ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
– суммы цен товаров;
– скорости оборота денежных единиц при обслуживании сделок;
– развития кредитных отношений.
К. Маркс предложил следующую формулу закона денежного обращения (определения количества наличных денег):
,
где Кн – количество денег, необходимых для обращения;
Ц – сумма цен проданных товаров;
К – сумма цен товаров, проданных в кредит;
П – сумма платежей, по которым наступил срок оплаты;
ВП – сумма взаимопогашающихся платежей;
СО – среднее число оборотов денег, или скорость оборота денег.
Анализируя земельную ренту, Маркс рассматривает ее эволюцию, образование дифференциальной ренты I и II. Он считал, что земельная рента – это сверхприбыль, образующаяся в сельском хозяйстве в результате прибавочного труда сельскохозяйственных рабочих.
Тесты и задания
Задание 1. Изобразите схему кризисна по К. Марксу с указаним причин и последствий.
Задание 2. Перечислите основне достижения социалистов, нашедшие отражение в современности.
Тесты
1. Как решал проблему частной собственности социалист – утопист Ш. Фурье?
1. Собственность должна быть личной.
2. Собственность обобществляется в масштабах государства.
3. Собственность обобществляется в масштабах общества.
4. Собственность обобществляется в масштабах коллектива (трудового товарищества).
2. Кто из указанных ученых не принадлежал к исторической школе в Германии?
-
К. Маркс. -
Ф. Лист. -
В. Рошер. -
А. Вагнер. -
К. Бюхер.
3. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:
-
Общие экономические законы производства. -
Экономические и неэкономические факторы. -
Сферу производства. -
Сферу обращения.
4. Кто из представителей классической политэкономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость?
1. Ф. Кенэ.
2. Д. Рикардо.
3. Ж. Б.Сэй.
4. К. Маркс.
5. Какая из указанных причин порождает, по мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению?
-
Постоянное присутствие капитала в одной отрасли. -
Увеличение в структуре капитала доли переменного капитала и уменьшение доли постоянного. -
Уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала и увеличение доли постоянного. -
Рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия.
6. Каким из перечисленных вариантов положений руководствуется К. Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается:
-
Неоплаченным трудом производительных рабочих и постоянным капиталом. -
Неоплаченным трудом в сфере торговли и переменным апиталом. -
Трудом и капиталом. -
Капиталом и землей. -
Трудом и землей.
7. Соотнесите экономиста и его труд. Лекция «Марксизм».
а) Анри де Сен-Симона
б) К. Маркс
в) Ф. Энгельс
г) Ф. Лист
1) «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
2) «Национальная система политической экономии»
3) «Книга о новом нравственном мире»
4) «Капитал»
8. Согласно Ф. Энгельсу общество имеет две стороны (какие?):
а) базис и надстройку
б) производительные силы и производственные отношения
в) производительные силы с одной стороны и базис и настройку с другой.
9. Из преведенных смысловых рядов выберете неверный, тот что не входит в понятие «Надстройка».
а) государство и право, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.
б) государственный режим, электорат, политические воззрения, морально-этическая сторона.
в) мораль, религия, философия, искусство.
10. Дайте определение «Базис»
а) это совокупность исторически сложивших институтов в обществе.
б) это совокупность исторически определенных производственных отношений.
в) это рабочий класс общества.
11. Согласно труду К. Маркса «капитал» – это:
а) созданный рабочими в процессе производства прибавочный продукт.
б) конечная цель товарного производства.
в) накопленный неоплаченный труд наемных рабочих.
12. В учении марксизма государство играет роль:
а) невидимой руки рынка.
б) регулятора общественных отношений во всех сферах жизни общества.
в) машины для подавления одного класса другим.
13. Согласно учению К. Маркса «прибавочная стоимость» – это стоимость
а) создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.
б) создаваемая трудом работника и присваиваемая им как результат его собственного труда.
в) создаваемая капиталистом сверх норма прибыли при продаже произведенной его предприятием продукции.
14. Тезис «Анархия – мать порядка был введён:
а) Анри де Сен-Симоной
б) Ф. Энгельс
в) Пьер Жозеф Прудоном
15. Термин «неортодоксальный» обозначает:
а) отклоняющийся от основного, главенствующего направления в чём-либо.
б) последовательный, строго придерживающийся правильного учения.
в) отождествляющий себя с чем-либо предыдущим.
16. Экономические взаимозависимости между производством средств производства и производством предметов потребления представлены в:
а) экономической таблице Ф. Кенэ;
б) теории реализации К. Маркса;
в) теории накопления К. Маркса;
г) теории трех факторов Ж.-Б. Сэя.
17. В соответствии с экономической теорией К. Маркса, главным звеном в системе общественных отношений является:
а) производство;
б) обмен;
г) потребление.
18. По мнению Ш. Фурье, изменение существующего строя должно произойти:
а) при помощи революции;
б) в результате разделения труда;
в) через организацию образцовых ассоциаций;
г) все ответы верны.
19. Термин «переменный капитал» в экономическую теорию ввел:
а) Л. Смит;
б) К. Маркс;
в) Ф. Кенэ;
г) В. Пети;
д) Л. Маршалл.
20. Причиной минимизации заработной платы рабочих С. Сисмонди считает:
а) простой низкий уровень разделения труда в обществе
б) избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости вытеснение труда рабочих машинами и механизмами
в) существующие в обществе традиции и обычаи
г) закон убывающего плодородия почвы
21. Из числа ниженазванных непосредственно П. Прудону принадлежат идеи о целесообразности:
а) ведущей роли в экономике общенародной собственности
б) организации банков народа
в) упразднения денег и создания конституированной стоимости
г) предпочтения функционального метода анализу каузальному
д) введения беспроцентного кредита
е) ликвидации государственной власти
22. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение в экономике должна иметь собственность:
а) частная
б) мелкая
в) общенародная
г) кооперативная
д) акционерная
23. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:
а) сфера обращения (потребления)
б) сфера производства (предложения)
в) сфера обращения и сфера производства одновременно
г) сфера сельскохозяйственного производства
д) совокупность экономических и неэкономических факторов
Тема 6. Маржинализм: этапы развития
и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма.
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма.
6.3. Неоклассическая экономическая школа.
6.1. Общая характеристика маржинализма
Термин «маржиналисткая революция» используется, когда говорят о независимом открытии в 70-х годах девятнадцатого века К. Менгером, С. Джевонсом и Л.Вальрасом принципа снижающейся предельной полезности. Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в масштабе всего хозяйства (макроэкономика).
Возникновение маржинализма связано с работами математиков-экономистов. Они явились предшественниками математической школы в экономической науке. К ним относятся А. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.
В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа. Первый этап охватывает 70–80-е годы XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах К. Менгера, а также У. Джевонса и Л. Вальраса. На данном этапе теория предельной полезности объявлялась главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.
Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е годы XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на этом этапе – отказ от субъективизма и психологизма. В результате представители «новых» маржинальных идей стали расцениваться в качестве преемников классической политэкономии и называться неоклассиками, а их теория соответственно получила название «неоклассической». На этом этапе наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б. Кларк и итальянец В. Парето.
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
Австрийская школа – теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма