Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итог урока. Рефлексия.
-
Объясните название раздела «О братьях наших меньших». -
Как надо относиться ко всему живому? -
С какими произведениями мы познакомились? -
Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но за братьев наших меньших».
Внеурочная деятельность: выразительное чтение стихотворений; подготовить рисунки о домашних животных.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 33
Николай Иванович Сладков (1920-1996) продолжает в детской литературе традиции В. Бианки, М. Пришвина; его первая книга «Серебряный хвост» вышла в 1953 году. М. Пришвин писал о ней: «Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, это прежде всего свой глаз, открывающий новое что-то в природе и как бы еще небывалое».
Н. И. Сладков - автор сказок, рассказов, новелл, повестей, зарисовок с натуры. Книги писателя - это поиск ответов, это образы Природы, Человека, всматривающихся друг в друга. В статье к 50-летию Н. И. Сладкова «Добыча не только в ягдташе», опубликованной в журнале «Детская литература», говорится, что Н. Сладков - «лирик, влюбленный в природу, тонко, музыкально передающий эту влюблённость детям. Цель писателя - пробудить благородные чувства путём общения с природой, защитить, уберечь природу в наш атомный век.
За книгу «Подводная газета» Н. И. Сладкову присвоена Государственная премия РСФСР имени Н. И. Крупской (1977).
У р о к 34. В. ОСЕЕВА «СОБАКА ЯРОСТНО ЛАЯЛА»
Цели: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать стихотворения наизусть перед классом; умение находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план рассказа.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правиль
ность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Образовательные ресурсы: таблицы для чтения; энциклопедия о животных; изображения животных.
Сценарий урока
-
Актуализация знаний.
[.Конкурс рисунков о собаках.
-
Выразительное чтение стихотворений.
- Отгадайте загадку:
Знают взрослые и дети.
Кто самый верный друг на свете.
(Собака.)
- Объясните, вы как догадались?
-
Постановка цели урока.
- Прочтите слова в каждом столбике:
б
маленький
пушистый
усатый
беззащитный
ольшой
лохматый
зубастый
страшный
-
Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика? (Собаку.) -
С помощью слов из второго столбика? (Котёнка.) -
Сегодня мы прочитаем рассказ о беззащитном котёнке и свирепой собаке.
-
Изучение нового материала.
-
Речевая минутка.
-
Прочтите чистоговорки.
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Оч-оч-оч - наступила ночь.
Су-су-су - было холодно в лесу. Усь-усь-усь - на лугу пасётся гусь.
-
Отработка навыка чтения.
-
Читайте быстро, четко. Не ошибайтесь!
роза | трава | телефон |
дым | слон | соловей |
конь | дрозд | раковина |
перо | копьё | ромашка |
дыня | сокол | корзина |
пояс | рог | русалка |
коза | топор | тарелка |
рама | пенал | дорожка |
-
Читайте слова, которые начинаются на букву «Р», на букву «Д», на букву «К». -
Читайте слова - названия животных, названия растений.
-
Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла».
-
Прочтите название рассказа. -
Кто его автор? -
Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это произведение? -
Приходилось ли вам когда-либо защищать животных? -
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
я-рост-но - яростно
при-па-да-я - припадая
на пе-ред-ни-е - на передние при-жав-шисъ - прижавшись взъе-ро-шен-ный - взъерошенный рас-кры-вал - раскрывал
не-по-да-лё-ку — неподалёку
по-спеш-но - поспешно
у-ди-ви-лисъ - удивились
- Прочтите рассказ цепочкой по предложению.
-
Анализ произведения.
-
О ком вы прочитали? -
На кого лаяла собака? -
Как вел себя котёнок? -
Где стояли ребята? -
Как они себя вели? -
Кто спас котёнка от собаки? -
Чему удивились мальчики? -
Ч
испугом, равнодушием,
ем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, любопытством, плохим воспитанием? -
Как отнеслась к их поступку женщина? -
Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. Подскоки на правой ноге. И на этой же дорожке
П
Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп! Немного отдохнём И домой пешком пойдём.
одскоки на левой ноге.
Бег на месте.
Прыжки на месте на обеих ногах. Ходьба на месте.
-
Закрепление нового материала.
1. Выразительное чтение рассказа «Собака яростно лаяла».
-
С какой интонацией надо прочитать слова автора? -
Как автор относится к котёнку? -
Как надо прочитать слова женщины? -
С какой интонацией звучат слова мальчиков? -
Прочтите рассказ выразительно по ролям.
-
Подготовка к пересказу.
-
На сколько частей можно разделить текст? -
Прочтите первую часть. Озаглавьте её. -
Кто пришел на помощь? -
Прочтите вторую часть. Как её озаглавить? # -
Прочтите третью часть. Озаглавьте её.
Запись плана на доске:
-
Собака и котёнок. -
Спасение котёнка. -
Вам не стыдно?
-
Используя план, перескажите рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла».
-
Игры Деда Буквоеда.
Игра «Девять котов».
Этот «кот» из фланели сшит. (Кофта
К
О
j
Этот «кот» на Луну спешит. (Космонавт.)
к | о | | | | - -V ” | 1 ' |
Этот «кот» из подземных мест. (Крот.)
Этот «кот» хворостинки ест. (Костёр.)
' * к | о | | > т | ' ■ * * |
J
Этот «кот» в рукаве живёт. (Локоть.)
’ ■ .• * „ | | к | о | " " * т |
J