Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





  • Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».

  • Как вы думаете, дразнить - это хорошо или плохо?

  1. Изучение нового материала.

  1. Речевая минутка.

  • Составьте мини-рассказ про весёлых и озорных лягушат.

Учащиеся составляют шуточный рассказ.

  • Прочтите чётко, ясно, весело:

Ба-бу-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба - из окна торчит труба.

До-ду-да - гудят провода. Уж-жу-жу - молока дадим ужу.

  1. Знакомство с рассказом Н. Артюховой «Саша-дразнилка».

  • Как называется произведение?

  • Кто автор рассказа?

  • Рассмотрите иллюстрации и назовите героев рассказа «Саша-дразнилка».

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

драз-нитъ-ся - дразниться по-про-бо-ва-ла - попробовала зав-тра-ка-ли - завтракали

з
засмеялась

дрожащим


проговорил


поправляйся

всхлипывая

обижалась

а-сме-я-лась - дро-жа-щич - про-го-во-рш - по-прав-ляй-ся - всхли-пы-ва-я - о-би-жа-ласъ -


Учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.

  1. Анализ произведения.

  • Почему Ляля обижалась и плакала?

  • К кому обратилась за помощью девочка?

  • Стал ли папа ругать Сашу?

  • Воспользовалась ли Ляля советом папы?

  • Как Саша отреагировал на изменение поведения сестры?

  • Почему Саша заплакал?

  • Прочтите, что посоветовал Ляле папа?

  • Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.

  • П
    Физкультминутка


    рочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.



Т ады-рады-тынка,

Где же наша свинка? Тады-рады-толки - Съели свинку волки. Тады-рады-тынкой - Ты бы их дубинкой!

Т ады-рады-тутки,

С волком плохи шутки! Тады-рады-тышка, Выходи, трусишка!

  1. Закрепление нового материала.

  1. Подготовка к пересказу.

  • Сколько частей в рассказе?

  • Как он начинается?

  • Как можно озаглавить первую часть?

  • Как озаглавить вторую часть?

  • Как озаглавить третью часть рассказа?

  • Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит?

Запись на доске:

  1. Совет папы.

  2. За столом.

  3. Саша обиделся.

  • Используя опорные слова, перескажите рассказ Н. Артюховой.

  1. Анализ произведения.

  • Прочтите пословицы:

  • В каждой шутке есть доля правды.

  • Кто не любит шуток, над тем не шути.

*Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

  • Не смейся чужой беде, своя на гряде.

  • И рад бы заплакать, да смех одолел.

  • Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»?

  • Объясните их значение.

  • Какие качества характера детей описаны в рассказе?

  • Какой совет вы бы дали плачущему Саше?

  • Как вы думаете, отучится ли теперь Саша дразнить сестрёнку?

  1. И гра «Прочитай».

  • Расставьте книги на полке так, чтобы можно было прочесть пословицу.







Ответ: книга подобна воде, дорогу пробьёт везде.

  • Объясните смысл этой пословицы.

  1. Итог урока. Рефлексия.


  • С каким произведением мы познакомились на уроке?

  • Кто автор этого рассказа?

  • Кто его главные герои?

Внеурочная деятельность: пересказ рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка»; подобрать и записать 2-3 пословицы о шутке и веселье.

У р о к 22. К. ЧУКОВСКИЙ «ФЕДОТКА». О. ДРИЗ «ПРИВЕТ»

Цель: создавать условия для развития умения выявлять авторскую точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа, оп­ределять опорные слова для пересказа текста произведения; совершенствование навыка вырази­тельного чтения и чтения целыми словами.

Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступ­ков в процессе обсуждения поступков героев произведения: воспитание доброжелательности, вни­мательности, отзывчивости по отношению друг к другу.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, ра­ботать с таблицами, анализировать средства выразительности.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной за­дачей. вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки или оценки учителя с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение проявлять: коммуникативную инициативу в процессе обсужде­ния содержания и поступков героев произведения; готовность к сотрудничеству с однокласс­никами.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: слоговая таблица для чтения: таблица-стихотворение Г. Сапгира «Что за ЛИ?».

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Учащиеся пересказывают рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка». - Разложите карточки парами:


!
«Волк»

И. Токмакова


«
Н. Артюхова

Я. Тайц



«Саша-дразнилка»


Мы играли в хохотушки»


И. Постановка цели урока.

  • Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.

... Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде Вечная слава воде!

(«Мойдодыр».)

  • Кто автор стихотворения «Мойдодыр»?

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя стихотворениями - К. Чуковского «Федотка» и О. Дриза «Привет».

  1. Изучение нового материала.

1.Речевая минутка.

  • Прочтите выразительно шуточное стихотворение:

Что за ЛИ? Что за МОН?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут: «ли-мон»,

Сразу станет кисло.

  1. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Федотка».

  • Как называется стихотворение?

  • Кто автор?

  • Как вы думаете, о ком это произведение?

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

си-рот-ка - сиротка не-сча-стный - несчастный сча-стли-вый - счастливый

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Федотка».

  1. Анализ стихотворения.

  • Почему плачет Федотка?

  • Можно ли действительно назвать его несчастным?

  • Как можно назвать это произведение?

  • Для чего придумывают дразнилки?

  • Какие отрицательные черты мальчика высмеивает автор?

  • Чему учит нас это стихотворение?

  • Прочтите это стихотворение сначала с сочувствием, а затем высмеивая поведение мальчика.

Ф
2. Игра «Составляй слова».

- Рассмотрите таблицу и составьте как можно больше слов.




изкультминутка


ЧЕРЕПАХА До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил И за ноги их ухватил,

И они закричали от страха:

«Это - ЧЕ!

Это - РЕ!

Это - ПАХА!

Это - ЧЕЧЕНЕ!

Это - РЕРЕРЕ!

Это-ПАПАПА!

ЧЕРЕПАХА!»

К. Чуковский

  1. Продолжение изучения нового материала.

1.Знакомство со стихотворением О. Дриза «Привет».

  • Прочтите словосочетания:

  • золотое сердце - золотое кольцо;

  • тяжелые облака - тяжелый груз;

  • румяные яблоки - румяные щеки.

  • Объясните значение этих словосочетаний.

  • Кто автор стихотворения?

  • Как оно называется?

  • Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

Учитель читает стихотворение.

  1. Анализ произведения.

  • Какие подарки получил ребёнок?

  • Что его удивило?

  • Что бы вы ответили на вопрос: «Где же привет?»?

  • В чём разница между горячим приветом и горячим пирогом?

  1. Работа в парах.

  • Прочтите друг другу это стихотворение, передавая интонацией чувства малыша.


Итог урока. Рефлексия.

  • С какими произведениями мы познакомились на уроке?

  • Что объединяет стихотворения «Федотка» и «Привет»?

  • Какое стихотворение понравилось больше всего?

  • Рассмотрите иллюстрации (рукавицы, печенье, шарф, конфеты, пирог) и расположите их в таком порядке, в котором эти подарки для малыша перечисляются автором в стихотво­рении О. Дриза «Привет».

Внеурочная деятельность: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 22

В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский (1882-1969). При­чем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако Корней Ивано­вич не любил, когда его называли «дедушкой Чуковским»: ведь в понятие это укладывалась лишь небольшая часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, пе­реводы и пересказы для самых маленьких. И однако сколь ни существенна остальная, большая часть его творчества - для детей постарше и особенно для взрослых. - всё же наиболее оригина­

лен Чуковский-сказочник, Чуковский - детский поэт. Его стихотворные сказки с неменьшим ос­нованием могут быть названы поэмами для малышей, а писатель и филолог Ю. Тынянов - тоже не без оснований - назвал их «детским комическим эпосом».

Стихотворные сказки Чуковского - точно введение в курс великой русской поэзии. Они до­ступны даже самым маленьким детям, и все же это настоящие стихи, созданные по тем же зако­нам, что и стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. А главное - они завораживают маленького читателя своей музыкой, удовлетворяют его огромнейшую тягу к поэзии, которая у малышей развита особенно сильно.

У К. Чуковского в центре сюжета - ребёнок активный, любознательный и всегда побеждаю­щий. Даже там, где такого героя формально нет (например, в «Мухе-Цокотухе» или «Таракани- ще»), - даже там герой, выручающий всех, напоминает озорного мальчишку - правда, не просто озорного, но и бесстрашного (Комарик, Воробей или, позднее, Бибигон).