Файл: Программа Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а именно, учить и воспитывать детей в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности каждого воспитанника и развитии личности каждого обучающегося, что остается главной целью введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Рассмотрим структуру федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, он состоит из:

– Общего положения, где отраженны основные принципы дошкольного образования, отраженны его задачи и цели, а также принципы дошкольного образования [68].

– Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Здесь сообщается о том, на что направлен государственный стандарт, излагается содержание программы, отображены аспекты образовательной среды, а также, в этом пункте сообщается о том, на что должна быть направленна коррекционная или инклюзивная работа [24].

–Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Этот раздел повествует о том, какие должны быть созданы условия, для эффективной реализации программы, какие существуют гарантии, какие возможности должна создать организация,

также речь идёт о доступности среды, о требованиях к кадровым условиям, организации инклюзивного образования, о финансовых условиях реализации программы и так далее [68].

–Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Этот раздел содержит в себе целевые ориентиры дошкольного образования [68].

Остановимся более подробно на этих целевых ориентирах, которые играют в федеральном образовательном стандарте большую роль. Требования данного образовательного стандарта
к итогам выполнения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые выражены в социально–нормативных возрастных характеристиках примерных достижений ребенка, к окончанию обучения в дошкольном образовательном учреждении. В федеральном стандарте указано, что в Российской Федерации не предусмотрена возможность вменения ребенку ответственности за достигнутый результат работы, поэтому невозможно требования от ребенка дошкольного возраста каких–то определённых достижений в образовательной деятельности, это обусловливает возможность создания результатов освоения образовательной программы в виде как раз целевых ориентиров.

В дошкольном образовании определенны следующие целевые ориентиры, которые относятся к социально–нормативным возрастным характеристикам возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте [68]:

  • ребёнок проявляет интерес к окружающему миру, интересуется окружающими предметами и выполняет манипуляции с ними, в целом у ребёнка в полной мере развита предметно–манипулятивная деятельность

  • ребёнок интересуется действиями своих сверстников, подражает им

  • ребёнок интересуется сказками, детскими песенками, с интересом рассматривает картинки, у ребёнка наблюдаются положительные

эмоциональные реакции к различной творческой деятельности

  • у ребёнка достаточно хорошо развита крупная моторика, ребёнок активно проявляет себе в этой деятельности: бегает, прыгает, ползает, лазает [68].


Помимо этого, выделяются целевые ориентиры, которыми рекомендуется овладевать детям на этапе завершения обучения в дошкольном учреждении:

  • у ребёнка достаточно развито воображение, которое ребёнок активно реализует в различных видах своей деятельности; ребёнок владеет игровой деятельностью, в частности развита сюжетно–ролевая игра и игра с правилами; ребёнок понимает социальные правила и нормы общественного поведения

  • у ребёнка развита не только крупная, но и мелкая моторика, сам ребёнок в состоянии контролировать собственные движения и умеет ими управлять

  • ребёнок способен учитывать не только свои, но и чужие интересы, у ребёнка развита эмпатия

  • ребёнок взаимодействует со взрослыми и со сверстниками, участвует в совместных играх, а также владеет установкой положительного отношения к миру

  • ребёнок интересуется тем, что его окружает и даже склонен наблюдать и экспериментировать

  • ребёнок владеет элементарными знаниями о себе (ФИО, имена родителей, где работают родители, живет ребёнок, сколько ему лет и т.д.), обладает также начальными знаниями о природе и социуме, ознакомлен с детскими художественными произведениями, владеет простыми знаниями в таких областях как математика, родной язык, естествознание и т.д.

– ребёнок в состоянии опираться на свои знания, умения и навыки в различных видах деятельности [68].

Отдельно хочется сказать о том, почему в ФГОС ДО используется именно термин целевые ориентиры, это связано с тем, что в Российской Федерации, не предусмотрена возможность какой–либо ответственности дошкольника за результат, поэтому требования от дошкольника конкретных образовательных достижений неправомерно, поэтому возникла необходимость определения результатов
освоения образовательной программы именно в виде целевых ориентиров.

Более подробно остановимся на целевых ориентирах в контексте речевого развития. В ФГОС ДО выделяются следующие возможные достижения ребёнка в раннем возрасте:

  • ребёнок владеет активной речью, которая включена в общение;

–ребёнок в состоянии обращаться с различными вопросами и просьбами;

  • ребёнок понимает, обращённую к нему речь взрослых;

–ребёнок знает названия предметов и игрушек;

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, в контексте речевого развития относятся следующие:

–достаточно высокое владение ребёнком устной речью;

  • ребёнок умеет выражать свои мысли, просьбы и желания

  • ребёнок способен выражать свои мысли и чувства с помощью речи

  • ребёнок способен к построению речевого высказывания в ситуации общения

  • у ребёнка начинают образовываться предпосылки грамотности.

Важность этих ориентиров заключается ещё в том, что освоение этих ориентиров подводит обучающегося к возникновению учебной деятельности, которая является самой важной деятельностью человека.

Анализ содержания Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволил нам сформулировать следующие выводы:

    • ФГОС ДО, предлагает, в первую очередь, ценить, а не оценивать ребёнка. Помимо того, это дает возможность повысить ценность образовательного учреждения и сделать детские сады более самостоятельными в системе нашего образования

    • В контексте речевого развития федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает активное развитие речевых навыков ребёнка, в первую очередь, через общение со своими сверстниками и свободный разговор ребёнка. Также речевое развитие предполагает обучение и развитие речи ребёнка через общение со своими родителями, воспитателями, логопедами, психологами и даже старшими ребятами.

    • За основу методологии ФГОС ДО была взята культурно- историческая диалектика. Это создало один из главнейших принципов нового ФГОС ДО, а именно: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед собой цель наибольшим образом развить у обучающихся знания, умения и навыки.