Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личностные УУД: внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).

Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март».

  • Какое настроение передает музыкальное произведение?

  • Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь - и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый...

Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яр­кость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартов­ский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег... И вся природа ждет настоящей весны.

  1. Знакомство со стихотворением А. П л е щее в а «Сельская песенка».

Познавательные УУД: уметь знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями, самостоятельно находить значение отдельных слов в словаре учебника.

  • Какие признаки наступления весны вы знаете?

  • Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.

  • Объясните значение слов:

Сени - прихожая в избе.

Краше - красивее.

Милей - больше всего нравится.

  • Какое настроение передаёт автор?

  • Нравится ли весна поэту?

  • Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

  • С какой просьбой обращается автор к ласточке?

  • Прочтите стихотворение выразительно.








Собирайтесь быстро, братцы, В чёт и нечет посчитаться. Вот Январь, а вот Февраль - Выгнать их из круга жаль. Братец Март и ты, Апрель, Заиграйте-ка в свирель. Братцу Маю да Июню - Спеть овсяночкой-певуньей, А Июлю, Августу - Растить зерна трав густых, Чтобы ждали мы не зря Сентября и Октября.

Ноябрю - повеять вьюгой, Декабрю - уйти из круга.

Л. Дружинина

  1. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась ...».

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию, ключевым словам и фразам.

  • Прочтите фамилию автора.

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

при-мча-лась - примчалась хмурь-ся - хмурься

  • Объясните значение этих слов.

  • Прочтите стихотворение самостоятельно.

  • Какое настроение передает это стихотворение?

  • О ком оно?

  • Откуда прилетела ласточка?

  • Найдите и прочтите песенку ласточки.

  • Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

  1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

Коммуникативные: уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою пози­цию, слушать и оценивать высказывания одноклассников.

Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».

  • О каком растении рассказал поэт?

  • Как автор называет этот цветок?

  • Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?

  • Объясните значение выражения.

Сквозистый снежок - рыхлый снег.

  • Прочтите выразительно стихотворение «Весна».

  • Чем отличается стихотворение от сказки?

  1. Игры Деда Буквоеда.

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения учебных действий и вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.



Игра «Песочные часы».

  • Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют слова. Пересыпьте песо- чек с буквами и назовите эти слова.







  1. Итог урока. Рефлексия.

  • Как называется третий раздел учебника?

  • Стихотворения каких авторов вы прочитали?

  • Какое стихотворение понравилось больше? Почему?

  • Прочтите пословицу и объясните её значение:

Весна да осень - на дню погод восемь.

Внеурочная деятельность: выучить наизусть стихотворение по выбору; подготовить иллю­страцию к нему.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 15

В дошкольные годы ребёнок знакомится со стихотворениями известного поэта Алексея Ни­колаевича Плещеева (1825-1893). Ещё при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» («У лесной опушки домик небольшой ...», 1877) - о старом леснике, радовавшем детей подарками. Столь же известным было стихотворение «Бабушка и внучек» (1878) - о том, как внук упросил бабушку послать его в школу.

В свободном переложении польского стихотворения «Травка зеленеет» (1858) Плещеев кос­нулся уже ставшей к середине XIX в. традиционной весенней темы: прилёт ласточек предвещает радостный приход тёплых дней. У поэта с гражданскими устремлениями, каким был Плещеев, эта тема соединилась с рассказом о горькой семейной драме: дочь покинула дом, тоскующая мать просит ласточку принести весть о дочери. Прилёт ласточки и приход весны оживили наде­жду - может быть, что-то станет известно о той, о ком горюет семья.

Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом лас­точки и само солнце становится краше, а весна - милей:

.. .Прощебечь с дороги Нам привет скорей.

Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в финальном стихотворении поэта «Птичка» (1858).

Этой темы поэт коснулся ещё раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлёте на юг птица обещает вернуться:

Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдёт, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей...

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897). Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи этого известного поэта второй половины XIX века. Уже в начале своего творческого пути он получил положительную характеристику В. Г. Белинского. По словам критика, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением картин русской жизни. Природа России предстаёт сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Всё реальное в стихах Майкова гармонич­но и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856):

Золото, золото падает с неба!

Дети кричат и бегут за дождём...

Небесное «золото» станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают сти­хам цельность и гармонию.

Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идил­лический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую сторону крестьянского труда.

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуще­ствил вольный перевод нескольких новогреческих песен. Таковы известные стихи Майкова «Ласточка примчалась ...» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Ре­альные представления авторы о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззре­ний. Ласточка приносит весну - поэт связывает с прилётом птиц лишь неотвратимую смену вре­мён года:

Будь хоть снег, хоть дождик - Всё весною пахнет!

Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребёнка в здоровом отношении к миру.

У р о к 16. Т. БЕЛОЗЁРОВ «ПОДСНЕЖНИК». С. МАРШАК «АПРЕЛЬ».

И. ТОКМАКОВА «РУЧЕЙ»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; воспитывать любовь и бережное от­ношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая на­строение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.

Личностные: умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатле­ниями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюде­ний за явлениями природы.

Мет а предметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись).

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа опи­сания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произ­ведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Образовательные ресурсы: загадки о весне; изображения растений, цветущих весной; эн­циклопедия о растениях; карточки с играми.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Личностные УУД: умение оценивать своё отношение к учёбе.

Регулятивные УУД: уметь сравнивать свои работы с работами одноклассников, адекватно воспринимать оценку учителя.

  1. Конкурс рисунков «Весна-красна».

  2. Выразительное чтение стихотворения.

  1. Постановка цели урока.

  • Отгадайте загадки, и вы узнаете названия произведений, с которыми мы познакомимся на уроке.

Бегу я, как по лесенке,

По камешкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручей.)

Четвёртый месяц как шагнёт, Из-под снега вышел друг.

Так с треском лопается лёд. И весной запахло вдруг.

(Апрель.) (Подснежник.)

  • Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне, о весенних изменениях в природе.

  1. Изучение нового материала.

1.Речевая минутка.

  • Прочтите стихотворение сначала медленно, затем быстро и чётко:

Крылья - у орла,

Крылышки - у орлёнка,

П
- Прочтите, составляя слова по таблице.


ник


ной


ники


ерья - у перепела, Пёрышки - у перепелёнка. Прикрывала крыльями Орлица орлёнка, Перебирала пёрышки Перепелица перепелёнку.


2. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники».

Познавательные УУД:
уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам.

  • Прочтите фамилию автора.

  • Как называется стихотворение?

  • Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:

сне-гу-роч-ка - снегурочка про-во-жа-та-я - про вожатая пе-чалъ-на-я - печальная

п
плакала

трогая


снегурочкины


ла-ка-ла - тро-га-я - сне-гу-роч-ки-ны


  • Прочтите стихотворение вслух по цепочке.

  • О чём это стихотворение?

  • Какое настроение оно создаёт?

  • С какой интонацией надо его читать?

  • Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.

  • С чем автор сравнивает первые весенние цветы?

  • Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?

  • Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.

  1. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».

Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы и в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Эвристическая беседа.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель»).

  • Какое настроение передал композитор в музыке?

  • Что вы представили, слушая эту музыку?

Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Прине­сут, поставят в воду - вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится... Кажет­ся, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе - плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

  • Кто автор следующего стихотворения?

  • Прочтите название стихотворения.

  • Как вы думаете, о чём это произведение?

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

му-ра-вьи - муравьи

про-би-ра-ет-ся - пробирается ва-леж-ник- валежник

рас-цвёл - расцвёл

  • Объясните значение слов:

Капель - падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. Валежник - старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.

Стужа - мороз, холод.

Пробирается - медленно и тяжело идёт.

  • Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передаёт это стихотворение?

О каких признаках весны вы прочли?


  • Прочтите слова, которые рифмуются:

    апрель - капель лужи - стужи ручьи - муравьи медведь - петь валежник - подснежник

    • Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? (Через.)

    • Прочтите стихотворение выразительно.

    У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся... Попробуйте угадать, о ком?

    Сперва понемножку Зелёную выставил ножку,

    Потом потянулся из всех своих маленьких сил И тихо спросил:

    «Я вижу, погода тепла и ясна.

    Скажите, ведь правда, что это весна?»

    - Что названо «зелёной ножкой»? Ну конечно, это стебель цветка. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам С. Маршак в стихотворении «Апрель».

    Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и яркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

    П
    изкультминутка



    Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет. Раз - наклон, два - наклон, Зашумел листвою он.



    На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде «раз».



    А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «два».


    од эту музыку можно станцевать очень красивый танец. Попробуйте.

    1. Продолжение изучения нового материала.

    1.Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей». Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё от­ношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию.

    • Прочтите фамилию автора.

    • Как называется стихотворение?

    • Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов, и вы почувствуете, как звонко и весело зву­чит ручей.