то-пим-ся - по-ска-ка-ли - ус-лы-ха-ли -


за-бул-ты-ха-ли - забултыхали ля-гу-ша-чье - лягушачье.

Заранее подготовленные учащиеся читают сказку выразительно.

  • Почему зайцы жаловались на свою жизнь?

  • Что они решили сделать?

  • Почему зайцы передумали топиться?

  • Чему учит сказка Л. Толстого «Зайцы и лягушки»?

  • Прочтите название сказки К. Ушинского. Как вы думаете, о ком это произведение? Учитель читает выразительно сказку «Гусь и журавль» К. Ушинского.

  • Зачитайте строки, в которых гусь хвалит себя.

  • Что ответил ему журавль?

  • Зачитайте слова журавля.

  • Чему учит нас эта сказка?

  • Прочтите предложение, которое может служить выводом из сказки К. Ушинского «Гусь и журавль».
  1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   37


Итог урока. Рефлексия.

Познавательные: уметь сравнивать жанры произведений фольклора, сами произведения и героев этих произведений.

  • Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомни­лись, понравились?

  • Для кого придумывают потешки?

  • Чему учат загадки?

  • Чему учат сказки?

  • Зачем сочиняли загадки?

Внеурочная деятельность: пересказ русской народной сказки (по выбору).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 14

Лев Николаевич Толстой (28 августа (9 сентября) 1828 г., усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 (20) ноября 1910 г., станция Астапово (ныне станция «Лев Толстой») Рязано- Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почётный академик (1900) Петербургской АН.

«Радостный период детства». Толстой был четвёртым ребёнком в большой дворянской се­мье. Его мать, урождённая княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было ещё двух лет, но, по рассказам членов семьи, он хорошо представлял себе «её духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно­насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1937). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «... она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произ­ведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет. Когда Толстому было 13 лет. семья переехала в Казань, в дом род­ственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 г. Толстой поступил в Казанский универ­ситет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевёлся на юридиче­ский факультет, где проучился неполных два года; занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847 г., подав прошение об увольне­нии из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твёрдым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экза­мен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географиче­скую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».



Народная школа. В 1859 г. Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.

Толстой много путешествовал: провёл полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Гер­ценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в спе­циальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 г. писатель издаёт педагогический журнал «Ясная Поляна»

с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В том же году в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведён обыск (искали тайную типографию).

Уход и смерть. Годы перелома круто изменили личную биографию писателя: они обернулись разрывом с социальной средой, а затем произошёл и семейный разлад (провозглашённый Тол­стым отказ от владения частной собственностью вызвал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910 г., ночью, тайно от семьи 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непо­сильной: в пути он заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жиз­ни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрёл уже мировую из­вестность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) в начале своей карьеры получил юриди­ческое образование в Московском государственном университете. Чуть позже стал работать по приглашению в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте. В Смольном инсти­туте он провёл несколько реформ. Работал за границей.


Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х гг. XX века и на дальнейшее её развитие.

Созданные им учебные книги «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) предназнача­лись не только для школы, но и для семьи. Для этих книг Ушинский щедро отбирал сказки, пес­ни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературную прозу и поэзию.

К. Д. Ушинский - великий русский педагог.

Раздел III. «АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ! ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ...»

Урок 15. А. ПЛЕЩЕЕВ «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА».

А. МАЙКОВ «ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ ...», «ВЕСНА»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведе­ниями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произве­дения.

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечат­лений в процессе размышлений над лирическим произведением.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение авто­ра, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать пра­вильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные: умение формулировать вопросы для получения необходимой ему инфор­мации и сопоставлять полученные ответы.


Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, постеры и фотографии о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний, постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в содержании рубрик, системе обозначений, структуре текста учебника.

Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой - улей - пчела Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной.)

  • Перечислите весенние месяцы.

  • Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта - день весеннего равно­денствия.)

  • Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями. Прочтите название третьего раздела на с. 65 учебника.

  • Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?

  1. Изучение нового материала.

1.Речевая минутка.

  • Прочтите чистоговорку:

Та-та-та - у нас дома чистота.

Ты-ты-ты - сметану съели всю коты.

Ти-ти-ти - съели кашу всю почти.

Тё-тё-тё - отложили мы шитьё.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать - мы идем гулять.

Ат-ат-ат - берем с собой самокат.

2.Отработка навыков чтения.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с ус­тановкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свои ответы с отве­тами одноклассников.

  • Прочтите целыми словами:

Утром, присев на зелёном пригорке,

У

чат сороки скороговорки:


  1. Чтение диалога автора с учениками.