Файл: Соболева Александра Денисовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В



В контексте орнитологических экскурсий нужно всегда сохранять бдительность и внимательность, так как наблюдения за птицами, как правило, бывают краткими и неожиданными, птицы часто быстро улетают или прячутся. При следовании по заранее определенному маршруту наблюдения за птицами обычно непродолжительны. Нередки случаи, когда любопытная птица внезапно улетает при приближении группы. Таким образом, для участников крайне важно быстро определить наиболее примечательные черты птицы, чтобы определить ее вид. Для этого руководители экскурсий должны умело указать наиболее существенные особенности, в том числе среду обитания и поведение птиц. Весной существует обилие материала, поэтому крайне важно соблюдать осторожность в отношении его использования во время экскурсий. К счастью, принцип маршрутных экскурсий по конкретным растительным сообществам уже сводит к минимуму лишний материал, что помогает руководителю. Например, экскурсии по опушке смешанного леса или по мелколесью у водоемов уже увеличивают шансы встретить характерные для этих биотопов виды птиц. В самом деле, распределение большинства птиц среди растительных сообществ настолько предсказуемо, что выбор экскурсионных маршрутов и отбор материала могут служить ориентиром. Тем не менее, по-прежнему важно ограничивать материал, особенно поначалу, когда участники могут быть перегружены информацией. Таким образом, важно излагать материал ясно и лаконично, акцентируя внимание только на самых важных моментах.

При проведении орнитологических экскурсий важно иметь заранее определенный маршрут и отклоняться от него только при наличии ценного материала для изучения. Руководитель экскурсии должен быть впереди и обычно первым замечает новых птиц. В таких случаях руководитель должен оценить наблюдение с точки зрения темы экскурсии и того, как его можно использовать, особенно при работе с младшими школьниками.

Сроки начала орнитологических экскурсий должны основываться не на постепенном знакомстве с наиболее характерными видами птиц, а на изучении наиболее интересных биологических явлений. Самое удобное время — поздняя весна и раннее лето, когда лес и город наполняются птицами и возобновляется растительная жизнь. Майские экскурсии оптимальны для знакомства с пением птиц, а май-июнь – для изучения всех биологических явлений, связанных с периодом размножения. Конец весны и начало лета — наиболее благоприятное время для групповых экскурсий, целью которых является не только знакомство участников с птицами, но и изучение связанных с ними явлений.


Сроки проведения орнитологических экскурсий являются решающим фактором, который может существенно повлиять на исход путешествия. Различные сезоны и периоды дня требуют разных подходов для достижения наилучших результатов. Осенние и зимние экскурсии, например, меньше зависят от времени суток, а раннее утро или вечер идеально подходят для наблюдения за полетом и отлетом птиц в безветренную и сухую погоду. Напротив, время весенних и летних экскурсий имеет большое значение, причем наиболее ценными являются ранние часы восхода солнца. Это когда птицы активно издают звуки, чтобы отметить территорию своего гнезда, и их активность ослабевает к полудню, особенно в жаркие дни. Поэтому рекомендуется начинать орнитологическую экскурсию весной как можно раньше, с перерывом до возобновления песни и физиологической активности птиц ближе к вечеру. Вечерняя часть экскурсии может быть не менее интересной, чем утренняя, и сравнение обеих дает ценные данные о жизни птиц в течение дня. Для короткой экскурсии, проходящей утром, когда погода ясная и безветренная, обычно более благоприятны.

К экскурсиям по орнитологии важно подходить дисциплинированно и скоординированно, так как проведение их в большом количестве может снизить их успешность и фактически полученный от них материал. Во избежание этого количество участников не должно превышать 10-12 человек, так как большая группа может сделать птиц более осторожными и скрыться от приближающейся группы. Идеальны небольшие группы по 5-6 человек, но это не всегда возможно. Во время группового тура важно одеваться соответствующим образом и избегать яркой или красочной одежды, которая может сделать группу более заметной. Также рекомендуется взять с собой бинокль.

Во время экскурсии полезно вести протокол, который включает список видов птиц и их особенности, такие как фуражировка, гнездование и активное пение. Протокол составляется на основе записей, сделанных участниками после окончания экскурсии. [19]

В орнитологических экскурсиях большую роль играет поведение участников, и важно синхронизировать их движения с действиями руководителя. Шум и рассредоточение могут напугать птиц, заставляя их уходить, прежде чем их заметят. Участники должны медленно и ненавязчиво приближаться к птице плотной группой или гуськом, воздерживаясь от разговора. Если ведущий останавливается, чтобы понаблюдать за птицей, все должны остановиться и сосредоточить на ней свое внимание. Во время наблюдения ведущий может давать краткие пояснения и выделять особенности птиц. Участники должны записывать свои наблюдения в отдельные тетради, чтобы обеспечить объективное описание и обсуждение. Без записи всех наблюдений важные данные могут быть потеряны навсегда. Поэтому крайне важно, чтобы все, кто занимается орнитологическими наблюдениями, придерживались определенных правил ведения учета.



Правильно сформированные записи орнитологических наблюдений должны создаваться в соответствии с общими правилами, чтобы обеспечить их надежность для использования в будущем. Наиболее надежные записи создаются в поле или в тот же день после возвращения, поскольку откладывание заметок на потом и опора на память могут привести к упущению важных деталей или ошибкам. Орнитологический дневник — удобный способ записи наблюдений, который следует всегда иметь при себе. Форма дневниковых записей зависит от человека, но она должна быть последовательной. Чтобы текст не исчез из-за влаги, для записи наблюдений в дневник рекомендуется использовать простой карандаш. Отдельных листов или бланков, предназначенных для заполнения, следует избегать, так как их легко можно потерять. Также желательно иметь отдельную тетрадь для каждого семестра, чтобы уменьшить размер тетради.

В городе могут быть организованы орнитологические экскурсии для наблюдения за местной орнитофауной, которая включает в себя ряд видов, приспособившихся к жизни рядом с человеком. Эти городские птицы, такие как городской воробей, домашние голуби, галки, ласточки, стрижи и некоторые совы, приспособились к питанию людьми и поселились в городе. Есть также такие виды, как скворцы, некоторые дрозды, горихвостки, мухоловки, трясогузки и полевые воробьи, которые предпочитают жить в дикой природе, но извлекают выгоду из жизни рядом с людьми, гнездясь в искусственных скворечниках и собирая пищу на культурных насаждениях. Эти птицы должны быть защищены и привлечены в городские районы.

Успех орнитологической экскурсии зависит от подготовленности руководителя и группы. Руководитель должен заранее выбрать маршрут с учетом различных биологических явлений, педагогической ценности экскурсии, времени и места. Во время экскурсии руководитель должен давать четкие инструкции и акцентировать внимание только на самых важных явлениях. Участники должны соблюдать дисциплину и избегать спешки, не торопясь внимательно наблюдать за птицами и используя для наблюдения все их характерные черты.

Ведение полевого дневника важно для записи наблюдений, которые следует делать карандашом и в самом дневнике. Рекомендуется для каждого семестра иметь отдельную тетрадь и не вести записи на отдельных листах, которые легко можно потерять. Форма дневниковых записей может быть выбрана на усмотрение наблюдателя, но соблюдать ее следует последовательно.


Наблюдательное поведение имеет решающее значение во время орнитологических экскурсий. Участники должны двигаться медленно и тихо, тесной группой или гуськом, чтобы не пугать птиц, и должны воздерживаться от шума. Если ведущий останавливается, чтобы понаблюдать за птицей, все должны остановиться и обратить на нее свое внимание. Ведущий может дать краткие пояснения и обратить внимание на особенности наблюдаемой птицы. Участники должны записывать свои наблюдения в отдельные блокноты, чтобы обеспечить объективность и предотвратить потерю важных данных. [20]


2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию


Проводя экскурсию важно начинать с достаточно многочисленных и хорошо различимых по песне или по внешнему виду птиц.[13] Примерный список видов птиц, включенных в орнитологическую экскурсию:

Зяблик обыкновенный (Fringilla coelebs) - Размером с воробья. Самка буровато-серая с яркими белыми полосками на крыле. Самец более контрастной окраски (голова синеватая, брюшко ярко коричневое в красноту, надхвостье оливковое. Песня – громкая трель с росчерком на конце. В период волнения рюмит. Гнездится на деревьях. В гнезде есть помимо травинок, мох, береста, перышки. В кладке около пяти яиц. Зерноядная птица, но птенцов выкармливает насекомыми, Фоновая птица в Москве и Московской области.

Зарянка (Erithacus rubecula) - является представителем семейства Мухолововых, и характеризуется небольшим размером. Известна своими певчими талантами, Зарянка была широко популярна и уважаема среди жителей европейских стран. Она имеет размер всего 14 см и конечности, окрашенные в коричневый цвет, а клюв и глаза черного цвета. Крупные глаза позволяют птице легко ориентироваться в густых зарослях кустарниковой растительности. Молодые особи имеют более монотонное оперение, состоящее из коричневых и белых пятен, но по мере взросления приобретают привлекательный внешний вид с наличием красноватых и оранжевых оттенков. Ареал обитания Зарянки охватывает всю европейскую часть Евро-Азиатского континента и является весьма обширным.

Пеночка весничка (Phylloscopus trochilus) — певчая птица семейства свистуновых. Она известна своим красивым и мелодичным пением, которым она приветствует приход весны. Пеночка весничка, или трещотка, как ее еще называют, является маленькой птицей с длиной тела около 11 см и массой около 8 г.

Пеночка теньковка - Длина тела у пеночки-теньковки составляет от 10 до 15 см, а размах крыльев до 20 см. Весит птичка 6-8 г. У пеночки-теньковки оперение верхней части тела имеет буровато-оливковый цвет, нижняя же часть светло-серая с отчетливым желтоватым оттенком. Пеночка-теньковка распространена на территории всей Европы, в Северной и Центральной частях Сибири, а также в некоторых регионах Ближнего Востока. Зимуют пеночки-теньковки на юге Европы, Аравийском полуострове и на северной части африканского континента.