Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф изкультминутка

На носочки поднимайся.

Приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны и вкось,

Ножки вместе, ножки врозь.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест, - Это успех!

  1. И гра «Назовите буквы».

Познавательные УУД: уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собствен­ным опытом; познакомиться с иллюстрациями букв.

Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.

  • Какие буквы вы видите? Назовите!

Внимательные люди - художники - увидели и показали буквы вокруг нас.

  • А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?

  • Н



    IV Итог урока. Рефлексия.


    арисуйте и вы сказочные буквы.


Личностные УУД: положительное отношение к учебному труду и умение оценивать своё от­ношение к учёбе; ориентация в нравственном содержании собственных поступков.

Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его заверше­ния с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

-
Загадки:

1. От цветка к цветку порхает, Утомится - отдыхает.


(Бабочка.)


  1. Узнать его и просто и легко:


Высокого он роста и видит далеко.


(Жираф.)

5. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.)

7. Кто на себе свой домик носит?


(Улитка.)


  1. Рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом.


(Лиса.)


  1. У меня ходули - не страшит болото: Лягушат найду ли - вот моя забота.


(Цапля.)

6. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёжик.)

Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово в кроссворде.



Ключевое с л о во: алфавит.

  • Что такое алфавит?

  • С какими произведениями мы познакомились на уроке?

  • Какой совет дает С. Маршак читателям?

Внеурочная деятельность: перечитать понравившиеся произведения первого раздела «Жи­ли-были буквы».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 6

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964).

Мар-шак, Мар-шак... Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолеть болезни, горе, потери.

Человек «огнедышащего» характера родился 3 ноября 1887 г. в Воронеже. У известных писа­телей принято искать литературно одарённых предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, говорят, аж в XVII в.

Гораздо ближе была бабушка, любившая говорить в рифму. Родители же занимались делами прозаическими: отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Жили бедно, часто переезжали; отец без конца искал работу.

В край далёкий, незнакомый Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома У неё одна скамья.

Наконец обосновались в маленьком Острогожске. Можно сказать, что как поэт Маршак родился недалеко от этих мест. Было поэту четыре года. Хотя кто в четыре года не поэт и не сча­стлив?..

Года четыре был я бессмертен.

Года четыре был я беспечен...



А вот как переводчик Маршак родился точно в Острогожске. Одиннадцатилетним гимнази­стом он по заданию учителя перевел оду Горация.

Судя по воспоминаниям, в детстве Маршак все время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическими концами.

Но, как оказалось, невероятные истории случаются и в жизни. Летом 1902 г. в жизни Марша­ка произошло чудо. Он, выросший на грязной окраине захолустного городка, оказался в столице, блестящем Петербурге, среди людей, чьи имена знала вся Россия. Талант и счастливый случай привели Маршака к Владимиру Стасову - знаменитому исследователю культуры и художествен­ному критику. И здесь, у «седовласого старика-богатыря», «маленький мальчишка в слишком коротких панталонах» читает свои стихи Репину, Горькому, Шаляпину. Он пишет слова к сочи­нению композиторов Глазунова и Лядова, и это сочинение исполняется в одном из великолепных залов Петербурга.

Стасов открыл мальчику другой мир и помог в нем обосноваться. Но когда Владимира Ва­сильевича не стало, старые проблемы подступили вновь.

Гимназии Маршак не кончил. В университет поступить не мог. И должен был зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями. С 1907 г. они постоянно появлялись на страни­цах разных газет и журналов. Писал он и стихи, но на них не очень-то обращали внимание.

В 1911 г. Маршак впервые отправился в заграничное путешествие, на Ближний Восток. От­туда он привез кучу впечатлений, стихи и красавицу-жену, с которой познакомился на корабле. Вместе с ней в 1912 г. Маршак едет учиться в Англию, в Лондонский университет. Студент фа­культета искусств, он изучал английскую поэзию «с мешком за плечами и палкой в руках».

Здесь, в Англии, в его жизни впервые появилось то, что позднее так тесно привязало его к книге, притом более всего - к детской: первый ребёнок в семье, ребята из «Школы простой жизни» и любовь к английской поэзии, которой он не изменил до конца своих дней. Путь Маршака к дет­ской книге был долгим и извилистым. В первые десятилетия нового века Самуила Яковлевича не оставляла забота о детях-беженцах, о тех, кто остался без дома, без родителей, о тех, кто голо­дал. А было таких в годы Первой мировой войны, а потом Гражданской - тысячи и тысячи.


Сам Маршак говорил: «Я пришел в детскую литературу через театр». В 1920-е гг. в Красно­даре вместе с поэтессой Е. И. Васильевой он начал писать пьесы для ребят. Пьесы ставились в местном театре, потом - в «Детском городке». В 1922 г. они были опубликованы в сборнике «Театр для детей». Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград, Маршак пришел работать в Театр юных зрителей. Поиск сюжетов для пьес привел его в библиотеку, где собирались дет­ские писатели. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.

С 1923 г. Маршак - редактор журнала «Воробей», затем - редактор отдела издательства. Это был не просто отдел, это был «редакционный оркестр», где Маршак «был и дирижером, и первой скрипкой». Под управлением этого дирижера рождались стихи, рассказы, сказки, написанные спе­циально для ребят «бывалыми» людьми: Житковым, Бианки и многими, многими другими. Ох, как пригодилась тут Маршаку его «нетерпеливая» энергия! Он «советовал, читал вслух, ссорился, тре­бовал, настаивал и уговаривал». Суровый, подчас жесткий критик, Самуил Яковлевич никогда не был добреньким покровителем начинающих авторов. Что ж, таким и должен быть дирижер раз­ноголосого оркестра, который представляло собой замечательное издательство, выпускавшее дет­ские книжки.

За свою работу Маршак не раз получал различные награды, не раз бывал председателем важ­ных комиссий. И оставался поэтом. В 1923 г. вышли его «Детки в клетке», «Дом, который по­строил Джек» и «Пожар». Все самые знаменитые детские книжки были написаны поэтом в 1920- 1930-е гг.

«Люди пишут, а время стирает...» К счастью, стирает не всё. Кто не знает почтальона «с тол­стой сумкой на ремне» или «рассеянного с улицы Бассейной». Уж никто и не помнит, что такое гамаши, которые он натягивал, а книжка живёт. Такой он обаятельный и запоминающийся с пер­вой же строчки - этот рассеянный.

А как хочется, услышав слова:

Мой

Весёлый,

Звонкий,

Мяч,

Ты куда Помчался Вскачь? -

бросить всё и убежать играть в этот самый мяч!

Стихотворные строчки Маршака запоминаются сразу же. Кажется, будто поэт их не сочи­нял - просто они были всегда.

Самуил Яковлевич долго работал над каждым произведением. Так, пьеса-сказка «Кошкин дом» из пятистраничной выросла в целое большое представление, а «Мистера Твистера» он исправлял раз тридцать. Его отличала безукоризненная честность в работе. Он всё делал на совесть, касалось ли это заказной агитационной подписи на коробке с макаронами для ар­мии в годы войны или осуществления заветного замысла. Для него всегда было «искусство строго, как монетный двор». Несмотря на неважное здоровье, он прожил долгую жизнь с тра­гическими потерями и безоблачными счастливыми днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни.


У р о к 7. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению, речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; обобщить и систематизировать знания по теме «Жили-были буквы».

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно и по ролям, пересказывать произведение, ис­пользуя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; вни­мание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, плани­ровать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и ге­роям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого уче­ника; словари по русскому языку; выставка рисунков учащихся, карандаши.

Сценарий урока

  1. Актуализация знаний, постановка цели урока.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.

Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока, полу­чать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.

  • Тема нашего урока формулируется так, как начинаются русские народные сказки: «Жили- были...».

  • О ком или о чём мы будем сегодня говорить? Отгадайте загадку - и вы это узнаете.