Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять «Крокодила», с первого раза запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какими-то ма­гическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению.

Что же это за свойства?

В поэме этой очень много рифм - не только внешних, но и внутренних. Рифмы тут резони­руют, отражаются друг от друга, друг с другом перекликаются, и конечно же, это способствует быстрейшему запоминанию стихов: одна строка тянет за собой другую:

Гимназисты за ним,

Трубочисты за ним,

И толкают его,

Обижают его...

У р о к 23. И. ПИВОВАРОВА «КУЛИНАКИ-ПУЛИНАКИ». О. ГРИГОРЬЕВ «СТУК».

И. ТОКМАКОВА «РАЗГОВОР ЛЮТИКА И ЖУЧКА»

Цели деятельности педагога: развивать умение работать со скороговоркой; выявлять автор­скую точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение определять жанр и тему произведения; анализировать и сопостав­лять средства выразительности.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на юмористические произ­ведения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение читать вслух осмысленно, передавая нужную информацию, сочи­нять продолжения прочитанных произведений.

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответ­ствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения, в процессе высказывания своего отношения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: слоговые таблицы; карточки с играми.


Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору учащихся).

  1. Постановка цели урока.

Прочтите предложения сначала медленно, а потом быстро и чётко: У ежа - ежата.

У ужа - ужата.

Слишком много ножек у сороконожек.

Змея шипит, а жук жужжит.

  • Что объединяет эти предложения?

  • Что такое скороговорка?

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой.

  1. Изучение нового материала.

1.Отработка навыка чтения.

Игра «Волчок» (работа по таблице).







  1. Знакомство со стихотворением И. П и во варо во й «Кулинаки-пулинаки>:

  • Как называется произведение?

  • Кто его автор?

  • Как вы думаете, что обозначают слова «кулинаки-пулинаки»?

  • Какие чувства вызывают у вас эти слова?

  • Рассмотрите иллюстрации к этому стихотворению.

  • Как вы думаете, о ком (или о чём) это стихотворение?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение-скороговорку.

  1. Анализ произведения.

  • Что делали собаки сначала? а чижики?

  • Что изменилось во втором четверостишии?

  • Прочтите второе четверостишие.

  • Какие слова стали «шалить»?

  • Прочтите третье четверостишие.

  • Какие слова «шалят» теперь?

  • Прочтите слова «кулинаки-пулинаки» справа налево.

  • Как составлены эти слова?

  • Замените в слове «пулинаки» букву «п» на «к».

  • Замените в слове «кулинаки» букву «к» на «п».

  • Прочтите теперь название стихотворения.

  • В названии произведения «шалят» буквы, а в самом стихотворении «шалят» слова. К< слова «шалят»?

  • Попробуйте из слов «кулинаки-пулинаки» составить другие весёлые слова.


  1. Работа в парах.

-
Физкультминутка


Прочтите друг другу стихотворение «Кулинаки-пулинаки» сначала медленно, но целыми словами, а потом быстро.


Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон. Кто не верит - выйди вон!

  1. Продолжение изучения нового материала.

I.Чтение стихотворения О. Григорьева «Стук».

  • Прочтите название стихотворения.

  • Кто его автор?

  • Прочтите стихотворение выразительно.

  • В какой момент чтения у вас возникло чувство удивления? Почему?

  • Что помогло поэту создать это стихотворение?

  • Что в нем необычного?

  • В какой момент у вас появилось чувство удивления? Зачитайте эти строки.

  1. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка».

  • Прочтите стихотворение самостоятельно, соблюдая знаки препинания.

  • Вы смеялись во время чтения стихотворения? Почему?

  • Вам было щекотно?

  • Какие звуки создают такие ощущения?

  • Прочтите веселый диалог по ролям, передавая интонацию.

  1. Игры Деда Буквоеда.

И
гра
«Слов больше, чем букв».

Соединяя буквы по линиям в любом направлении, можно составить не менее 20 слов.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  • С какими произведениями мы познакомились на уроке?

  • Что объединяет стихотворения «Разговор Лютика и Жучка» и «Кулинаки-пулинаки»?

  • Что необычного в стихотворении «Стук» О. Григорьева?

  • Какое стихотворение понравилось больше всего?

  • Почему?

Внеурочная деятельность: подготовить чтение скороговорки наизусть (по выбору).

У ро к 24 К. ЧУКОВСКИЙ «ТЕЛЕФОН». М. ПЛЯЦКОВСКИЙ «ПОМОЩНИК»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений, читатель­ской самостоятельности; воспитывать читательский интерес.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать вслух, передавая нужную интонацию, читать по ролям, пе­ресказывать стихотворение от лица персонажа с помощью учителя.

Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; ориентация в нравственном содержании собственных поступков.

Мета предметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные:

умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему, анализировать средства выразительности.

Регулятивные: умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе само­стоятельной оценки или оценки учителя с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение адекватно использовать соответствующую лексику в процессе об­суждения героев произведения, описания их внешности, высказывать своё отношение к прочи­танному и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: таблица для игры «Волчок»; ребусы; карточки с играми; посло­вицы о труде.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Чтение скороговорки наизусть (по выбору учащихся).

  1. Постановка цели урока.

  2. Изучение нового материала.

!.Чтение стихотворения К. Чуковского «Телефон».

  • Отгадайте загадку:

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

(Телефон.)

  • Сегодня мы прочтём известное стихотворение «Телефон». Назовите автора этого произве­дения.

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:


за-зво-нил -

зазвонил

при-шлёшь -

пришлёшь

раз-бо-ле-лись -

разболелись

по-зво-ни-ли -

позвонили

по-жа-луй-ста -

пожалуйста

дре-бе-денъ -

дребедень

у-це-ле-ли -

уцелели

не гал-де-ли -

не галдели

при-ска-ка-ли -

прискакали

по-го-ре-ли -

погорели

от-дох-нуть -

отдохнуть

про-ва-лил-ся -

провалился








- Объясните значение слов:

Пуд - русская мера веса, равная 16,3 кг. Дюжина - 12.

Дребедень - чепуха, ерунда.

Газели - вид антилопы.

Галдели - громко говорили.

  • Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.

  1. Анализ произведения.

  • Назовите героев стихотворения К. Чуковского «Телефон».

  • Кто позвонил, обратился за помощью первым?

  • Что попросил крокодил?

  • Зачем крокодилу нужна дюжина калош?

  • С какой просьбой обратились к автору цапли? Почему?

  • Что попросили зайчатки?

  • С какой просьбой обратились мартышки?

  • Как вели себя при телефонном разговоре газели?

  • Как автор называет газелей?

  • Кто обратился за помощью последним?

  • О чём просил носорог?

  • Расшифруйте слова: иктачйаз (зайчатки) илпац (цапли) икшытрам (мартышки) илезаг (газели) горосон (носорог) йагупоп (попугай)

ноле (слон) дюлбрев (верблюд) лидокорк (крокодил)

  • Какие слова лишние? Почему?

  • Какое настроение у вас возникло при чтении стихотворения «Телефон»?

  1. Отработка навыка чтения.

Игра «Волчок» (работа по таблице).

  • Волчок вертится по кругу, а вы быстро составляете слова.

Догоняйте волчок!