Файл: Программа Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ребёнком произносятся правильно, а какие не правильно, а также можно выделить характер данного нарушения. Названия предметов, их признаков, действий у детей уже практически не вызывает трудностей, если эти предметы им хорошо знакомы. Дети с удовольствием расскажут о себе, расскажут о родителях и своих друзьях, о событиях из своей жизни, а также дети способны составить короткий рассказ («Мы хоили в зопак. Видели

лазных ивотных: меведей, львов, слаов. Делали фоагафии. Холосо в зоопак содили.» – Мы ходили в зоопарк. Видели разных животных: медведей, львов, слонов. Сделали фотографии. Хорошо в зоопарк сходили).

Но, при комплексном изучении всех речевых компонентов появляется возможность выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики.

В устной речи дети стараются избегать сложных для них слов и выражений. Но если дать детям такие задания, в которых есть необходимость использования таких слов или выражений, то отставание в речевом развитии ребёнка будет заметно.

Дети этой группы фразовую речь в своём общении используют, но у них возникают серьёзные затруднения при самостоятельном построении речевого высказывания (предложения), в отличии от их нормально говорящих сверстников [72].

Кроме правильно построенных предложений у детей можно встретить также аграмматичные, причина возникновения которых в основном связана с ошибками, которые допускаются в согласовании и управлении. Стоит заметить, что такие ошибки не являются постоянными, одна и та же грамматическая форма
или категория в разных ситуациях может использоваться ребёнком по разному: как правильно, так и неправильно.

Можно встретить ошибки связанные с построением сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Вася зяпякаль, атому упал» Вася заплакал,потомучтоупал).Когда дети составляют рассказ по картинке, то часто они верно называют главное действующие лицо, но не добавляют в предложение те предметы, которыми это главное действующие лицо пользуется [42].

У детей этого уровня происходит рост словарного запаса, но при проведении лексической диагностики есть шанс выявить некоторые специфические особенности:

  • абсолютное полное незнание значений некоторых слов, например:

(пруд,озеро,лужа,ладонь,колено,беседка,балкон,этажи другие слова);

  • неточное понимание и употребление ряда слов, например: (прыгать –запрыгиватьвыпрыгивать, клеить –склеивать).

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

  • части названий целого предмета заменяются названием части предмета (козырёк«кепка», донышко«чашка»);

  • названия некоторых профессий могут подменяется названиями действий совершаемых в этих профессий (водитель – «дядя крутит руль», врач «тётя ставящая уколы» и так далее);

  • некоторые видовые понятия заменяются подовыми по аналогии наоборот (голубь«все птицы»; животные «кошки»);

  • взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный –


«большой», короткий,низкий,небольшой«маленький»).

В своей речи дети неохотно используют прилагательные, наречие, которые обозначают действия, признаки и состояние предметов.

Из–за того, что у детей есть недостаток в применении практических навыков, это приводит к затруднениям у ребёнка возможности различать морфологические элементы слова [72].

Большое количество детей допускает ошибки в словообразовании. Помимо с правильно образованных слов у детей появляются ненормативные («стулёнок» – стул, «кружинка» – кружка). Ошибки такого рода встречаются и у нейротипичных детей, но на более ранних этапах речевого онтогенеза, при этом они достаточно быстро исчезают [71].

Часто дети допускают ошибки в образовании относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и так далее («шерстный», «шерстянный», шерстяной носок; «яблин», «ябленный», «яблонный» яблочный компот;

«метальная», «металинная» металлическая кружка и тому подобное).

Наиболее часто из ошибок грамматического оформления речи дети допускают следующие:

  • согласование прилагательных с существительными в роде могут быть неправильным в числе и падеже («Кружка с соком стоит на большими столе» Кружкастоитна большомстоле);

  • неверное согласование числительных с существительными («пять кошкам» пять кошек,«два пальцем» – два пальца;

  • могут наблюдаться некоторые ошибки в использовании предлогов, такие как пропуски, замены и недоговаривание («Ходили кататься на горка вместе с мамой и папой» Ходила кататься на горку вместе с мамой и папой;


«Книжку достали с шкафа» Книжку достали из шкафа);

  • ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («На каникулах мы ездили в деревню в гости. Там тепло, весело, много деревов и кустов»).

У детей с общим недоразвитием речи III уровня существует отставание в фонетическом оформление речи. У них можно наблюдать почти все виды нарушений звукопроизношения, такие как: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, а также дефекты озвончения и смягчения) [42].

Детям этой группы свойственны устойчивые ошибки в звуконаполняемости слов. Могут наблюдаться нарушения слоговой структуры в трудных для детского произношения словах («Экс–аватор роет землю» – Экскаватор роет землю; «По–давец подает продукты» – Продавец продаёт продукты).

У детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов из–за недостаточного развития фонематического слуха и восприятия, что в дальнейшем не даёт возможности успешно овладеть навыками грамматики в школе, без специализированной помощи логопеда.

Можно сделать вывод, что выше перечисленные пробелы в фонетико–

фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка приводит к серьезным препятствием для усвоения детьми образовательной программы детского сада общего типа, а в дальнейшем и к препятствиям в овладении программы общеобразовательной школы [72].

Выделяется ещё и общее недоразвитие речи IV уровня. Дети этой категории имеют ряд определённых характеристик:

  • детям имеют специфические затруднения в звукопроизношении

  • специфические затруднения в повторении слов со сложной слоговой структурой

  • у детей присутствует пониженный уровень фонематического восприятия,

  • детям свойственно допускание ошибок при словообразовании и словоизменении.


Стоит отметить, что у детей с общим недоразвитием речи IV уровня достаточно разнообразный словарь, но у детей может отмечаться не совсем точное понимание некоторых слов, особенно тех, которые они редко слышат в речи окружающих, таких как антонимы, синонимы, а также затруднено понимание пословиц и поговорок. К характеристике детей этой группы также нужно добавить, что дети испытывают затруднения в логическом изложении событий, периодически могут пропускают главное в своём рассказе и

«застревают» на деталях второго плана и могут по несколько раз повторять одну и ту же информацию [47].

    1. Анализ содержания ФГОСДО в контексте речевого развития




Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) пришел на смену Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Обновлённый стандарт

ставит перед собой важные цели, а именно: привести структуру программы, а также условия реализации этой программы в детских садах к единым и общим требованиям. Это обусловлено тем, чтобы организовать между программами использующимися в детских садах приемственность, с программами начального образования. Данный образовательный стандарт ставит перед собой цель, определить статус детских образовательных учреждений как учреждений начального уровня в системе общего образования. Идя в первый класс ребёнок должен будет овладеть некоторыми знаниями, навыками и достичь определённого уровня в развитии. Теперь перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, в том числе и логопедами, ставится сложная задача