Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Послушайте песню «Если добрый ты» (сл. М Пляцковского, муз. Б. Савельева):

Дождик босиком по земле прошёл, Слышишь, как звенят в небе высоко

Клёны по плечам хлопал... Солнечных лучей струны.

Если ясный день, это хорошо, Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - плохо. А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно...

Если песни петь, с ними - веселей,

А когда наоборот - скучно!

  • Какие отношения можно назвать дружбой?

  • Кого называем лучшим другом?

  • Может ли жадный и злой человек быть настоящим другом?

  • Сегодня мы прочитаем новые произведения о дружбе и бережном отношении к близким людям.

  1. Изучение нового материала.

1.Речевая минутка.

  • Прочтите чисто говорку:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Аш-аш-аш - у Марины карандаш.

Ща-ща-ща - мы несём домой леща.

Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.

  1. Отработка навыка чтения.

- Прочтите слоги по таблице и составьте слова.





А

О

У

ы

И

Е

Я




м

МА

МО

МУ

мы

МИ

ME

мя

М

3

ЗА

30

ЗУ

зы

зи

ЗЕ

зя

3

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

Б

д

ДА

до

ДУ

ДЫ

ДИ

ДЕ

Дя

д

Г

ГА

ГО

ГУ



ги

ГЕ



Г

ч

ЧА

40

ЧУ



чи

ЧЕ



ч

ш

ША

шо

ЩУ



ши

ШЕ

-! ш








3.Чтение рассказа М. Пляцковского «Сердитый дог Буль».

  • Прочтите название рассказа.

  • Кто автор этого произведения?

  • Какие породы собак вы знаете?

  • Что вы знаете о доге?

  • Рассмотрите иллюстрации.

  • Как вы думаете, о ком это произведение?

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

под-зы-ва-ет - подзывает не у-ку-сишъ - не укусишь ос-та-но-вш-ся - остановился Мар-ме-ла-дик - Мармеладик по-лу-ча-ет-ся - получается кро-шеч-но-го - крошечного сла-бень-ко-го - слабенького кры-лыш-ка-ми - крылышками

Далее учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.

  1. Анализ произведения.

  • Назовите героев рассказа.

  • Как звали утёнка?

  • Как звали дога?

  • Как дог Буль показывал свою силу?

  • О чем спросил дог утёнка?

  • Назовите друзей утёнка.

  • Прочтите, над чем задумался дог Буль?

  • Какой совет догу дал утёнок? Прочтите.

  1. Работа в парах.

  • Подготовьте выразительное чтение рассказа по ролям.

  • Как с помощью голоса можно показать размер и силу героев рассказа?


Физкультминутка




Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище влево-вправо.

Больше спать не захотел, Туловище вперед-назад.

Шевельнулся, потянулся, Руки вверх, потянуться.

Взвился вверх и полетел. Руки вверх, влево, вправо.

Солнце утром лишь проснется -

Бабочка кружит и вьется. Покружиться.

  1. Продолжение изучения нового материала.

  1. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки».

  • Прочтите название рассказа.

  • Кто автор этого произведения?

  • Как вы думаете, о ком оно?

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

у-ви-да-ли - увидали

на-бра-ли - набрали

при-ня-лись - принялись

вы-су-ну-лась - высунулась пе-ре-стань-те - перестаньте ра-зум-на-я - разумная


Объясните значение этих слов:

Шалун - проказник.

Забава - развлечение.

Разумная - обладающая разумом.

  • Прочтите самостоятельно рассказ.

-Где играли мальчики?

  • Кого они увидели в пруду?

  • Для чего мальчики набрали камней?

  • Прочтите, с какой просьбой обратилась к мальчикам лягушка.

  • Чему учит этот рассказ?

  • Почему автор использует выражение «злая забава»? Что обозначает это выражение?

  1. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка».

  • Прочтите название рассказа.

  • Кто автор этого произведения?

  • Объясните значение слова «находка».

Находка - найденная вещь.


  • Как вы думаете, о чём это произведение?

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

спу-сти-лся -

спустился

кро-шеч-но-го -

крошечного

жа-лоб-не-е -

жалобнее

сле-пенъ-кий —

слепенький

смор-щи-ласъ -

сморщилась

вы-про-сил -

выпросил

ты-чет-ся -

тычется

мор-доч-кой -

мордочкой

под-ру-жил-ся -

подружился








  • Объясните значение этих слов:

Овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли. Черепок- маленькое блюдце из глины.

Заранее подготовленные учащиеся читают произведения.

  • От чьего имени написано произведение?

-Где мальчик нашёл щенка?

  • Прочтите, как выглядел щенок.

  • Почему щенок перестал плакать?

  • Куда мальчик принёс щенка?

  • Прочтите строки, в которых описывается, как кормили щенка.

  • Какую кличку дали щенку? Объясните почему.

  • Как вы думаете, почему щенок полюбил своего хозяина?

  1. Пересказ рассказа Д. Тихомирова «Находка».

  • Сколько частей в тексте?

  • С чего начинается рассказ?

  • Прочтите его первую часть.

  • Как её можно озаглавить?

  • Прочтите вторую часть.

  • Как её можно озаглавить?

  • Прочтите третью часть. Озаглавьте её.

Запись плана на доске:

  1. Находка.

  2. Забота.

  3. Благодарность.

  • Подготовьте пересказ по плану.

  1. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Звездочёт».







  • За какой планетой наблюдает звездочёт? Подскажет звезда. Её пять лучей соединят нужные буквы. Самое трудное - угадать, с какой буквы начать.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  • С какими произведениями мы познакомились на уроке?

  • Чему учат эти рассказы?

Внеурочная деятельность: пересказать понравившееся произведение.

У р о к 32. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОИ ДРУЗЬЯ»

Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать знания по теме «Я и мои друзья».

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение пересказывать произведение кратко, выборочно, с использованием соответствующей лексики, определять отношение автора к персонажам, находить в тексте про­изведения слова автора и слова действующих лиц.


Личностные: положительное отношение к урокам литературного чтения; умение оцени­вать своё отношение к учёбе.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение самостоятельно определять автора и название произведения, опира­ясь на фрагмент текста; выполнять схему текста, заполнять кроссворд, понимать знаки, символы; формирование умения анализировать и сравнивать произведения.

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы с учётом ха­рактера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение использовать соответствующую лексику в процессе описания внешности героев, их поступков, описания пейзажа, формулировать вопросы к тексту произве­дения, сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: карточки с отрывками произведений; ребусы; кроссворд; кар­точки с пословицами о дружбе.

Сценарий урока

  1. Организационный момент.

Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танина).

  1. Актуализация знаний.

Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».

Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».

  1. Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».

-Прочтите ребусы:

а) б) в)







(
Драка.)