Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 361
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка». -
Как вы думаете, дразнить - это хорошо или плохо?
-
Изучение нового материала.
-
Речевая минутка.
-
Составьте мини-рассказ про весёлых и озорных лягушат.
Учащиеся составляют шуточный рассказ.
-
Прочтите чётко, ясно, весело:
Ба-бу-бы - на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба - из окна торчит труба.
До-ду-да - гудят провода. Уж-жу-жу - молока дадим ужу.
-
Знакомство с рассказом Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
-
Как называется произведение? -
Кто автор рассказа? -
Рассмотрите иллюстрации и назовите героев рассказа «Саша-дразнилка». -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
драз-нитъ-ся - дразниться по-про-бо-ва-ла - попробовала зав-тра-ка-ли - завтракали
з
засмеялась
дрожащим
проговорил
поправляйся
всхлипывая
обижалась
а-сме-я-лась - дро-жа-щич - про-го-во-рш - по-прав-ляй-ся - всхли-пы-ва-я - о-би-жа-ласъ -
Учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.
-
Анализ произведения.
-
Почему Ляля обижалась и плакала? -
К кому обратилась за помощью девочка? -
Стал ли папа ругать Сашу? -
Воспользовалась ли Ляля советом папы? -
Как Саша отреагировал на изменение поведения сестры? -
Почему Саша заплакал? -
Прочтите, что посоветовал Ляле папа? -
Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата. -
П
Физкультминутка
рочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.
Т ады-рады-тынка,
Где же наша свинка? Тады-рады-толки - Съели свинку волки. Тады-рады-тынкой - Ты бы их дубинкой!
Т ады-рады-тутки,
С волком плохи шутки! Тады-рады-тышка, Выходи, трусишка!
-
Закрепление нового материала.
-
Подготовка к пересказу.
-
Сколько частей в рассказе? -
Как он начинается? -
Как можно озаглавить первую часть? -
Как озаглавить вторую часть? -
Как озаглавить третью часть рассказа? -
Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит?
Запись на доске:
-
Совет папы. -
За столом. -
Саша обиделся.
-
Используя опорные слова, перескажите рассказ Н. Артюховой.
-
Анализ произведения.
-
Прочтите пословицы:
-
В каждой шутке есть доля правды. -
Кто не любит шуток, над тем не шути.
*Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
-
Не смейся чужой беде, своя на гряде. -
И рад бы заплакать, да смех одолел.
-
Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»? -
Объясните их значение. -
Какие качества характера детей описаны в рассказе? -
Какой совет вы бы дали плачущему Саше? -
Как вы думаете, отучится ли теперь Саша дразнить сестрёнку?
-
И гра «Прочитай».
-
Расставьте книги на полке так, чтобы можно было прочесть пословицу.
Ответ: книга подобна воде, дорогу пробьёт везде.
-
Объясните смысл этой пословицы.
-
Итог урока. Рефлексия.
-
С каким произведением мы познакомились на уроке? -
Кто автор этого рассказа? -
Кто его главные герои?
Внеурочная деятельность: пересказ рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка»; подобрать и записать 2-3 пословицы о шутке и веселье.
У р о к 22. К. ЧУКОВСКИЙ «ФЕДОТКА». О. ДРИЗ «ПРИВЕТ»
Цель: создавать условия для развития умения выявлять авторскую точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа текста произведения; совершенствование навыка выразительного чтения и чтения целыми словами.
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения: воспитание доброжелательности, внимательности, отзывчивости по отношению друг к другу.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с таблицами, анализировать средства выразительности.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки или оценки учителя с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение проявлять: коммуникативную инициативу в процессе обсуждения содержания и поступков героев произведения; готовность к сотрудничеству с одноклассниками.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: слоговая таблица для чтения: таблица-стихотворение Г. Сапгира «Что за ЛИ?».
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
Учащиеся пересказывают рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка». - Разложите карточки парами:
!
«Волк»
И. Токмакова
«
Н. Артюхова
Я. Тайц
«Саша-дразнилка»
Мы играли в хохотушки»
И. Постановка цели урока.
-
Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.
... Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде Вечная слава воде!
(«Мойдодыр».)
-
Кто автор стихотворения «Мойдодыр»? -
Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя стихотворениями - К. Чуковского «Федотка» и О. Дриза «Привет».
-
Изучение нового материала.
1.Речевая минутка.
-
Прочтите выразительно шуточное стихотворение:
Что за ЛИ? Что за МОН?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут: «ли-мон»,
Сразу станет кисло.
-
Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Федотка».
-
Как называется стихотворение? -
Кто автор? -
Как вы думаете, о ком это произведение? -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
си-рот-ка - сиротка не-сча-стный - несчастный сча-стли-вый - счастливый
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Федотка».
-
Анализ стихотворения.
-
Почему плачет Федотка? -
Можно ли действительно назвать его несчастным? -
Как можно назвать это произведение? -
Для чего придумывают дразнилки? -
Какие отрицательные черты мальчика высмеивает автор? -
Чему учит нас это стихотворение? -
Прочтите это стихотворение сначала с сочувствием, а затем высмеивая поведение мальчика.
Ф
2. Игра «Составляй слова».
- Рассмотрите таблицу и составьте как можно больше слов.
изкультминутка
ЧЕРЕПАХА До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок:
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил И за ноги их ухватил,
И они закричали от страха:
«Это - ЧЕ!
Это - РЕ!
Это - ПАХА!
Это - ЧЕЧЕНЕ!
Это - РЕРЕРЕ!
Это-ПАПАПА!
ЧЕРЕПАХА!»
К. Чуковский
-
Продолжение изучения нового материала.
1.Знакомство со стихотворением О. Дриза «Привет».
-
Прочтите словосочетания:
-
золотое сердце - золотое кольцо; -
тяжелые облака - тяжелый груз; -
румяные яблоки - румяные щеки.
-
Объясните значение этих словосочетаний. -
Кто автор стихотворения? -
Как оно называется? -
Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём это стихотворение?
Учитель читает стихотворение.
-
Анализ произведения.
-
Какие подарки получил ребёнок? -
Что его удивило? -
Что бы вы ответили на вопрос: «Где же привет?»? -
В чём разница между горячим приветом и горячим пирогом?
-
Работа в парах.
-
Прочтите друг другу это стихотворение, передавая интонацией чувства малыша.
Итог урока. Рефлексия.
-
С какими произведениями мы познакомились на уроке? -
Что объединяет стихотворения «Федотка» и «Привет»? -
Какое стихотворение понравилось больше всего? -
Рассмотрите иллюстрации (рукавицы, печенье, шарф, конфеты, пирог) и расположите их в таком порядке, в котором эти подарки для малыша перечисляются автором в стихотворении О. Дриза «Привет».
Внеурочная деятельность: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 22
В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако Корней Иванович не любил, когда его называли «дедушкой Чуковским»: ведь в понятие это укладывалась лишь небольшая часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, переводы и пересказы для самых маленьких. И однако сколь ни существенна остальная, большая часть его творчества - для детей постарше и особенно для взрослых. - всё же наиболее оригина
лен Чуковский-сказочник, Чуковский - детский поэт. Его стихотворные сказки с неменьшим основанием могут быть названы поэмами для малышей, а писатель и филолог Ю. Тынянов - тоже не без оснований - назвал их «детским комическим эпосом».
Стихотворные сказки Чуковского - точно введение в курс великой русской поэзии. Они доступны даже самым маленьким детям, и все же это настоящие стихи, созданные по тем же законам, что и стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. А главное - они завораживают маленького читателя своей музыкой, удовлетворяют его огромнейшую тягу к поэзии, которая у малышей развита особенно сильно.
У К. Чуковского в центре сюжета - ребёнок активный, любознательный и всегда побеждающий. Даже там, где такого героя формально нет (например, в «Мухе-Цокотухе» или «Таракани- ще»), - даже там герой, выручающий всех, напоминает озорного мальчишку - правда, не просто озорного, но и бесстрашного (Комарик, Воробей или, позднее, Бибигон).