Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель читает стихотворение «Ручей».
-
Как звучал ручей? -
Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочтите. -
Зачитайте подчёркнутые слова. Как эти слова помогают представить весёлый ручей? -
Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей».
-
Совершенствование техники чтения.
-
Какие растения цветут весной? -
Что вы знаете об этих растениях? -
Прочтите отрывок из произведения А. Онегова «Медуница» выразительно целыми словами.
МЕДУНИЦА
Весной я всегда с нетерпением жду, когда появятся и загудят над лесной полянкой первые шмели...
Зимуют шмели в тёплых норках, а пригреет весеннее солнце, они проснутся, выберутся из норок и тут же полетят за сладким соком - нектаром - к цветам медуницы.
Сладкого, медового на вкус сока-нектара в цветах медуницы много, поэтому и называют её медуницей.
А расцветает медуница как раз в то время, когда просыпаются шмели.
Услышишь, как неподалёку за деревом гудят шмели, торопись туда - ждёт тебя здесь встреча с красивым весенним цветком - медуницей.
Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни - розовые, другие - фиолетовые, третьи - совсем синие.
Розовыми цветки бывают, когда только расцветут.
Пройдёт немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими.
Такое растение, у которого разноцветные цветы, легче заметить в лесу шмелям.
Осторожно потрогайте листья медуницы. Они покрыты особыми волосками - оттого и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.
-
О каких цветах рассказал автор?
Сравните произведения «Медуница» А. Онегова и «Апрель» С. Маршака.
-
Игры Деда Буквоеда.
Регулятивные УУД:
уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме и оценивать правильность выполненных действий.
-
Прочтите пословицу о весенних месяцах.
Ответ: «Март - грозой, апрель - водой, май - травой».
-
Объясните данную пословицу.
И
гра «Чехарда».
На большом кругу в саду Мы играем в чехарду.
Тренируйте ум и глаз,
Разберитесь сами:
Кто же мы и сколько нас?
Буквы перед вами!
-
Выпишите все буквы, прыгая через одну по часовой стрелке. Разверните их в один ряд. Какие слова у вас получились?
-
Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, формулировать вопросы для получения необходимой информации, сравнивать полученные ответы.
-
С какими произведениями мы познакомились на уроке? -
О чём эти произведения? -
Какое из них вам понравилось больше всего? -
Почему? -
Какие растения цветут весной?
Внеурочная деятельность.
Личностные УУД: формирование эстетического чувства в результате знакомства с разными видами искусства и явлениями природы.
Подготовить рисунок о растениях, цветущих весной; выучить стихотворение наизусть (по выбору).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 16
Справочный материал для учителя.
Весенний лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива. ольха, лиловые серёжки свешиваются с тонких ветвей берёз. Почти незаметны цветки орешника, собранные в серёжки. Многие деревья и кустарники цветут до распускания листьев. Подует ветерок, и золотое облачко пыльцы окутает цветущие деревья.
А под деревьями распустились весенние цветы - ландыш, мать-и-мачеха. Почему растению дано такое странное прозвище - мать-и-мачеха? Вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это - мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная - это мачеха.
Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.
По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Но Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После окончания цветения ландыша на месте цветков появляются крупные красные «ягоды». Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.
Маленькому серебристому цветку посвящались легенды, стихи и сказания, а также многие праздники. День 1 Мая называется во Франции днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши - не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками
Поэт Тимофей Белозёров. Своеобразная тематика характерна для сибирского поэта Тимпф^ч Белозерова (род. в 1929 г.). Он прежде всего поэт сибирской природы. Стихотворения - лирические
и сюжетные сказки, волшебные и познавательные - всё проникнуто пониманием и знанием своего родного края: «Смородиновый куст», «Апрель», «Карасик», «Журавкин праздник», «Где трава растёт густая».
Сборник «Где трава растёт густая» состоит из небольших стихотворных сказок. Сказки одновременно фантастические и познавательные. Их основные герои - волшебные человечки, которые приходят на помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир.
«Смородиновый куст, «Карасик» и другие сборники включают стихотворения, раскрывающие самобытный мир природы Сибири. В сборник «Карасик» вошли стихотворения разных жанров, а также небылицы и скороговорки, считалки и загадки.
Близость к природе определила главную черту поэзии Т. Белозёрова - следование традициям устного народного творчества.
У р о к 17. Е. ТРУТНЕВА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?».
И. ТОКМАКОВА «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ...»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения анализировать произведения; творческих способностей, памяти, воображения; воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, находить сравнения в тексте, определять ритм стихотворения, сочинять загадки.
Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; развитие эстетических чувств на основе наблюдений за явлениями природы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение использовать речевые умения в процессе анализа содержания и структуры произведения, работая в паре, высказывать своё мнение; умение договариваться и приходить к общему решению.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Образовательные ресурсы: загадки; таблица для чтения и составления слов; картины весенней природы; карточки с играми.
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
Личностные УУД: умение эмоционально откликаться на участие в творческом конкурсе, проявлять внимание к переживаниям одноклассников.
Конкурс рисунков «Первые цветы весны».
Учащиеся читают наизусть стихотворение.
-
Постановка цели урока.
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
В
-Отгадайте загадки:
На ветках Плотные комочки.
В них дремлют Клейкие листочки.
(Почки.)
В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка.
(Ручей.)
Лежало одеяло Мягкое, белое.
Солнце пригрело - Одеяло потемнело.
(Снег, проталины.)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его ... (скворец).
сех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовется птица ... (грач).
-
Что объединяет все слова-отгадки?
Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о весне, о природе весной.