ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
С целью изучения особенностей речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было организовано экспериментальное исследование, которое проводилось на базе МБДОУ детский сад №146.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста от 5 – 6,5 лет с ОНР III уровня, общие количество испытуемых 20 детей. Обследование детей проводилось таким образом, что для каждого из испытуемых созданы специально организованные условия, так же обследование проводилось с каждым ребёнком в индивидуальной форме.
Цель исследования: выявить особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Поставленные нами задачи:
-
Подобрать методики для изучения уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. -
Определить уровень сформированности речевых навыков, знаний и умений. -
Установить особенности моторной и артикуляционной сферы, для составления плана логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня. -
Проанализировать и проинтерпретировать полученные нами в ходе экспериментального изучения данные.
Во время проведения данного исследования мы руководствовались основными методологическими принципами анализа речевой
патологии, которые были разработаны и сформулированы Р. Е. Левиной, В. И. Лубовским; на тесты по исследованию двигательных функций,
рекомендованные А. Р. Лурия, Н. И. Озерецким, М. Б. Эйдиновой; на методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста разработанные О.А.Безруковой, О.Г.Приходько, О.И.Служакова, Н.С.Чалей; на методы нейропсихологического исследования, разработанные Е. Н. Винарской, А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой.
Выше перечисленные методы и приёмы обследования и диагностики, которые были предложены этими авторами, были адаптированны по методологическим рекомендациям и в связи с целями исследования и исходя из особенностей и специфики данной категории детей. В диагностике учитывались так же заключение других специалистов: невропатолога, педиатра, заключение психоневролога, офтальмолога, отоларинголога, психолога, учителя – логопеда), то есть в нашей диагностической работе использовался комплексный подход. Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности ребёнка – игровая деятельность, то само обследование проходило в игровой форме, то есть учитывался деятельностный принцип. Обследование проходило в знакомой для ребёнка обстановке, в группе детского сада и кабинете логопеда. У некоторых детей был низкий словарный запас, по этой причине подбирался специальный стимульный материал, который не требовал речевого ответа (показ картинки указательным жестом,
выполнение действия и так далее).
Наблюдения за детьми происходило в процессе свободной деятельности, на логопедических занятиях, в постоянном процессе коррекционной работы.
Для описания результатов формирующего эксперимента для каждого ребенка мы разработали специальную анкету для родителей, которая необходима для сбора анамнестических сведений (приложение 1). Разработаны речевые карты для диагностики уровня речевого развития детей дошкольного возраста по методологическим рекомендациям О.Г.Приходько, А.О.Безруковой (приложение 2).
Помимо этого в процессе диагностики нами использовались нейропсихологические методы обследования, которые предложены А.Р.Лурия [39]. Из некоторых нами были исключены пробы, которые являются сложными для детей с такими особенностями, либо не подходят им по возрастным причинам, либо пробы со сложной инструкцией (например были убраны пробы на воспроизведение слов после интерференции) [74].
Обследование имело следующую структуру:
-
В начале проводился сбор общих, медицинских сведений о ребёнке (заполнение анкеты № 1 родителями ребенка), ; -
Предварительная беседа для определения общей характеристики ребенка и его ориентировки и адекватности в ситуации общения; -
Диагностика уровня речевого развития (заполнение речевой карты на ребёнка дошкольного возраста (приложение 2);
Для оценки уровня речевого развития мы воспользовались методическими рекомендациями по ведения речевой карты ребёнка дошкольного
возраста разработанные О.Г. Приходько [49].
-
Нейропсихологический пробы -
Динамическое наблюдение за ребёнком в условиях специального обучения и воспитания.
Диагностика уровня речевого развития подразумевала под собой заполнение речевой карты по методологическим рекомендациям О.Г. Приходько, на ребёнка дошкольного возраста. Эта речевая карта включала в себя следующие параметры исследующиеся у ребёнка: общие сведения ребёнка об окружающем мире, речеязыковая компетенция (уровень сформированности грамматической компетенции, понимание и самостоятельное продуцирование, уровень сформированности фонетико– фонологической компетенции); состояние артикуляционого аппарата; просодическое оформление речи; двигательное развитие; психологическая база речи; дополнительная информация. Данная речевая карта была нами
модернизирована исходя из специфики работы и структуры дефекта данной категории детей [49].
Пристальное внимание, обращённое нами к нейропсихологическим пробам обосновано тем, что эти пробы позволяют на основе синдромного анализа выявить наличие или отсутствие дисфункций и определить фактор, лежащий в основе нарушения речевого процесса, что является важным для составления полной и яркой картины нарушения у детей с общим недоразвитием речи. Идея использовать данный комплекс нейропсихологических методик, который даёт возможность выявить неврологическую симптоматику у ребенка принадлежит А.Р.Лурия
[43].
В исследовании использовались следующие варианты нейропсихологических проб:
Пробы на динамический праксис «Кулак – ребро – ладонь». Этот вид проб был предложен А.Р.Лурия в 1969 году. Проба проделывается следующим образом: ребенку предлагают поиграть в «ловкие ручки», человек проводящий эксперимент показывает 3 раза разные последовательности движений кисти, а именно («кулак – ребро»/ «ладонь – кулак», «кулак - ребро – ладонь»). После этого экспериментатор просит повторить эти виды проб поочередно левой и правой рукой. При неправильном выполнении задания, экспериментатор повторяет заново порядок этих проб, так может происходить до пяти раз. Первые два раза данные движения одновременно с ребёнком, с медленной скоростью и без вербальных подсказок то есть молча. Затем ребёнку даётся возможность выполнить эти серии движений самостоятельно и в уже ускоренном темпе.
Критерии балловых оценок:
3 – безошибочное и плавное выполнение соответствует возрасту программы или двух программ (кинетической мелодии), а так же возрастных условий их выполнения (сопряженное) не менее трех раз подряд с возможностью переноса на другую руку;
2 – безошибочное и плавное выполнение при наличии синкинезий в другой руке или легкой истощаемости (уменьшение угла наклона руки);
1,5 – 1-2 персеверации, или пространственные ошибки, или стереотипии с самокоррекцией при переходе ко второй серии движений или переносе программы на другую руку, или