Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Какими близкими по значению словами можно заменить следующие слова: возле - рядом; сквозь - через.
- Прочтите это стихотворение, соблюдая знаки препинания.
-
Какое чудо описывает автор? -
Какие чувства у вас возникли при чтении этого произведения?
-
Игры Деда Буквоеда.
Игра «Крепкие орешки».
Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и образуйте новые слова.
(Упражнение с орехами снимает нервное напряжение, улучшает работу мозга.)
Покатилось, покатилось Олино колечко.
Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
(Вращают один орех, с усилием прижимая его ладонью другой руки. Или делают круговые движения орехом на тыльной стороне кисти одной руки, прижимая его ладонью другой.)
-
Работа по теме урока.
-
Отгадайте загадку:
-
Что выше леса, краше света? -
Что без огня горит? -
Что днем землю нагревает, а вечером само убегает? -
Золотое молоко на пол пролито.
Не смести, не соскрести, не смыть.
-
Все эти загадки о Солнце.
На дос ке : рисунок Солнца.
-
Что такое Солнце?
Солнце - это звезда, то есть раскалённый шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа. Солнце дает Земле тепло и свет.
Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.
-
Сколько времён года вы знаете? Назовите их. -
Как вы думаете, почему времена года меняются? (Земля вращается вокруг Солнца.)
Г
Распахну окно навстречу свету! Тишь какая! Будто на века!
Нету, нету, понимаешь, нету На земле красивей уголка,
Чем вот этот, сотни раз воспетый Сотнями поэтов и певцов,
де зимой - зима, а лето - летом,
А весна - так в щебете скворцов!
Если осень - ах, какая осень!
Тишь какая! Будто на века!
Всё спалит и лишь не тронет сосен Да седин у мамы на висках...
М. Зайцев
-
Чем восхищается поэт? (Временами года.) -
Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть своё любимое. -
Какое время года вам нравится и почему? -
Можно ли выделить какое-то время года особо? (Ответы детей.)
Хороша зима снегами,
Весна - цветами.
Лето - плодами,
Осень - пирогами.
Вывод: все времена года хороши по-своему.
-
Итог урока. Рефлексия.
-
С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? -
Кто авторы? -
Какое чудо описал Р. Сеф в своём стихотворении? -
Какое из произведений вам запомнилось и почему?
Внеурочная деятельность: выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 18
Роальд Семёнович Сеф (литературный псевдоним: Роман Сеф), детский поэт, писатель, переводчик, драматург, председатель Ассоциации детских писателей Москвы. Родился в 1931 году
в Москве. Стихи начал писать в 5 лет. Окончив школу, работал шофёром. Учился на факультете журналистики МГУ. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году - в Союз писателей СССР. Долгое время занимался переводом.
Вот что пишет о себе сам Роман Сеф: «Это было много-много лет назад, больше, чем двадцать, больше, чем тридцать, больше, чем пятьдесят, но меньше, чем сто. Это было в 1931 году, вот тогда я появился на свет на Пироговской улице города Москвы. Сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда ещё не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, звенело, напевало... И однажды во дворе высокого арбатского дома, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: «Берёза ждет мороза! Берёза ждет мороза!». Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: «Берёза ждет мороза!». «А зачем берёза ждет мороза?» - спокойно спросила меня бабушка, Мария Максимилиановна. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни очень глупое стихотворение и получил первое редакторское замечание.
А ещё мне очень хотелось летать. Но не на самолёте, и не на планере, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землёй, видеть сверху города, озёра и пашни и улыбаться. Ведь это такое счастье - махать руками, плыть в небе и улыбаться. Я бегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками. Потом ещё и ещё раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удаётся, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летал высоко над землёй, и меня несло в поднебесье моё собственное стихотворение. С тех пор я иногда летаю. Что бы я ни делал, рифмы не дают мне покоя: они лезут, звенят, гудят, будоражат меня. Но главное не в этом. Главное - это то, что я, как в раннем детстве, холодею от восторга, когда вижу, как поднимается предутренний туман над маленькой речкой, и еле сдерживаю слёзы, когда слышу: «Однозвучно гремит колокольчик...».
Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998), русский поэт. Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.
Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: «Одиссея» и «Гекльберри Финн», сказки Андерсена и баллады Жуковского. Даже учился Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием - имени Льва Толстого.
Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов - был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвадило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это в 1942 году в Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову потрясающе везло на удивительные встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахматовой. К ней его привела преподававшая английский язык во Дворце пионеров жена поэта О. Мандельштама - Надежда Яковлевна. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл К. Чуковский, которому четырнадцатилетний поэт решился показать заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.
Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии. Выбор этот не был случайным: отец в своё время преподавал в школе историю.
В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород, их тайны, - как было не написать об этом! Особенно если дано человеку чувство живого слова. Через несколько лет ветеран археологических экспедиций Валентин Берестов расскажет о своих путешествиях в исторических повестях «Меч в золотых ножнах» (1964) и «Два огня» (1966).
С 1946 года произведения Берестова начинают публиковать в периодике. А в 1957 году выходят его первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для школьников «Про машину».
Урок 19. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ! ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ...»
Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме раздела.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения и чтения целыми словами.
Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение самостоятельно пользоваться словарём и справочником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведение.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать героев литературных произведений, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; репродуктивный.
Образовательные ресурсы: ребусы; слоговая таблица для чтения; карточки с заданиями; карточки-телеграммы; выставка книг с произведениями о весне; рисунки учащихся о весне.
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
Личностные УУД: умение оценивать свои мысли, переживания, вызванные восприятием картин природы.
-
Выставка рисунков «Красавица Весна». -
Выразительное чтение наизусть стихотворения о весне.
- Разложите карточки парами:
«
Е. Трутнева
Чудо»
«
N Р. Сеф
Воробушки»
В
«Когда это бывает?»
. Берестов
-
Постановка цели урока.
Познавательные: уметь понимать и интерпретировать знаки и символы в процессе решения учебной задачи.
-
Разгадайте ребусы:
-
Как можно слова-отгадки назвать одним словом? (Месяцы.)
Назовите весенние месяцы по порядку.
Сегодня мы обобщим наши знания и прочтём новые произведения о природе весной.
-
Изучение нового материала.
Регулятивные УУД:
1. Речевая минутка.
Б
Тучи дальше, дальше, дальше, Небо чище, чище, чище, Солнце ярче, ярче, ярче,
В чаще громче щебет птичий!
лещут молнии всё ярче, Тучи гуще, гуще, гуще, Капли чаще, чаще, чаще, Дождик пуще, пуще, пуще!
-
Прочтите, подбирая к словам-признакам название предмета сначала шёпотом, затем громко и радостно.
Весенний ...
Весенняя ...
Весеннее ...
Весенние ...
-
Очень часто весной идёт дождик.
Учитель читает шуточное стихотворение Е. Благининой «Дождик»:
Д
На доске плакат.
(Апрель.)
ождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому Дедушке седому.
-
Сколько капель-слов выпало из тучек?
Учащиеся читают слова: ура, нора и т. д.
2.Чтение стихотворения А. Майкова (рубрика «Из старинных книг» на с. 74 (часть 1).
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание в процессе обсуждения содержания произведения, высказывать и аргументировать своё мнение.
-
Прочтите фамилию поэта. -
Как называется стихотворение? -
В какое время проходит церковный праздник Пасхи? -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
бла-го-вест - благовест
церк-вей - церквей
зе-ле-не-ет — зеленеет
про-сы-па-ет-ся — просыпается о-де-ва-ет-ся - одевается
Учитель читает стихотворение, учащиеся следят по тексту.
-
Какое настроение передает стихотворение «Христос Воскрес!»? -
Какие слова произведения передают радость и веселье? -
Объясните значение слов и выражений:
Благовест - благая (добрая) весть (новость).
Народ валит - очень много людей идет.
Снят покров снегов - снег растаял.
Реки рвутся из оков