ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
I уровень речевого развития.
В основном дети такого уровня в своей речи используют лепетный слова, периодически в словарном словаре наблюдается использование некоторых существительных и глаголов, стоит заметить, что звуковое оформление нечеткие и неустойчивые. В своей речи дети используют жесты и мимику. Схожие состояние речи часто можно видеть у умственно отсталых детей. Однако, есть несколько признаков, способных разграничить детей с общим недоразвитием речи от первичной умственной отсталости. К таким признаком следует отнести объём пассивного словаря, который в большой степени превышает активный словарь. У детей с умственной отсталостью такого признака не наблюдается. Ещё, помимо лиц с умственной отсталостью дети с ОНР для большей выразительности своих мыслей используют мимику и жесты. Также для детей с ОНР свойственна присутствие критичности к своей речи [47].
Несмотря на схожесть речевых состояний детей прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Более меньший активный словарный запас приводит к тому, что дети одинаковым словом пытаются называть разные понятия, например: словом
«биби» обозначается автомобиль, поезд, велосипед самолет, грузовик, корабль, проще говоря весь транспорт; «ам–ам» обозначаются слова есть, пить, просьба добавки и так далее. Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» — карандаш, рисовать,писать; «туль» — сидеть,стул)[42].
Особенностью таких детей является также использование однословных предложений. Н. С. Жукова отмечала, что период однословного предложения, предложения из
аморфных слов–корней, может наблюдаться и при
нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является главенствующим только в течение 5–6 месяцев и включает небольшое количество слов. Если же есть сильное недоразвитие речи, то такой период может надолго задержаться. Нейротипичные дети достаточно рано начинают использовать грамматические связи слов («дай оды» — дай воды), которые могут стоять рядом с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей с общим недоразвитием речи можно наблюдать увеличение объёма предложений до 2 — 4 слов, однако синтаксические конструкции остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» — Мальчик,сидитнастуле).Таких наблюдений нет у детей в норме [59].
Помимо речевых нарушений у детей присутствуют недостаточное представление об окружающем мире и недостаточный жизненный опыт.
Существует нестойкость в произношении звуков. В большей степени наблюдаются одно и двусложные слова. Страдает и фонематическое восприятие, у ребёнка возникает затруднение даже при выборе похожих по звучанию, но разных по значению слов, например: (кошка – окошко – мошка, копает — катает).Упражнения направленный на звуковой анализ детей с общим недоразвитием речи первого уровня непонятны [42].
Дети с общим недоразвитием речи II уровня. (начало использования общеупотребительной речи). Этот этап характеризуется использованием в детской речи общеупотребительных слов, пусть даже и в искажённой форме («Ишка дёт по есу, сабиляет лябоки, иды, ишки» – Мишка идёт по лесу, собирает яблоки, грабы, шишки) [47].
В это же время наблюдается различение грамматических форм. Но это случается только по отношению к словам с ударными окончаниями (шкаф – шкафы; ест – едят) и относящимся только к определённым грамматическим
категориям. Такой процесс характеризуется тем, что он неустойчив и сильное недоразвитие речи. просматривается достаточно выражено.
Выражения детей характеризуются бедностью, дети зачастую
произносят только те предметы и пытаются оречевлять только те действия, которые они понимают и воспринимают [70].
Детям с трудом даётся рассказ по картинке, но с точки зрения грамматики такой рассказ более правильный, чем у детей с первым уровнем недоразвития речи. При попытке усложнить задание, использовать в рассказе слова, которые в быту используются редко, у детей наблюдаются большие затруднения, что говорит о недостаточной сформированность грамматического строя речи.
Наблюдается довольно низкий уровень словесного обобщения. Часто дети употребляют слова в узком значении, одинаковым словом могут называться многие предметы, которые схожи по значению либо форме. Ограниченность словарного запаса выражается в незнании значения многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо,поднос,кружка),транспортные средства (вертолет,моторнаялодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и тому подобное [72].
Есть отставание в использовании слов–признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Нередко можно наблюдать у таких детей замены названий слов, которые обусловленные общностью ситуаций (режет— рвет,точит— режет).При проведении специального обследования ребёнка можно встретить серьёзные ошибки в употреблении грамматических форм:
-
замены падежных окончаний («катася маине» — катаетсянамашине); -
присутствуют ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Миша бигаля» — Миша бегал); при изменении существительных по числам («да идуски» — двеигрушки); -
отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («иний фастер» — синий фломастер,
«иний ета» — синяя лента, «асинь асо» — синее колесо, «ти ски» — три кошки,«аний кубика» — красный кубик[42].
Большое количество ошибок допускаются детьми при пользовании предложными конструкциями: нередко, когда предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме («ошка игнула окнко» — кошка прыгнула на окошко),может происходить и замена предлогов («Тетатка упая и тая» — Тетрадьупаласостола).
Такие части речи как союзы и частицы в речи таких детей используются редко.
Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: присутствует нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих («ула» — юла, «Саяц» — Заяц, «товака» — собакв и так далее); серьёзные ошибки в передаче слов разных слогового состава. Характерно уменьшение количества слогов в слове («те–лор» — телевизор)[72].
При произнесении слов наблюдается нарушения звуконаполняемости: присутствуют перестановки слогов и звуков, замена и уподобления слогов, сокращения количества звуков при стечении согласных («летефон» — телефон,«вибека» — белка)[71].
Более полное обследование детей даёт возможность без труда выявить недостаточность фонематического слуха, помимо этого можно выявить неготовность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (детям становится трудно верно указать на картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове). При проведении грамотно выстроенной логопедической работы, у ребёнка происходит переход на новый, то есть III
уровень речевого развития, это в свою очередь даёт возможность увеличить речевое общение ребёнка с окружающим миром.
Общие недоразвитие речи III уровня. Этот уровень характеризуется присутствием у ребёнка развернутой фразовой речи, которая содержит в себе
элементами лексико–грамматического и фонетико–фонематического недоразвития.
Дети могут общаться с окружающими, но только в присутствии родителей, логопедов, воспитателей, которые в свою очередь вносят соответствующие пояснения. («В детом каду инесно. Там ого уей. Игем в иги. Нам алают там пасники.» – В детском саду интересно. Там много друзей. Играем в игры. Нам устраивают там праздники.) [47].
Общение в свободной форме у детей серьёзно затруднено. Звукиб которые ребёнок произносит правильно и хорошо, в самотстоятельной речи ребёнка будут произноситься и звучать не чётко
Характерным для детей является недифференцированное произнесение звуков, как правило свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с',еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц(«сяпля» вместо цапля).
Помимо этого на этом этапе дети уже в состоянии пользоваться всеми частями речи, дети могут правильно употребляют простые грамматические формы, они пробуют выстраивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Миса улял по улсе, встетил дуга Колю иони весте игали» — Миша гулял по улице, встретил друга Колю и они вместе играли) [71].
Произносительные возможности ребенка в этот период значительно улучшаются. У специалиста появляется возможность выделить, какие звуки