Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель читает стихотворение «Ручей».

  • Как звучал ручей?

  • Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочтите.

  • Зачитайте подчёркнутые слова. Как эти слова помогают представить весёлый ручей?

  • Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей».

  1. Совершенствование техники чтения.

  • Какие растения цветут весной?

  • Что вы знаете об этих растениях?

  • Прочтите отрывок из произведения А. Онегова «Медуница» выразительно целыми словами.

МЕДУНИЦА

Весной я всегда с нетерпением жду, когда появятся и загудят над лесной полянкой первые шмели...

Зимуют шмели в тёплых норках, а пригреет весеннее солнце, они проснутся, выберутся из норок и тут же полетят за сладким соком - нектаром - к цветам медуницы.

Сладкого, медового на вкус сока-нектара в цветах медуницы много, поэтому и называют её медуницей.

А расцветает медуница как раз в то время, когда просыпаются шмели.

Услышишь, как неподалёку за деревом гудят шмели, торопись туда - ждёт тебя здесь встреча с красивым весенним цветком - медуницей.

Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни - розовые, другие - фиолетовые, третьи - совсем синие.

Розовыми цветки бывают, когда только расцветут.

Пройдёт немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими.

Такое растение, у которого разноцветные цветы, легче заметить в лесу шмелям.

Осторожно потрогайте листья медуницы. Они покрыты особыми волосками - оттого и ка­жутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от ве­сенних холодов.

  • О каких цветах рассказал автор?

Сравните произведения «Медуница» А. Онегова и «Апрель» С. Маршака.

  1. Игры Деда Буквоеда.

Регулятивные УУД:
уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме и оце­нивать правильность выполненных действий.

  • Прочтите пословицу о весенних месяцах.







Ответ: «Март - грозой, апрель - водой, май - травой».

  • Объясните данную пословицу.

И
гра
«Чехарда».

На большом кругу в саду Мы играем в чехарду.

Тренируйте ум и глаз,

Разберитесь сами:

Кто же мы и сколько нас?

Буквы перед вами!

  • Выпишите все буквы, прыгая через одну по часо­вой стрелке. Разверните их в один ряд. Какие слова у вас получились?

  1. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, формулировать вопросы для получения необходимой информации, сравнивать полученные ответы.

  • С какими произведениями мы познакомились на уроке?

  • О чём эти произведения?

  • Какое из них вам понравилось больше всего?

  • Почему?

  • Какие растения цветут весной?


Внеурочная деятельность.

Личностные УУД: формирование эстетического чувства в результате знакомства с разными видами искусства и явлениями природы.

Подготовить рисунок о растениях, цветущих весной; выучить стихотворение наизусть (по выбору).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 16

Справочный материал для учителя.

Весенний лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива. ольха, лиловые серёжки свеши­ваются с тонких ветвей берёз. Почти незаметны цветки орешника, собранные в серёжки. Многие деревья и кустарники цветут до распускания листьев. Подует ветерок, и золотое облачко пыльцы окутает цветущие деревья.

А под деревьями распустились весенние цветы - ландыш, мать-и-мачеха. Почему растению дано такое странное прозвище - мать-и-мачеха? Вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это - мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная - это мачеха.

Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.

По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Но Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, любви и боли нежно­го девичьего сердца. После окончания цветения ландыша на месте цветков появляются крупные красные «ягоды». Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.

Маленькому серебристому цветку посвящались легенды, стихи и сказания, а также многие праздники. День 1 Мая называется во Франции днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши - не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками


Поэт Тимофей Белозёров. Своеобразная тематика характерна для сибирского поэта Тимпф^ч Белозерова (род. в 1929 г.). Он прежде всего поэт сибирской природы. Стихотворения - лирические

и сюжетные сказки, волшебные и познавательные - всё проникнуто пониманием и знанием своего родного края: «Смородиновый куст», «Апрель», «Карасик», «Журавкин праздник», «Где трава растёт густая».

Сборник «Где трава растёт густая» состоит из небольших стихотворных сказок. Сказки одно­временно фантастические и познавательные. Их основные герои - волшебные человечки, кото­рые приходят на помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир.

«Смородиновый куст, «Карасик» и другие сборники включают стихотворения, раскрываю­щие самобытный мир природы Сибири. В сборник «Карасик» вошли стихотворения разных жан­ров, а также небылицы и скороговорки, считалки и загадки.

Близость к природе определила главную черту поэзии Т. Белозёрова - следование традициям устного народного творчества.

У р о к 17. Е. ТРУТНЕВА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?».

И. ТОКМАКОВА «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ...»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения анализировать произве­дения; творческих способностей, памяти, воображения; воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, находить срав­нения в тексте, определять ритм стихотворения, сочинять загадки.

Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процес­се размышления над произведением; развитие эстетических чувств на основе наблюдений за явле­ниями природы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные: умение использовать речевые умения в процессе анализа содержания и структуры произведения, работая в паре, высказывать своё мнение; умение договариваться и приходить к общему решению.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Образовательные ресурсы: загадки; таблица для чтения и составления слов; картины ве­сенней природы; карточки с играми.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Личностные УУД: умение эмоционально откликаться на участие в творческом конкурсе, про­являть внимание к переживаниям одноклассников.

Конкурс рисунков «Первые цветы весны».

Учащиеся читают наизусть стихотворение.

  1. Постановка цели урока.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

В
-Отгадайте загадки:

На ветках Плотные комочки.


В них дремлют Клейкие листочки.


(Почки.)

В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка.

(Ручей.)


Лежало одеяло Мягкое, белое.


Солнце пригрело - Одеяло потемнело.

(Снег, проталины.)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его ... (скворец).

сех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовется птица ... (грач).

  • Что объединяет все слова-отгадки?

Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о весне, о природе весной.