Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Какими близкими по значению словами можно заменить следующие слова: возле - рядом; сквозь - через.

- Прочтите это стихотворение, соблюдая знаки препинания.

  • Какое чудо описывает автор?

  • Какие чувства у вас возникли при чтении этого произведения?

  1. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Крепкие орешки».

Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и образуйте новые слова.







(Упражнение с орехами снимает нервное напряжение, улучшает работу мозга.)

Покатилось, покатилось Олино колечко.

Покатилось, покатилось с нашего крылечка.

Кто с крылечка сойдёт?

Кто колечко найдёт?

(Вращают один орех, с усилием прижимая его ладонью другой руки. Или делают круговые движения орехом на тыльной стороне кисти одной руки, прижимая его ладонью другой.)

  1. Работа по теме урока.

  • Отгадайте загадку:

  • Что выше леса, краше света?

  • Что без огня горит?

  • Что днем землю нагревает, а вечером само убегает?

  • Золотое молоко на пол пролито.

Не смести, не соскрести, не смыть.

  • Все эти загадки о Солнце.

На дос ке : рисунок Солнца.

  • Что такое Солнце?

Солнце - это звезда, то есть раскалённый шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа. Солнце дает Земле тепло и свет.

Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.

  • Сколько времён года вы знаете? Назовите их.

  • Как вы думаете, почему времена года меняются? (Земля вращается вокруг Солнца.)

Г
Распахну окно навстречу свету! Тишь какая! Будто на века!

Нету, нету, понимаешь, нету На земле красивей уголка,


Чем вот этот, сотни раз воспетый Сотнями поэтов и певцов,


де зимой - зима, а лето - летом,

А весна - так в щебете скворцов!

Если осень - ах, какая осень!

Тишь какая! Будто на века!

Всё спалит и лишь не тронет сосен Да седин у мамы на висках...

М. Зайцев

  • Чем восхищается поэт? (Временами года.)

  • Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть своё любимое.

  • Какое время года вам нравится и почему?

  • Можно ли выделить какое-то время года особо? (Ответы детей.)

Хороша зима снегами,

Весна - цветами.

Лето - плодами,

Осень - пирогами.

Вывод: все времена года хороши по-своему.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  • С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

  • Кто авторы?

  • Какое чудо описал Р. Сеф в своём стихотворении?

  • Какое из произведений вам запомнилось и почему?

Внеурочная деятельность: выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 18

Роальд Семёнович Сеф (литературный псевдоним: Роман Сеф), детский поэт, писатель, переводчик, драматург, председатель Ассоциации детских писателей Москвы. Родился в 1931 году

в Москве. Стихи начал писать в 5 лет. Окончив школу, работал шофёром. Учился на факуль­тете журналистики МГУ. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году - в Союз писателей СССР. Долгое время занимался переводом.

Вот что пишет о себе сам Роман Сеф: «Это было много-много лет назад, больше, чем два­дцать, больше, чем тридцать, больше, чем пятьдесят, но меньше, чем сто. Это было в 1931 году, вот тогда я появился на свет на Пироговской улице города Москвы. Сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда ещё не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, зве­нело, напевало... И однажды во дворе высокого арбатского дома, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: «Берёза ждет мороза! Берёза ждет мороза!». Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: «Берёза ждет мороза!». «А зачем берёза ждет мороза?» - спокойно спросила меня бабушка, Мария Максимилиановна. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни очень глупое стихотворение и получил первое редакторское замечание.



А ещё мне очень хотелось летать. Но не на самолёте, и не на планере, не на парашюте, а про­сто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землёй, видеть сверху города, озёра и пашни и улыбаться. Ведь это такое счастье - махать руками, плыть в небе и улыбаться. Я бегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками. Потом ещё и ещё раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот одна­жды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удаётся, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летал высоко над землёй, и меня несло в поднебесье моё собственное стихотворение. С тех пор я иногда летаю. Что бы я ни делал, рифмы не дают мне покоя: они лезут, звенят, гудят, будоражат меня. Но главное не в этом. Главное - это то, что я, как в раннем детстве, холодею от восторга, когда вижу, как поднимается предутренний туман над маленькой речкой, и еле сдерживаю слёзы, когда слышу: «Однозвучно гремит коло­кольчик...».

Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998), русский поэт. Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величай­ших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.

Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: «Одиссея» и «Гекльберри Финн», сказки Андерсена и баллады Жуковского. Даже учился Берестов одно время в селе с ли­тературным и довольно странным названием - имени Льва Толстого.

Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый сти­хотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов - был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвадило его от сочини­тельства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это в 1942 году в Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову по­трясающе везло на удивительные встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахмато­вой. К ней его привела преподававшая английский язык во Дворце пионеров жена поэта О. Ман­дельштама - Надежда Яковлевна. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл К. Чуковский, которому четырнадцатилетний поэт решился показать заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.


Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Вален­тин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института эт­нографии. Выбор этот не был случайным: отец в своё время преподавал в школе историю.

В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскоп­ки. Древние города - Хорезм, Новгород, их тайны, - как было не написать об этом! Особенно если дано человеку чувство живого слова. Через несколько лет ветеран археологических экспе­диций Валентин Берестов расскажет о своих путешествиях в исторических повестях «Меч в зо­лотых ножнах» (1964) и «Два огня» (1966).

С 1946 года произведения Берестова начинают публиковать в периодике. А в 1957 году вы­ходят его первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для школьников «Про машину».

Урок 19. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ! ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ...»

Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме раздела.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык вырази­тельного чтения и чтения целыми словами.

Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процес­се размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение самостоятельно пользоваться словарём и справочником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведение.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои зна­ния и адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать героев литературных произведений, вы­слушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.


Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; репродуктивный.

Образовательные ресурсы: ребусы; слоговая таблица для чтения; карточки с заданиями; карточки-телеграммы; выставка книг с произведениями о весне; рисунки учащихся о весне.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Личностные УУД: умение оценивать свои мысли, переживания, вызванные восприятием кар­тин природы.

  1. Выставка рисунков «Красавица Весна».

  2. Выразительное чтение наизусть стихотворения о весне.

- Разложите карточки парами:

«
Е. Трутнева
Чудо»


«
N Р. Сеф

Воробушки»


В
«Когда это бывает?»

. Бересто
в

  1. Постановка цели урока.

Познавательные:
уметь понимать и интерпретировать знаки и символы в процессе решения учебной задачи.

-
Разгадайте
ребусы:

  • Как можно слова-отгадки назвать одним словом? (Месяцы.)


  • Назовите весенние месяцы по порядку.

    Сегодня мы обобщим наши знания и прочтём новые произведения о природе весной.

    1. Изучение нового материала.

    Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

    1. Речевая минутка.

    Б
    Тучи дальше, дальше, дальше, Небо чище, чище, чище, Солнце ярче, ярче, ярче,

    В чаще громче щебет птичий!


    лещут молнии всё ярче, Тучи гуще, гуще, гуще, Капли чаще, чаще, чаще, Дождик пуще, пуще, пуще!

    • Прочтите, подбирая к словам-признакам название предмета сначала шёпотом, затем громко и радостно.

    Весенний ...

    Весенняя ...

    Весеннее ...

    Весенние ...

    • Очень часто весной идёт дождик.

    Учитель читает шуточное стихотворение Е. Благининой «Дождик»:

    Д
    На доске плакат.



    (Апрель.)


    ождик, дождик,


    Не дожди!

    Дождик, дождик,

    Подожди!

    Дай дойти до дому Дедушке седому.

    • Сколько капель-слов выпало из тучек?

    Учащиеся читают слова: ура, нора
    и т. д.

    2.Чтение стихотворения А. Майкова (рубрика «Из старинных книг» на с. 74 (часть 1).

    Коммуникативные УУД: уметь строить монологи­ческое высказывание в процессе обсуждения содер­жания произведения, высказывать и аргументировать своё мнение.

    • Прочтите фамилию поэта.

    • Как называется стихотворение?

    • В какое время проходит церковный праздник Пасхи?

    • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

    бла-го-вест - благовест

    церк-вей - церквей

    зе-ле-не-ет — зеленеет

    про-сы-па-ет-ся — просыпается о-де-ва-ет-ся - одевается

    Учитель читает стихотворение, учащиеся следят по тексту.

    • Какое настроение передает стихотворение «Христос Воскрес!»?

    • Какие слова произведения передают радость и веселье?

    • Объясните значение слов и выражений:

    Благовест - благая (добрая) весть (новость).

    Народ валит - очень много людей идет.

    Снят покров снегов - снег растаял.

    Реки рвутся из оков