Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Послушайте песню «Если добрый ты» (сл. М Пляцковского, муз. Б. Савельева):
Дождик босиком по земле прошёл, Слышишь, как звенят в небе высоко
Клёны по плечам хлопал... Солнечных лучей струны.
Если ясный день, это хорошо, Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - плохо. А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно...
Если песни петь, с ними - веселей,
А когда наоборот - скучно!
-
Какие отношения можно назвать дружбой? -
Кого называем лучшим другом? -
Может ли жадный и злой человек быть настоящим другом? -
Сегодня мы прочитаем новые произведения о дружбе и бережном отношении к близким людям.
-
Изучение нового материала.
1.Речевая минутка.
-
Прочтите чисто говорку:
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Аш-аш-аш - у Марины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несём домой леща.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
-
Отработка навыка чтения.
- Прочтите слоги по таблице и составьте слова.
| А | О | У | ы | И | Е | Я | |
м | МА | МО | МУ | мы | МИ | ME | мя | М |
3 | ЗА | 30 | ЗУ | зы | зи | ЗЕ | зя | 3 |
Б | БА | БО | БУ | БЫ | БИ | БЕ | БЯ | Б |
д | ДА | до | ДУ | ДЫ | ДИ | ДЕ | Дя | д |
Г | ГА | ГО | ГУ | — | ги | ГЕ | — | Г |
ч | ЧА | 40 | ЧУ | — | чи | ЧЕ | — | ч |
ш | ША | шо | ЩУ | — | ши | ШЕ | -! ш |
3.Чтение рассказа М. Пляцковского «Сердитый дог Буль».
-
Прочтите название рассказа. -
Кто автор этого произведения? -
Какие породы собак вы знаете? -
Что вы знаете о доге? -
Рассмотрите иллюстрации. -
Как вы думаете, о ком это произведение? -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
под-зы-ва-ет - подзывает не у-ку-сишъ - не укусишь ос-та-но-вш-ся - остановился Мар-ме-ла-дик - Мармеладик по-лу-ча-ет-ся - получается кро-шеч-но-го - крошечного сла-бень-ко-го - слабенького кры-лыш-ка-ми - крылышками
Далее учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.
-
Анализ произведения.
-
Назовите героев рассказа. -
Как звали утёнка? -
Как звали дога? -
Как дог Буль показывал свою силу? -
О чем спросил дог утёнка? -
Назовите друзей утёнка. -
Прочтите, над чем задумался дог Буль? -
Какой совет догу дал утёнок? Прочтите.
-
Работа в парах.
-
Подготовьте выразительное чтение рассказа по ролям. -
Как с помощью голоса можно показать размер и силу героев рассказа?
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище влево-вправо.
Больше спать не захотел, Туловище вперед-назад.
Шевельнулся, потянулся, Руки вверх, потянуться.
Взвился вверх и полетел. Руки вверх, влево, вправо.
Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется. Покружиться.
-
Продолжение изучения нового материала.
-
Чтение рассказа Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки».
-
Прочтите название рассказа. -
Кто автор этого произведения? -
Как вы думаете, о ком оно? -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
у-ви-да-ли - увидали
на-бра-ли - набрали
при-ня-лись - принялись
вы-су-ну-лась - высунулась пе-ре-стань-те - перестаньте ра-зум-на-я - разумная
Объясните значение этих слов:
Шалун - проказник.
Забава - развлечение.
Разумная - обладающая разумом.
-
Прочтите самостоятельно рассказ.
-Где играли мальчики?
-
Кого они увидели в пруду? -
Для чего мальчики набрали камней? -
Прочтите, с какой просьбой обратилась к мальчикам лягушка. -
Чему учит этот рассказ? -
Почему автор использует выражение «злая забава»? Что обозначает это выражение?
-
Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка».
-
Прочтите название рассказа. -
Кто автор этого произведения? -
Объясните значение слова «находка».
Находка - найденная вещь.
-
Как вы думаете, о чём это произведение? -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
спу-сти-лся - | спустился |
кро-шеч-но-го - | крошечного |
жа-лоб-не-е - | жалобнее |
сле-пенъ-кий — | слепенький |
смор-щи-ласъ - | сморщилась |
вы-про-сил - | выпросил |
ты-чет-ся - | тычется |
мор-доч-кой - | мордочкой |
под-ру-жил-ся - | подружился |
-
Объясните значение этих слов:
Овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли. Черепок- маленькое блюдце из глины.
Заранее подготовленные учащиеся читают произведения.
-
От чьего имени написано произведение?
-Где мальчик нашёл щенка?
-
Прочтите, как выглядел щенок. -
Почему щенок перестал плакать? -
Куда мальчик принёс щенка? -
Прочтите строки, в которых описывается, как кормили щенка. -
Какую кличку дали щенку? Объясните почему. -
Как вы думаете, почему щенок полюбил своего хозяина?
-
Пересказ рассказа Д. Тихомирова «Находка».
-
Сколько частей в тексте? -
С чего начинается рассказ? -
Прочтите его первую часть. -
Как её можно озаглавить? -
Прочтите вторую часть. -
Как её можно озаглавить? -
Прочтите третью часть. Озаглавьте её.
Запись плана на доске:
-
Находка. -
Забота. -
Благодарность.
-
Подготовьте пересказ по плану.
-
Игры Деда Буквоеда.
Игра «Звездочёт».
-
За какой планетой наблюдает звездочёт? Подскажет звезда. Её пять лучей соединят нужные буквы. Самое трудное - угадать, с какой буквы начать.
-
Итог урока. Рефлексия.
-
С какими произведениями мы познакомились на уроке? -
Чему учат эти рассказы?
Внеурочная деятельность: пересказать понравившееся произведение.
У р о к 32. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОИ ДРУЗЬЯ»
Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать знания по теме «Я и мои друзья».
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение пересказывать произведение кратко, выборочно, с использованием соответствующей лексики, определять отношение автора к персонажам, находить в тексте произведения слова автора и слова действующих лиц.
Личностные: положительное отношение к урокам литературного чтения; умение оценивать своё отношение к учёбе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение самостоятельно определять автора и название произведения, опираясь на фрагмент текста; выполнять схему текста, заполнять кроссворд, понимать знаки, символы; формирование умения анализировать и сравнивать произведения.
Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение использовать соответствующую лексику в процессе описания внешности героев, их поступков, описания пейзажа, формулировать вопросы к тексту произведения, сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с отрывками произведений; ребусы; кроссворд; карточки с пословицами о дружбе.
Сценарий урока
-
Организационный момент.
Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танина).
-
Актуализация знаний.
Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».
Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».
-
Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».
-Прочтите ребусы:
а) б) в)
(
Драка.)