Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление



– суммы цен товаров;

– скорости оборота денежных единиц при обслуживании сделок;

– развития кредитных отношений.

К. Маркс предложил следующую формулу закона денежного обращения (определения количества наличных денег):

,

где Кн – количество денег, необходимых для обращения;

Ц – сумма цен проданных товаров;

К – сумма цен товаров, проданных в кредит;

П – сумма платежей, по которым наступил срок оплаты;

ВП – сумма взаимопогашающихся платежей;

СО – среднее число оборотов денег, или скорость оборота денег.

Анализируя земельную ренту, Маркс рассматривает ее эволюцию, образование дифференциальной ренты I и II. Он считал, что земельная рента – это сверхприбыль, образующаяся в сельском хозяйстве в результате прибавочного труда сельскохозяйственных рабочих.

Тесты и задания


Задание 1. Изобразите схему кризисна по К. Марксу с указаним причин и последствий.

Задание 2. Перечислите основне достижения социалистов, нашедшие отражение в современности.

Тесты


1. Как решал проблему частной собственности социалист – утопист Ш. Фурье?

1. Собственность должна быть личной.

2. Собственность обобществляется в масштабах государства.

3. Собственность обобществляется в масштабах общества.

4. Собственность обобществляется в масштабах коллектива (трудового товарищества).

2. Кто из указанных ученых не принадлежал к исторической школе в Германии?

  1. К. Маркс.

  2. Ф. Лист.

  3. В. Рошер.

  4. А. Вагнер.

  5. К. Бюхер.

3. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:

  1. Общие экономические законы производства.

  2. Экономические и неэкономические факторы.

  3. Сферу производства.

  4. Сферу обращения.

4. Кто из представителей классической политэкономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость?

1. Ф. Кенэ.

2. Д. Рикардо.

3. Ж. Б.Сэй.

4. К. Маркс.

5. Какая из указанных причин порождает, по мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению?

  1. Постоянное присутствие капитала в одной отрасли.

  2. Увеличение в структуре капитала доли переменного капитала и уменьшение доли постоянного.

  3. Уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала и увеличение доли постоянного.

  4. Рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия.


6. Каким из перечисленных вариантов положений руководствуется К. Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается:

  1. Неоплаченным трудом производительных рабочих и постоянным капиталом.

  2. Неоплаченным трудом в сфере торговли и переменным апиталом.

  3. Трудом и капиталом.

  4. Капиталом и землей.

  5. Трудом и землей.

7. Соотнесите экономиста и его труд. Лекция «Марксизм».

а) Анри де Сен-Симона

б) К. Маркс

в) Ф. Энгельс

г) Ф. Лист

1) «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

2) «Национальная система политической экономии»

3) «Книга о новом нравственном мире»

4) «Капитал»

8. Согласно Ф. Энгельсу общество имеет две стороны (какие?):

а) базис и надстройку

б) производительные силы и производственные отношения

в) производительные силы с одной стороны и базис и настройку с другой.

9. Из преведенных смысловых рядов выберете неверный, тот что не входит в понятие «Надстройка».

а) государство и право, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.

б) государственный режим, электорат, политические воззрения, морально-этическая сторона.

в) мораль, религия, философия, искусство.

10. Дайте определение «Базис»

а) это совокупность исторически сложивших институтов в обществе.

б) это совокупность исторически определенных производственных отношений.

в) это рабочий класс общества.

11. Согласно труду К. Маркса «капитал» – это:

а) созданный рабочими в процессе производства прибавочный продукт.

б) конечная цель товарного производства.

в) накопленный неоплаченный труд наемных рабочих.

12. В учении марксизма государство играет роль:

а) невидимой руки рынка.

б) регулятора общественных отношений во всех сферах жизни общества.

в) машины для подавления одного класса другим.

13. Согласно учению К. Маркса «прибавочная стоимость» – это стоимость

а) создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.

б) создаваемая трудом работника и присваиваемая им как результат его собственного труда.

в) создаваемая капиталистом сверх норма прибыли при продаже произведенной его предприятием продукции.

14. Тезис «Анархия – мать порядка был введён:



а) Анри де Сен-Симоной

б) Ф. Энгельс

в) Пьер Жозеф Прудоном

15. Термин «неортодоксальный» обозначает:

а) отклоняющийся от основного, главенствующего направления в чём-либо.

б) последовательный, строго придерживающийся правильного учения.

в) отождествляющий себя с чем-либо предыдущим.

16. Экономические взаимозависимости между производством средств производства и производством предметов потребления представлены в:

а) экономической таблице Ф. Кенэ;

б) теории реализации К. Маркса;

в) теории накопления К. Маркса;

г) теории трех факторов Ж.-Б. Сэя.

17. В соответствии с экономической теорией К. Маркса, главным звеном в системе общественных отношений является:

а) производство;

б) обмен;

г) потребление.

18. По мнению Ш. Фурье, изменение существующего строя должно произойти:

а) при помощи революции;

б) в результате разделения труда;

в) через организацию образцовых ассоциаций;

г) все ответы верны.

19. Термин «переменный капитал» в экономическую теорию ввел:

а) Л. Смит;

б) К. Маркс;

в) Ф. Кенэ;

г) В. Пети;

д) Л. Маршалл.

20. Причиной минимизации заработной платы рабочих С. Сисмонди считает:

а) простой низкий уровень разделения труда в обществе

б) избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости вытеснение труда рабочих машинами и механизмами

в) существующие в обществе традиции и обычаи

г) закон убывающего плодородия почвы

21. Из числа ниженазванных непосредственно П. Прудону принад­лежат идеи о целесообразности:

а) ведущей роли в экономике общенародной собственности

б) организации банков народа

в) упразднения денег и создания конституированной стоимости

г) предпочтения функционального метода анализу каузальному

д) введения беспроцентного кредита

е) ликвидации государственной власти

22. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение в экономике должна иметь собственность:

а) частная

б) мелкая

в) общенародная

г) кооперативная

д) акционерная

23. Историческая школа Германии рассматривает в качестве пред­мета экономического анализа:

а) сфера обращения (потребления)

б) сфера производства (предложения)

в) сфера обращения и сфера производства одновременно

г) сфера сельскохозяйственного производства


д) совокупность экономических и неэкономических факторов

Тема 6. Маржинализм: этапы развития
и теоретические школы


6.1. Общая характеристика маржинализма.

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма.

6.3. Неоклассическая экономическая школа.

6.1. Общая характеристика маржинализма


Термин «маржиналисткая революция» используется, когда говорят о независимом открытии в 70-х годах девятнадцатого века К. Менгером, С. Джевонсом и Л.Вальрасом принципа снижающейся предельной полезности. Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в масштабе всего хозяйства (макроэкономика).

Возникновение маржинализма связано с работами математиков-экономистов. Они явились предшественниками математической школы в экономической науке. К ним относятся А. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.

В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа. Первый этап охватывает 70–80-е годы XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах К. Менгера, а также У. Джевонса и Л. Вальраса. На данном этапе теория предельной полезности объявлялась главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е годы XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на этом этапе – отказ от субъективизма и психологизма. В результате представители «новых» маржинальных идей стали расцениваться в качестве преемников классической политэкономии и называться неоклассиками, а их теория соответственно получила название «неоклассической». На этом этапе наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б. Кларк и итальянец В. Парето.

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма


Австрийская школа – теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма