ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ
1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП
2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы
2.1.1. Организация орнитологической экскурсии
2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию
3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы
Рисунок 1 - Количественный анализ материалов по биологии раздела
«Ознакомление с окружающим миром» в библиотеке МЭШ
Рисунок 2 - Количественный анализ материалов по биологии раздела
«Природоведение» в библиотеке МЭШ
Рисунок 3 - Количественный анализ материалов по биологии раздела «Мир природы и человека» в библиотеке МЭШ
Рисунок 4 - Количественный анализ материалов по биологии раздела «Окружающий мир (Человек, природа, общество» в библиотеке МЭШ
Все четыре раздела практически не содержат учебных пособий, сценариев уроков. Так, подраздел «Мир природы и человека» содержит 4 сценария. Все они посвящены изучению животных. В разделе «Ознакомление с окружающим миром» по нашему мнению, только один сценарий урока подходящий - и он посвящен закаливанию организма. В разделе «Природоведение» также представлен один сценарий урока на тему лекарственные растения для 5-го класса. Учебные пособия отсутствуют вовсе. А учебники представлены только в разделе «Мир природы и человека». Атомики в большинстве своем представлены тестами. Не анализировали (подсчитывали) приложения, но также как и атомики их в библиотеке МЭШ представлено в большом количестве.
Следует отметить, что при увеличении сложности материала число возможных сценариев в соответствующих разделах уменьшается. Обучение биологии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуется преобладанием качественно и количественно более простого материала, который подходит для младших школьных классов, чем для старших. Тем не менее, благодаря разнообразию атомарного контента раздела "Адаптированные предметы", платформа МЭШ предоставляет хорошую возможность для обучения биологии учащихся с ОВЗ. Главным условием является то, чтобы учащиеся с ОВЗ могли освоить материал в максимально подходящей для них индивидуальной, адаптированной форме. Материалы, представленные в соответствующих разделах, включают широкий спектр природных объектов, процессов и явлений, которые могут быть использованы при обучении биологии. Большое количество иллюстративного материала (рисунки, фотографии, анимации, видеофрагменты и модели) облегчает понимание биологических понятий и явлений. Изучаемые в школьном курсе биологии объекты, которые могут быть удалены, имеют большие или малые размеры, являются редкими, находятся в процессе долговременного развития или находятся в скрытых от нас местах. Наглядность является одним из ключевых принципов обучения биологии, поскольку помогает сформировать биологические представления и понятия.
Для детей с особыми воспитательными потребностями (ОВЗ) важно использовать наглядные демонстрации для закрепления информации. Ресурсы МЭШ предоставляют возможность достижения максимальной наглядности не только в статической, но и в динамической форме. Использование этих ресурсов вместе с электронным микроскопом на уроках биологии позволяет применять естественнонаучные методы, такие как наблюдение, эксперимент, различные опыты и лабораторные работы, а также виртуальные экскурсии. Контент МЭШ способствует эффективному развитию индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ за счет вариативности использования различных ресурсов, таких как аудио, видео и графика, а также разнообразия форм и темпов подачи информации. Кроме того, МЭШ содержит необходимые компоненты инклюзивной технологии обучения, такие как красочность, наглядность, анимация и обучение в игровой форме. Эти компоненты могут использоваться на всех этапах урока биологии, а сервис по созданию приложений для МЭШ LearningApps.org предлагает восемь видов шаблонов проверочных заданий, которые могут быть использованы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это позволяет проводить занятия вариативно и диверсифицировать методику обучения биологии.
Несмотря на все преимущества МЭШ, электронные учебники и инклюзивные уроки биологии в библиотеке МЭШ представлены в незначительном количестве для учащихся старших классов, хотя содержащиеся в разделе «Адаптивные предметы» атомики могут быть использованы для создания полноценного сценария урока биологии. Еще одним недостатком МЭШ является ограниченное количество видеороликов, обучающих фильмов с субтитрами, что необходимо глухим и слабослышащим детям. Тем не менее, МЭШ может выступать в качестве ключевого инструмента для обучения биологии детей с ОВЗ. Учителям биологии следует сосредоточить внимание на создании качественных атомиков, которые могут быть использованы для сборки любого урока. Однако использование МЭШ для обучения требует тщательной разработки методики, учитывающей уровень пользовательских навыков и способностей детей с ОВЗ. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что не все дети могут самостоятельно осуществлять поиск информации или вести диалог, и это должно быть учтено при разработке методики.
Исходя из проведенного анализа содержания МЭШ, становится ясно, что нужны новые компьютерные, информационные и интерактивные продукты для инклюзивного образования. Однако, на данный момент, их
количество ограничено, что приводит к использованию учителями биологии электронных ресурсов, предназначенных для обучения нормально развивающихся детей. Как следствие, при наличии в классе учащегося с ОВЗ, учебную программу его обучения пытаются адаптировать к обычной, что противоречит принципам инклюзии и индивидуального подхода к обучению. Для полного удовлетворения потребностей в биологическом образовании учащихся с ОВЗ необходимо искать нестандартные решения.
Основываясь на теоретических положениях и выводах первой части, был разработан сценарий урока биологии для учащихся 5 и 7 классов в инклюзивной школе на тему "Класс птицы. Общая характеристика класса". Урок является основной организационной формой обучения и воспитания в школе и важной педагогической единицей процесса обучения.
Перед переходом к сценарию урока биологии в инклюзивном классе необходимо определить ключевые особенности обучения биологии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и принципы, на которых должен быть основан урок. Одной из особенностей является внутренняя дифференциация детей с ОВЗ в классе, что определяет специфику организации и структуры урока. Согласно теории познания и развития мышления, школьник проходит несколько стадий. Поэтому при изучении многообразия живого в 5-8 классах следует использовать натуральные объекты, такие как растения, животные и микропрепараты, а в старших классах (9-11) целесообразно использование цифровых технологий. Однако при обучении детей с ОВЗ ситуация немного иная. Несмотря на то, что на уроке биологии следует использовать наглядные примеры растений и гербарии, работа с микроскопом, микропрепаратами или обучение непосредственно в живой природе не всегда возможна для обучающихся с ОВЗ. Поэтому ИКТ играют важную роль в обучении детей с ОВЗ и должны быть использованы на любом этапе, как в средних, так и старших классах. Использование ИКТ позволяет расширить возможности визуализации учебной информации, изменить темпы и формы подачи информации, а также дополнительно мотивировать детей и формировать их коммуникативные и информационные компетенции.
К первостепенным задачам преподавания биологии для детей с ОВЗ следует отнести следующее [9, с.5]:
1.Передача знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и
жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2.Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; 3.Экологическое воспитание, бережное отношение к природе;
4.Первичное знакомство с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
5.Усвоение навыков, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья человека.
В процессе разработки содержания занятий учителю биологии необходимо спланировать учебный процесс таким образом, чтобы каждым обучающимся решались задачи, проблемные ситуации путем опоры, как на свои сильные стороны, так и зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития. Для результативного развития учащихся с ОВЗ крайне важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха», предлагать такие задания, с которыми учащийся наверняка справится, отмечать даже незначительные достижения обучающихся, при этом зная индивидуальные особенности оказывать, но не на прямую, а незаметно помощь. Дети с ОВЗ вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определенные трудности в процессе обучения: неумение давать полную характеристику предметам, недостаточное умение классифицировать живые объекты, затруднение в установлении причинноследственных связей, неумение применять свои знания на практике, затруднение в осмыслении биологических понятий. Таким обучающим требуется поддержка со стороны учителя.
Необходимо помнить и ряд дидактических принципов. Так, в частности по закономерностям усвоения на изучение нового учебного материала для обучающихся «норма» отводится примерно ¼ часть урока – до 15 минут. Этого нельзя сказать об обучающихся с ОВЗ, так как им намного тяжелее удерживать внимание, концентрацию, и заниматься одним видом деятельности, они весьма рассеяны и пр. Следующим важным аспектом является предоставление учителем обучающимся с ОВЗ четкого алгоритма выполнения задания – «возьми карандаш в руки, нарисуй и т.д.». В данном случае целесообразнее использовать помощь тьютера, сурдопереводчика. Следует также во время урока уделять внимание эмоционально – чувственной сферы. Спрашивать у обучающихся с ОВЗ что они чувствовали во время работы на уроке, нравится ли им их оценка. На личностноориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей: обязательной и заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить). В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для обучающегося с ОВЗ.
Одна из сложных, но очень важных задач – задача адаптирования плана урока класса, в котором учится ребенок с особыми образовательными потребностями. С одной стороны, это единый план, который доступен всем учащимся, в том числе учащимся с особыми образовательными потребностями. С другой стороны, он включает деятельность, соответствующую возрасту, но ориентированную на определённый уровень развития. План урока должен быть доступным для всех учащихся. Для этого требуется применение различных уровневых технологий, целенаправленное воздействие с дидактическими материалами, множественное повторение практических и интеллектуальных действий, наглядно-действенный показ (способа воздействия, эталона выполнения), подражательные упражнения и т.д.
Все это было учтено нами при разработке сценария урока, представленного далее. Конспект урока «Класс птицы. Общая характеристика класса?»
С 5 класса начинается знакомство обучающихся с новым и довольно сложным предметом «биология», интерес к которому необходимо формировать и развивать, начиная с первых уроков. В курсе «Биология» пятиклассники получают достаточную, естественнонаучную подготовку. Обучающиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. При изучении данного курса в 5 классах ОВЗ необходимо принимать во внимание и учитывать специфические трудности детей с ОВЗ и на доступном материале вести работу по обогащению знаниями и представлениями об окружающей действительности, по обогащению словарного запаса, развивать монологическую речь. Содержание обучения по данному курсу включает работу по коррекции зрительного восприятия, памяти, мыслительных процессов обучающихся, формированию общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, группировки, классификации) (приложение А).