Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.


(Матрёшка.)



Рано утром на полянке




Так резвились обезьянки: Левой ножкой топ, топ! Правой ножкой топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали, Вы резвиться не устали?

  1. Продолжение изучения нового материала.

1.Знакомство с произведением Р. Сефа «Совет».

  • Прочтите название произведения.

  • Кто его автор?

  • Рассмотрите иллюстрацию.

  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?

  • Прочтите выражение «Разбитая дружба». Как вы понимаете его смысл?

  • Из-за чего может прекратиться дружба?

  • Как избежать ссоры?

  • Как вы считаете, можно ли спорить с другом?

В споре с другом важно определить предмет спора. Если же спорить по пустякам, то лучше прекратить разговор и договориться об одном правиле: не продолжать спор по мелочам, если вы дорожите своей дружбой.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

  1. Анализ произведений.

  • Почему поэт назвал свое стихотворение «Совет»?

  • Принимаете ли вы его совет?

  1. Работа в парах.

  • Прочтите друг другу выразительно это стихотворение, соблюдая знаки препинания.

  1. Чтение стихотворения В. Орлова «Если дружбой дорожить».

  • Прочтите стихотворение самостоятельно.

  • Какой совет даёт нам этот поэт?

  1. Игры Деда Буквоеда.

  • Р
    ассмотрите картинку. В названии Ма­шиных игрушек столько же слогов, сколько в её имени. И в названии Маритиных игру­шек столько же слогов, сколько в её имени.


  1. Итог урока. Рефлексия.

  • Прочтите пословицы:


  • Новых друзей наживай, а старых не теряй.

  • Согласье крепче каменных стен.

  • Приятелей много, да друзей нет.

  • Нет друга, так ищи, а нашел - береги.

  • Какие пословицы подходят к теме на­шего урока? Объясните их значение.

  • С какими произведениями мы познако­мились на уроке?

  • Какой совет дает Р. Сеф в своем стихо­творении?

  • Почему игрушки можно назвать наши­ми друзьями?

  • Можно ли свои любимые игрушки да­вать друзьям? А нужно ли?

Внеурочная деятельность: выполнить рисунок на тему «Моя любимая игрушка»; выразительное чтение наизусть стихотворе­ния (по выбору).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 28

Справочный материал. Русская деревянная кукла-матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Мат­рёшка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

И сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме.

В чём же секрет такого успеха и долгожития матрёшки? Почему она нравится нам? Почему она стала русским сувениром за рубежом?

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. «Лебёдушка», «пава», «утушка», «голубка» - эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа...

У р о к 29. И. ПИВОВАРОВА «ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспиты­вать вежливость и внимательное отношение к окружающим.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Пр едметные: умение находить и объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием; совершенствование выразительного и осознанного чтения; умение придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.



Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процес­се размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжела­тельное отношение к другим людям.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение совершенствовать навыки читательской самостоятельности, анали­зировать средства выразительности, определять жанр и тему произведения, сравнивать искусство слова с другими видами искусства.

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответ­ствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, различать способ и результат действия, самостоятельно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев литератур­ных произведений, используя соответствующую лексику; умение участвовать в диалоге, аргумен­тировать свою позицию и выслушивать мнение партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Образовательные ресурсы: стихотворение А. Барто «Любочка»; рисунки учащихся; ребусы; иллюстрации к произведениям А. Барто.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая игрушка».

  • Прочтите ребус.


и


(Игрушка.)

  • Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?

  • Можно ли проявлять упрямство в игре?

  1. Постановка цели урока.

  • Какого человека можно назвать вежливым?

  • Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости.

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся, Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Припев: И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака И кузнечик запиликает на скрипке...

С голубого ручейка Начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки!

От улыбки солнечной одной Перестанет плакать самый грустный дождик, Сонный лес простится с тишиной И захлопает в зелёные ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей - И слону, и даже маленькой улитке...

Так пускай повсюду на Земле,

Будто лампочки, включаются улыбки!

Припев.

  • Какой же силой обладает улыбка?

  1. Изучение нового материала.

  1. Эвристическая беседа.

  • Что значит быть вежливым?

  • Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет дру­гому неприятностей и обид.

Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.

  • Какие «вежливые» слова вы знаете?

«Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».

Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие. Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.


Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здоро­ваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здо­роваешься.

Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чём-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.

  1. Знакомство со стихотворением А. Барто «Любочка».

На доске иллюстрации к стихотворениям А. Барто.

  • Р
    ассмотрите иллюстрации. Вспомните и расскажите стихотворения, к которым выполнены эти рисунки.


  • Кто автор этих произведений? (А. Барто.)

  • Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. Барто - «Любочка». Г те его:


Синенькая юбочка,

Едет Любочка в трамвае -

Ленточка в косе,

Она билета не берёт.

Кто не знает Любочку?

Всех локтями раздвигая,

Любу знают все.

Пробирается вперёд.

Девочки на празднике

Говорит она, толкаясь:

Соберутся в круг.

- Фу! Какая теснота! -

Как танцует Любочка!

Говорит она старушке.

Лучше всех подруг.

- Ну садись! - вздыхает та.

Кружится и юбочка,

Синенькая юбочка,

И ленточка в косе.

Ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Вот какая Любочка

Радуются все.

Во всей её красе.

Но если к этой Любочке

Случается, что девочки

Вы придёте в дом,

Бывают очень грубыми,

Там вы эту девочку

Хотя не обязательно

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Они зовутся Любами.