Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итог урока. Рефлексия.

  • Объясните название раздела «О братьях наших меньших».

  • Как надо относиться ко всему живому?

  • С какими произведениями мы познакомились?

  • Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но за братьев наших меньших».

Внеурочная деятельность: выразительное чтение стихотворений; подготовить рисунки о домашних животных.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 33

Николай Иванович Сладков (1920-1996) продолжает в детской литературе традиции В. Бианки, М. Пришвина; его первая книга «Серебряный хвост» вышла в 1953 году. М. Пришвин писал о ней: «Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, это прежде всего свой глаз, открывающий новое что-то в природе и как бы еще небывалое».

Н. И. Сладков - автор сказок, рассказов, новелл, повестей, зарисовок с натуры. Книги писате­ля - это поиск ответов, это образы Природы, Человека, всматривающихся друг в друга. В статье к 50-летию Н. И. Сладкова «Добыча не только в ягдташе», опубликованной в журнале «Детская литература», говорится, что Н. Сладков - «лирик, влюбленный в природу, тонко, музыкально передающий эту влюблённость детям. Цель писателя - пробудить благородные чувства путём общения с природой, защитить, уберечь природу в наш атомный век.

За книгу «Подводная газета» Н. И. Сладкову присвоена Государственная премия РСФСР имени Н. И. Крупской (1977).

У р о к 34. В. ОСЕЕВА «СОБАКА ЯРОСТНО ЛАЯЛА»

Цели: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать стихотворения наизусть перед классом; уме­ние находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, делить про­изведение на части и озаглавливать их, составлять план рассказа.


Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по от­ношению к животным; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное от­ношение к «братьям нашим меньшим».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключе­вым словам, устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правиль­

ность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оцени­вать свои знания.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Образовательные ресурсы: таблицы для чтения; энциклопедия о животных; изображения животных.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний.

[.Конкурс рисунков о собаках.

  1. Выразительное чтение стихотворений.

- Отгадайте загадку:

Знают взрослые и дети.

Кто самый верный друг на свете.

(Собака.)

- Объясните, вы как догадались?

  1. Постановка цели урока.

- Прочтите слова в каждом столбике:

б
маленький

пушистый

усатый

беззащитный

ольшой



лохматый

зубастый

страшный

  • Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика? (Собаку.)

  • С помощью слов из второго столбика? (Котёнка.)

  • Сегодня мы прочитаем рассказ о беззащитном котёнке и свирепой собаке.

  1. Изучение нового материала.

  1. Речевая минутка.

  • Прочтите чистоговорки.

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Оч-оч-оч - наступила ночь.

Су-су-су - было холодно в лесу. Усь-усь-усь - на лугу пасётся гусь.

  1. Отработка навыка чтения.

  • Читайте быстро, четко. Не ошибайтесь!


роза

трава

телефон

дым

слон

соловей

конь

дрозд

раковина

перо

копьё

ромашка

дыня

сокол

корзина

пояс

рог

русалка

коза

топор

тарелка

рама

пенал

дорожка








  • Читайте слова, которые начинаются на букву «Р», на букву «Д», на букву «К».

  • Читайте слова - названия животных, названия растений.

  1. Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла».

  • Прочтите название рассказа.

  • Кто его автор?

  • Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это произведение?

  • Приходилось ли вам когда-либо защищать животных?

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

я-рост-но - яростно

при-па-да-я - припадая

на пе-ред-ни-е - на передние при-жав-шисъ - прижавшись взъе-ро-шен-ный - взъерошенный рас-кры-вал - раскрывал

не-по-да-лё-ку — неподалёку

по-спеш-но - поспешно

у-ди-ви-лисъ - удивились

- Прочтите рассказ цепочкой по предложению.

  1. Анализ произведения.

  • О ком вы прочитали?

  • На кого лаяла собака?

  • Как вел себя котёнок?

  • Где стояли ребята?

  • Как они себя вели?

  • Кто спас котёнка от собаки?

  • Чему удивились мальчики?

  • Ч
    испугом, равнодушием,

    ем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, любопытством, плохим воспитанием?


  • Как отнеслась к их поступку женщина?

  • Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?


Физкультминутка




По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. Подскоки на правой ноге. И на этой же дорожке

П
Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп! Немного отдохнём И домой пешком пойдём.
одскоки на левой ноге.


Бег на месте.

Прыжки на месте на обеих ногах. Ходьба на месте.

  1. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение рассказа «Собака яростно лаяла».

  • С какой интонацией надо прочитать слова автора?

  • Как автор относится к котёнку?

  • Как надо прочитать слова женщины?

  • С какой интонацией звучат слова мальчиков?

  • Прочтите рассказ выразительно по ролям.


  1. Подготовка к пересказу.

  • На сколько частей можно разделить текст?

  • Прочтите первую часть. Озаглавьте её.

  • Кто пришел на помощь?

  • Прочтите вторую часть. Как её озаглавить? #

  • Прочтите третью часть. Озаглавьте её.

Запись плана на доске:

  1. Собака и котёнок.

  2. Спасение котёнка.

  3. Вам не стыдно?

  • Используя план, перескажите рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла».

  1. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Девять котов».



Этот «кот» из фланели сшит.
(Кофта

К


О


j

Этот «кот» на Луну спешит.
(Космонавт.)

к

о










- -V ”

1 '




Этот «кот» из подземных мест. (Крот.)





Этот «кот» хворостинки ест. (Костёр.)

' * к

о




>

т

' ■ * *




J

Этот «кот» в рукаве живёт.
(Локоть.)

’ ■

.• * „




к

о

" " * т




J