Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять «Крокодила», с первого раза запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению.
Что же это за свойства?
В поэме этой очень много рифм - не только внешних, но и внутренних. Рифмы тут резонируют, отражаются друг от друга, друг с другом перекликаются, и конечно же, это способствует быстрейшему запоминанию стихов: одна строка тянет за собой другую:
Гимназисты за ним,
Трубочисты за ним,
И толкают его,
Обижают его...
У р о к 23. И. ПИВОВАРОВА «КУЛИНАКИ-ПУЛИНАКИ». О. ГРИГОРЬЕВ «СТУК».
И. ТОКМАКОВА «РАЗГОВОР ЛЮТИКА И ЖУЧКА»
Цели деятельности педагога: развивать умение работать со скороговоркой; выявлять авторскую точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение определять жанр и тему произведения; анализировать и сопоставлять средства выразительности.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на юмористические произведения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение читать вслух осмысленно, передавая нужную информацию, сочинять продолжения прочитанных произведений.
Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения, в процессе высказывания своего отношения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: слоговые таблицы; карточки с играми.
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору учащихся).
-
Постановка цели урока.
Прочтите предложения сначала медленно, а потом быстро и чётко: У ежа - ежата.
У ужа - ужата.
Слишком много ножек у сороконожек.
Змея шипит, а жук жужжит.
-
Что объединяет эти предложения? -
Что такое скороговорка? -
Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой.
-
Изучение нового материала.
1.Отработка навыка чтения.
Игра «Волчок» (работа по таблице).
-
Знакомство со стихотворением И. П и во варо во й «Кулинаки-пулинаки>:
-
Как называется произведение? -
Кто его автор? -
Как вы думаете, что обозначают слова «кулинаки-пулинаки»? -
Какие чувства вызывают у вас эти слова? -
Рассмотрите иллюстрации к этому стихотворению. -
Как вы думаете, о ком (или о чём) это стихотворение?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение-скороговорку.
-
Анализ произведения.
-
Что делали собаки сначала? а чижики? -
Что изменилось во втором четверостишии? -
Прочтите второе четверостишие. -
Какие слова стали «шалить»? -
Прочтите третье четверостишие. -
Какие слова «шалят» теперь? -
Прочтите слова «кулинаки-пулинаки» справа налево. -
Как составлены эти слова? -
Замените в слове «пулинаки» букву «п» на «к». -
Замените в слове «кулинаки» букву «к» на «п». -
Прочтите теперь название стихотворения. -
В названии произведения «шалят» буквы, а в самом стихотворении «шалят» слова. К< слова «шалят»? -
Попробуйте из слов «кулинаки-пулинаки» составить другие весёлые слова.
-
Работа в парах.
-
Физкультминутка
Прочтите друг другу стихотворение «Кулинаки-пулинаки» сначала медленно, но целыми словами, а потом быстро.
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон. Кто не верит - выйди вон!
-
Продолжение изучения нового материала.
I.Чтение стихотворения О. Григорьева «Стук».
-
Прочтите название стихотворения. -
Кто его автор? -
Прочтите стихотворение выразительно. -
В какой момент чтения у вас возникло чувство удивления? Почему? -
Что помогло поэту создать это стихотворение? -
Что в нем необычного? -
В какой момент у вас появилось чувство удивления? Зачитайте эти строки.
-
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка».
-
Прочтите стихотворение самостоятельно, соблюдая знаки препинания. -
Вы смеялись во время чтения стихотворения? Почему? -
Вам было щекотно? -
Какие звуки создают такие ощущения? -
Прочтите веселый диалог по ролям, передавая интонацию.
-
Игры Деда Буквоеда.
И
гра «Слов больше, чем букв».
Соединяя буквы по линиям в любом направлении, можно составить не менее 20 слов.
-
Итог урока. Рефлексия.
-
С какими произведениями мы познакомились на уроке? -
Что объединяет стихотворения «Разговор Лютика и Жучка» и «Кулинаки-пулинаки»? -
Что необычного в стихотворении «Стук» О. Григорьева? -
Какое стихотворение понравилось больше всего? -
Почему?
Внеурочная деятельность: подготовить чтение скороговорки наизусть (по выбору).
У ро к 24 К. ЧУКОВСКИЙ «ТЕЛЕФОН». М. ПЛЯЦКОВСКИЙ «ПОМОЩНИК»
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений, читательской самостоятельности; воспитывать читательский интерес.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать вслух, передавая нужную интонацию, читать по ролям, пересказывать стихотворение от лица персонажа с помощью учителя.
Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Мета предметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные:
умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему, анализировать средства выразительности.
Регулятивные: умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки или оценки учителя с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение адекватно использовать соответствующую лексику в процессе обсуждения героев произведения, описания их внешности, высказывать своё отношение к прочитанному и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: таблица для игры «Волчок»; ребусы; карточки с играми; пословицы о труде.
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
Чтение скороговорки наизусть (по выбору учащихся).
-
Постановка цели урока. -
Изучение нового материала.
!.Чтение стихотворения К. Чуковского «Телефон».
-
Отгадайте загадку:
Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
(Телефон.)
-
Сегодня мы прочтём известное стихотворение «Телефон». Назовите автора этого произведения. -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
за-зво-нил - | зазвонил |
при-шлёшь - | пришлёшь |
раз-бо-ле-лись - | разболелись |
по-зво-ни-ли - | позвонили |
по-жа-луй-ста - | пожалуйста |
дре-бе-денъ - | дребедень |
у-це-ле-ли - | уцелели |
не гал-де-ли - | не галдели |
при-ска-ка-ли - | прискакали |
по-го-ре-ли - | погорели |
от-дох-нуть - | отдохнуть |
про-ва-лил-ся - | провалился |
- Объясните значение слов:
Пуд - русская мера веса, равная 16,3 кг. Дюжина - 12.
Дребедень - чепуха, ерунда.
Газели - вид антилопы.
Галдели - громко говорили.
-
Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.
-
Анализ произведения.
-
Назовите героев стихотворения К. Чуковского «Телефон». -
Кто позвонил, обратился за помощью первым? -
Что попросил крокодил? -
Зачем крокодилу нужна дюжина калош? -
С какой просьбой обратились к автору цапли? Почему? -
Что попросили зайчатки? -
С какой просьбой обратились мартышки? -
Как вели себя при телефонном разговоре газели? -
Как автор называет газелей? -
Кто обратился за помощью последним? -
О чём просил носорог? -
Расшифруйте слова: иктачйаз (зайчатки) илпац (цапли) икшытрам (мартышки) илезаг (газели) горосон (носорог) йагупоп (попугай)
ноле (слон) дюлбрев (верблюд) лидокорк (крокодил)
-
Какие слова лишние? Почему? -
Какое настроение у вас возникло при чтении стихотворения «Телефон»?
-
Отработка навыка чтения.
Игра «Волчок» (работа по таблице).
-
Волчок вертится по кругу, а вы быстро составляете слова.
Догоняйте волчок!