Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личностные УУД: внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).
Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март».
-
Какое настроение передает музыкальное произведение? -
Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?
Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь - и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый...
Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег... И вся природа ждет настоящей весны.
-
Знакомство со стихотворением А. П л е щее в а «Сельская песенка».
Познавательные УУД: уметь знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями, самостоятельно находить значение отдельных слов в словаре учебника.
-
Какие признаки наступления весны вы знаете? -
Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева. -
Объясните значение слов:
Сени - прихожая в избе.
Краше - красивее.
Милей - больше всего нравится.
-
Какое настроение передаёт автор? -
Нравится ли весна поэту? -
Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну? -
С какой просьбой обращается автор к ласточке? -
Прочтите стихотворение выразительно.
Собирайтесь быстро, братцы, В чёт и нечет посчитаться. Вот Январь, а вот Февраль - Выгнать их из круга жаль. Братец Март и ты, Апрель, Заиграйте-ка в свирель. Братцу Маю да Июню - Спеть овсяночкой-певуньей, А Июлю, Августу - Растить зерна трав густых, Чтобы ждали мы не зря Сентября и Октября.
Ноябрю - повеять вьюгой, Декабрю - уйти из круга.
Л. Дружинина
-
Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась ...».
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию, ключевым словам и фразам.
-
Прочтите фамилию автора. -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
при-мча-лась - примчалась хмурь-ся - хмурься
-
Объясните значение этих слов. -
Прочтите стихотворение самостоятельно. -
Какое настроение передает это стихотворение? -
О ком оно? -
Откуда прилетела ласточка? -
Найдите и прочтите песенку ласточки. -
Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?
-
Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».
Коммуникативные: уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою позицию, слушать и оценивать высказывания одноклассников.
Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».
-
О каком растении рассказал поэт? -
Как автор называет этот цветок? -
Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»? -
Объясните значение выражения.
Сквозистый снежок - рыхлый снег.
-
Прочтите выразительно стихотворение «Весна». -
Чем отличается стихотворение от сказки?
-
Игры Деда Буквоеда.
Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения учебных действий и вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Игра «Песочные часы».
-
Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют слова. Пересыпьте песо- чек с буквами и назовите эти слова.
-
Итог урока. Рефлексия.
-
Как называется третий раздел учебника? -
Стихотворения каких авторов вы прочитали? -
Какое стихотворение понравилось больше? Почему? -
Прочтите пословицу и объясните её значение:
• Весна да осень - на дню погод восемь.
Внеурочная деятельность: выучить наизусть стихотворение по выбору; подготовить иллюстрацию к нему.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 15
В дошкольные годы ребёнок знакомится со стихотворениями известного поэта Алексея Николаевича Плещеева (1825-1893). Ещё при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» («У лесной опушки домик небольшой ...», 1877) - о старом леснике, радовавшем детей подарками. Столь же известным было стихотворение «Бабушка и внучек» (1878) - о том, как внук упросил бабушку послать его в школу.
В свободном переложении польского стихотворения «Травка зеленеет» (1858) Плещеев коснулся уже ставшей к середине XIX в. традиционной весенней темы: прилёт ласточек предвещает радостный приход тёплых дней. У поэта с гражданскими устремлениями, каким был Плещеев, эта тема соединилась с рассказом о горькой семейной драме: дочь покинула дом, тоскующая мать просит ласточку принести весть о дочери. Прилёт ласточки и приход весны оживили надежду - может быть, что-то станет известно о той, о ком горюет семья.
Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна - милей:
.. .Прощебечь с дороги Нам привет скорей.
Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в финальном стихотворении поэта «Птичка» (1858).
Этой темы поэт коснулся ещё раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлёте на юг птица обещает вернуться:
Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдёт, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей...
Аполлон Николаевич Майков (1821-1897). Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи этого известного поэта второй половины XIX века. Уже в начале своего творческого пути он получил положительную характеристику В. Г. Белинского. По словам критика, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением картин русской жизни. Природа России предстаёт сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Всё реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856):
Золото, золото падает с неба!
Дети кричат и бегут за дождём...
Небесное «золото» станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию.
Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую сторону крестьянского труда.
Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. Таковы известные стихи Майкова «Ласточка примчалась ...» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Реальные представления авторы о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну - поэт связывает с прилётом птиц лишь неотвратимую смену времён года:
Будь хоть снег, хоть дождик - Всё весною пахнет!
Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребёнка в здоровом отношении к миру.
У р о к 16. Т. БЕЛОЗЁРОВ «ПОДСНЕЖНИК». С. МАРШАК «АПРЕЛЬ».
И. ТОКМАКОВА «РУЧЕЙ»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.
Личностные: умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы.
Мет а предметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись).
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Образовательные ресурсы: загадки о весне; изображения растений, цветущих весной; энциклопедия о растениях; карточки с играми.
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
Личностные УУД: умение оценивать своё отношение к учёбе.
Регулятивные УУД: уметь сравнивать свои работы с работами одноклассников, адекватно воспринимать оценку учителя.
-
Конкурс рисунков «Весна-красна».
-
Выразительное чтение стихотворения.
-
Постановка цели урока.
-
Отгадайте загадки, и вы узнаете названия произведений, с которыми мы познакомимся на уроке.
Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручей.)
Четвёртый месяц как шагнёт, Из-под снега вышел друг.
Так с треском лопается лёд. И весной запахло вдруг.
(Апрель.) (Подснежник.)
-
Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне, о весенних изменениях в природе.
-
Изучение нового материала.
1.Речевая минутка.
-
Прочтите стихотворение сначала медленно, затем быстро и чётко:
Крылья - у орла,
Крылышки - у орлёнка,
П
- Прочтите, составляя слова по таблице.
ник
ной
ники
ерья - у перепела, Пёрышки - у перепелёнка. Прикрывала крыльями Орлица орлёнка, Перебирала пёрышки Перепелица перепелёнку.
2. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники».
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам.
-
Прочтите фамилию автора.
-
Как называется стихотворение?
-
Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:
сне-гу-роч-ка - снегурочка про-во-жа-та-я - про вожатая пе-чалъ-на-я - печальная
п
плакала
трогая
снегурочкины
ла-ка-ла - тро-га-я - сне-гу-роч-ки-ны
-
Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
-
О чём это стихотворение?
-
Какое настроение оно создаёт?
-
С какой интонацией надо его читать?
-
Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.
-
С чем автор сравнивает первые весенние цветы?
-
Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
-
Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.
-
Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».
Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы и в процессе знакомства с музыкальными произведениями.
Эвристическая беседа.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель»).
-
Какое настроение передал композитор в музыке?
-
Что вы представили, слушая эту музыку?
Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду - вот и в комнате весна.
Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе - плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
-
Кто автор следующего стихотворения?
-
Прочтите название стихотворения.
-
Как вы думаете, о чём это произведение?
-
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
му-ра-вьи - муравьи
про-би-ра-ет-ся - пробирается ва-леж-ник- валежник
рас-цвёл - расцвёл
-
Объясните значение слов:
Капель - падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. Валежник - старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.
Стужа - мороз, холод.
Пробирается - медленно и тяжело идёт.
-
Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передаёт это стихотворение?
О каких признаках весны вы прочли?
Актуализация знаний.
Конкурс рисунков «Весна-красна».
Выразительное чтение стихотворения.
Постановка цели урока.
Отгадайте загадки, и вы узнаете названия произведений, с которыми мы познакомимся на уроке.
Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне, о весенних изменениях в природе.
Изучение нового материала.
Прочтите стихотворение сначала медленно, затем быстро и чётко:
Прочтите фамилию автора.
Как называется стихотворение?
Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:
Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
О чём это стихотворение?
Какое настроение оно создаёт?
С какой интонацией надо его читать?
Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.
С чем автор сравнивает первые весенние цветы?
Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.
Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».
Какое настроение передал композитор в музыке?
Что вы представили, слушая эту музыку?
Кто автор следующего стихотворения?
Прочтите название стихотворения.
Как вы думаете, о чём это произведение?
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
Объясните значение слов:
Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передаёт это стихотворение?
Прочтите слова, которые рифмуются:
апрель - капель лужи - стужи ручьи - муравьи медведь - петь валежник - подснежник
-
Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? (Через.) -
Прочтите стихотворение выразительно.
У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся... Попробуйте угадать, о ком?
Сперва понемножку Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
- Что названо «зелёной ножкой»? Ну конечно, это стебель цветка. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам С. Маршак в стихотворении «Апрель».
Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и яркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.
П
изкультминутка
Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет. Раз - наклон, два - наклон, Зашумел листвою он.
На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде «раз».
А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «два».
од эту музыку можно станцевать очень красивый танец. Попробуйте.
-
Продолжение изучения нового материала.
1.Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей». Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию.
-
Прочтите фамилию автора. -
Как называется стихотворение? -
Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов, и вы почувствуете, как звонко и весело звучит ручей.