ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
ребёнком произносятся правильно, а какие не правильно, а также можно выделить характер данного нарушения. Названия предметов, их признаков, действий у детей уже практически не вызывает трудностей, если эти предметы им хорошо знакомы. Дети с удовольствием расскажут о себе, расскажут о родителях и своих друзьях, о событиях из своей жизни, а также дети способны составить короткий рассказ («Мы хоили в зопак. Видели
лазных ивотных: меведей, львов, слаов. Делали фоагафии. Холосо в зоопак содили.» – Мы ходили в зоопарк. Видели разных животных: медведей, львов, слонов. Сделали фотографии. Хорошо в зоопарк сходили).
Но, при комплексном изучении всех речевых компонентов появляется возможность выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики.
В устной речи дети стараются избегать сложных для них слов и выражений. Но если дать детям такие задания, в которых есть необходимость использования таких слов или выражений, то отставание в речевом развитии ребёнка будет заметно.
Дети этой группы фразовую речь в своём общении используют, но у них возникают серьёзные затруднения при самостоятельном построении речевого высказывания (предложения), в отличии от их нормально говорящих сверстников [72].
Кроме правильно построенных предложений у детей можно встретить также аграмматичные, причина возникновения которых в основном связана с ошибками, которые допускаются в согласовании и управлении. Стоит заметить, что такие ошибки не являются постоянными, одна и та же грамматическая форма
или категория в разных ситуациях может использоваться ребёнком по разному: как правильно, так и неправильно.
Можно встретить ошибки связанные с построением сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Вася зяпякаль, атому упал» — Вася заплакал,потомучтоупал).Когда дети составляют рассказ по картинке, то часто они верно называют главное действующие лицо, но не добавляют в предложение те предметы, которыми это главное действующие лицо пользуется [42].
У детей этого уровня происходит рост словарного запаса, но при проведении лексической диагностики есть шанс выявить некоторые специфические особенности:
(пруд,озеро,лужа,ладонь,колено,беседка,балкон,этажи другие слова);
Среди лексических ошибок выделяются следующие:
«большой», короткий,низкий,небольшой–«маленький»).
В своей речи дети неохотно используют прилагательные, наречие, которые обозначают действия, признаки и состояние предметов.
Из–за того, что у детей есть недостаток в применении практических навыков, это приводит к затруднениям у ребёнка возможности различать морфологические элементы слова [72].
Большое количество детей допускает ошибки в словообразовании. Помимо с правильно образованных слов у детей появляются ненормативные («стулёнок» – стул, «кружинка» – кружка). Ошибки такого рода встречаются и у нейротипичных детей, но на более ранних этапах речевого онтогенеза, при этом они достаточно быстро исчезают [71].
Часто дети допускают ошибки в образовании относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и так далее («шерстный», «шерстянный», – шерстяной носок; «яблин», «ябленный», «яблонный» – яблочный компот;
«метальная», «металинная» – металлическая кружка и тому подобное).
Наиболее часто из ошибок грамматического оформления речи дети допускают следующие:
«Книжку достали с шкафа» – Книжку достали из шкафа);
У детей с общим недоразвитием речи III уровня существует отставание в фонетическом оформление речи. У них можно наблюдать почти все виды нарушений звукопроизношения, такие как: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, а также дефекты озвончения и смягчения) [42].
Детям этой группы свойственны устойчивые ошибки в звуконаполняемости слов. Могут наблюдаться нарушения слоговой структуры в трудных для детского произношения словах («Экс–аватор роет землю» – Экскаватор роет землю; «По–давец подает продукты» – Продавец продаёт продукты).
У детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов из–за недостаточного развития фонематического слуха и восприятия, что в дальнейшем не даёт возможности успешно овладеть навыками грамматики в школе, без специализированной помощи логопеда.
Можно сделать вывод, что выше перечисленные пробелы в фонетико–
фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка приводит к серьезным препятствием для усвоения детьми образовательной программы детского сада общего типа, а в дальнейшем и к препятствиям в овладении программы общеобразовательной школы [72].
Выделяется ещё и общее недоразвитие речи IV уровня. Дети этой категории имеют ряд определённых характеристик:
Стоит отметить, что у детей с общим недоразвитием речи IV уровня достаточно разнообразный словарь, но у детей может отмечаться не совсем точное понимание некоторых слов, особенно тех, которые они редко слышат в речи окружающих, таких как антонимы, синонимы, а также затруднено понимание пословиц и поговорок. К характеристике детей этой группы также нужно добавить, что дети испытывают затруднения в логическом изложении событий, периодически могут пропускают главное в своём рассказе и
«застревают» на деталях второго плана и могут по несколько раз повторять одну и ту же информацию [47].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) пришел на смену Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Обновлённый стандарт
ставит перед собой важные цели, а именно: привести структуру программы, а также условия реализации этой программы в детских садах к единым и общим требованиям. Это обусловлено тем, чтобы организовать между программами использующимися в детских садах приемственность, с программами начального образования. Данный образовательный стандарт ставит перед собой цель, определить статус детских образовательных учреждений как учреждений начального уровня в системе общего образования. Идя в первый класс ребёнок должен будет овладеть некоторыми знаниями, навыками и достичь определённого уровня в развитии. Теперь перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, в том числе и логопедами, ставится сложная задача
лазных ивотных: меведей, львов, слаов. Делали фоагафии. Холосо в зоопак содили.» – Мы ходили в зоопарк. Видели разных животных: медведей, львов, слонов. Сделали фотографии. Хорошо в зоопарк сходили).
Но, при комплексном изучении всех речевых компонентов появляется возможность выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики.
В устной речи дети стараются избегать сложных для них слов и выражений. Но если дать детям такие задания, в которых есть необходимость использования таких слов или выражений, то отставание в речевом развитии ребёнка будет заметно.
Дети этой группы фразовую речь в своём общении используют, но у них возникают серьёзные затруднения при самостоятельном построении речевого высказывания (предложения), в отличии от их нормально говорящих сверстников [72].
Кроме правильно построенных предложений у детей можно встретить также аграмматичные, причина возникновения которых в основном связана с ошибками, которые допускаются в согласовании и управлении. Стоит заметить, что такие ошибки не являются постоянными, одна и та же грамматическая форма
или категория в разных ситуациях может использоваться ребёнком по разному: как правильно, так и неправильно.
Можно встретить ошибки связанные с построением сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Вася зяпякаль, атому упал» — Вася заплакал,потомучтоупал).Когда дети составляют рассказ по картинке, то часто они верно называют главное действующие лицо, но не добавляют в предложение те предметы, которыми это главное действующие лицо пользуется [42].
У детей этого уровня происходит рост словарного запаса, но при проведении лексической диагностики есть шанс выявить некоторые специфические особенности:
-
абсолютное полное незнание значений некоторых слов, например:
(пруд,озеро,лужа,ладонь,колено,беседка,балкон,этажи другие слова);
-
неточное понимание и употребление ряда слов, например: (прыгать –запрыгивать–выпрыгивать, клеить –склеивать).
Среди лексических ошибок выделяются следующие:
-
части названий целого предмета заменяются названием части предмета (козырёк–«кепка», донышко–«чашка»); -
названия некоторых профессий могут подменяется названиями действий совершаемых в этих профессий (водитель – «дядя крутит руль», врач — «тётя ставящая уколы» и так далее); -
некоторые видовые понятия заменяются подовыми по аналогии наоборот (голубь–«все птицы»; животные– «кошки»); -
взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный –
«большой», короткий,низкий,небольшой–«маленький»).
В своей речи дети неохотно используют прилагательные, наречие, которые обозначают действия, признаки и состояние предметов.
Из–за того, что у детей есть недостаток в применении практических навыков, это приводит к затруднениям у ребёнка возможности различать морфологические элементы слова [72].
Большое количество детей допускает ошибки в словообразовании. Помимо с правильно образованных слов у детей появляются ненормативные («стулёнок» – стул, «кружинка» – кружка). Ошибки такого рода встречаются и у нейротипичных детей, но на более ранних этапах речевого онтогенеза, при этом они достаточно быстро исчезают [71].
Часто дети допускают ошибки в образовании относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и так далее («шерстный», «шерстянный», – шерстяной носок; «яблин», «ябленный», «яблонный» – яблочный компот;
«метальная», «металинная» – металлическая кружка и тому подобное).
Наиболее часто из ошибок грамматического оформления речи дети допускают следующие:
-
согласование прилагательных с существительными в роде могут быть неправильным в числе и падеже («Кружка с соком стоит на большими столе» – Кружкастоитна большомстоле); -
неверное согласование числительных с существительными («пять кошкам» – пять кошек,«два пальцем» – два пальца; -
могут наблюдаться некоторые ошибки в использовании предлогов, такие как пропуски, замены и недоговаривание («Ходили кататься на горка вместе с мамой и папой» – Ходила кататься на горку вместе с мамой и папой;
«Книжку достали с шкафа» – Книжку достали из шкафа);
-
ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («На каникулах мы ездили в деревню в гости. Там тепло, весело, много деревов и кустов»).
У детей с общим недоразвитием речи III уровня существует отставание в фонетическом оформление речи. У них можно наблюдать почти все виды нарушений звукопроизношения, такие как: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, а также дефекты озвончения и смягчения) [42].
Детям этой группы свойственны устойчивые ошибки в звуконаполняемости слов. Могут наблюдаться нарушения слоговой структуры в трудных для детского произношения словах («Экс–аватор роет землю» – Экскаватор роет землю; «По–давец подает продукты» – Продавец продаёт продукты).
У детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов из–за недостаточного развития фонематического слуха и восприятия, что в дальнейшем не даёт возможности успешно овладеть навыками грамматики в школе, без специализированной помощи логопеда.
Можно сделать вывод, что выше перечисленные пробелы в фонетико–
фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка приводит к серьезным препятствием для усвоения детьми образовательной программы детского сада общего типа, а в дальнейшем и к препятствиям в овладении программы общеобразовательной школы [72].
Выделяется ещё и общее недоразвитие речи IV уровня. Дети этой категории имеют ряд определённых характеристик:
-
детям имеют специфические затруднения в звукопроизношении -
специфические затруднения в повторении слов со сложной слоговой структурой -
у детей присутствует пониженный уровень фонематического восприятия, -
детям свойственно допускание ошибок при словообразовании и словоизменении.
Стоит отметить, что у детей с общим недоразвитием речи IV уровня достаточно разнообразный словарь, но у детей может отмечаться не совсем точное понимание некоторых слов, особенно тех, которые они редко слышат в речи окружающих, таких как антонимы, синонимы, а также затруднено понимание пословиц и поговорок. К характеристике детей этой группы также нужно добавить, что дети испытывают затруднения в логическом изложении событий, периодически могут пропускают главное в своём рассказе и
«застревают» на деталях второго плана и могут по несколько раз повторять одну и ту же информацию [47].
-
Анализ содержания ФГОСДО в контексте речевого развития
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) пришел на смену Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Обновлённый стандарт
ставит перед собой важные цели, а именно: привести структуру программы, а также условия реализации этой программы в детских садах к единым и общим требованиям. Это обусловлено тем, чтобы организовать между программами использующимися в детских садах приемственность, с программами начального образования. Данный образовательный стандарт ставит перед собой цель, определить статус детских образовательных учреждений как учреждений начального уровня в системе общего образования. Идя в первый класс ребёнок должен будет овладеть некоторыми знаниями, навыками и достичь определённого уровня в развитии. Теперь перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, в том числе и логопедами, ставится сложная задача