ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
речевой материал. Дошкольники в своей речи наиболее часто использует простые предложения.
Уровень обобщений. Эту категорию заданий большинство детей выполнили успешно. У 15 детей (75%) не было обнаружено ошибок при анализе этих заданий, дети успешно объединили предметы в различные группы: овощи, фрукты, мебель, животные, птицы, одежда, транспорт, игрушки. У 5 детей (25%) было понимание инструкции, они адекватно реагировали на задания, но в допускали некоторые неточности в своих ответах, например, категорию транспортдети называли машины, а категорию птицы дети называли звери. В целом способности обобщения всех детей можно оценить как хорошо развитые.
Состояние просодической стороны речи.
У обследуемой категории детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушение всех компонентов просодической стороны речи,
имеются нарушения интонационной выразительности речи, так же нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Так нарушение темпа речи имеется у 6 (30%) детей, нарушение восприятия и воспроизведения ритмических структур у 8 (40%) детей.
В целом можно констатировать факт, что у детей выявлены следующие виды нарушений просодики: дети плохо воспринимают интонацию, часто допускают ошибки при самостоятельном воспроизведении интонации, дети с трудом воспроизводят логическое ударение, у дошкольников наблюдается слабая модуляция в голосе , слабость голоса по силе и высоте.
Согласование существительных с прилагательными и образование существительных множественного числа.
При предъявлении обучающимся заданий на преобразование существительных во множественном числе 13 детей (65%) допускают различного рода грамматические ошибки, например, вместо ухо–уши дети произносят ухо–ухи, вместо стул–стульядети произносят стул–сьтулы. Один ребёнок (5%) при затруднении с данным заданием отказывался его выполнять и не давал никакого ответа. Наблюдаются нарушения и в согласовании существительных с прилагательными, так у 14 детей (60%) встречаются такие типы ошибок: вместо синиенебодети говорят синийнебо, вместо красное яблоко дети говорят класный яблоко. У некоторых детей встречались отказы при выполнении такого рода заданий, у 4 детей (20%) нарушений в согласовании имён существительных с именами прилагательных не обнаружено.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Изучение данного процесса показало, что у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечаются различные трудности с образование существительных с уменьшительно–ласкательным суффиксом. Так большинство испытуемых – 11 детей (55 %), допускали в своих ответах по 2–
Подбор антонимов.
Обучающимся предлагалось на основании слова-стимула подобрать противоположное по значению: широкий — узкий; большой — маленький;длинный — короткий; высокий — низкий; холодный — горячий; черный —белый. При подборе слов–антонимов дети иногда отказывались отвечать или подбирали слова с отрицательным значением (широкий–неширокий;холодный–не холодный и так далее). Так 11 детей (55%) знают и называют все антонимы, другие 9 (45%) называли верно не все антонимы, а (15%) из этой группы детей отказывалась отвечать на некоторые слова, которые вызывали у них наибольшие затруднения.
Называние детенышей животных.
Название детёнышей животных вызвало некоторые затруднения у всех испытуемых нами детей. По 1–2 ошибки допустили 12 детей (60%), а от 3 и более ошибок было у 8 детей (40%). Наибольшие затруднения у детей вызвали названия детенышей животных, которые было необходимо произнести во множественном числе, например, котёнок–котятадети произносили котенок–котенки, вместо щенок–щенятадети говорили щенок–щенёньки. В некоторых случаях дети к заданному слову добавляли слово большой или маленький, например, вместо белка–бельчонокдети говорили белка–маленькая белка.
Обследование фонематического слуха.
Диагностика результатов исследования фонематического слуха показала, что нарушение фонематического слуха в той или иной степени
присутствует у каждого из испытуемых детей. Так исследование выявило, что у всех дошкольников имеется различные дефекты звукопроизношения. Все нарушения дошкольников в основном касались звуков из фонетических групп
свистящих (55%), шипящих (65%) и соноров (85%). Преобладающими у детей дефектами являлись антропофонические дефекты по типу свистящего, шипящего, межзубного, губнозубного сигматизма. Так же для большого количества детей (55%) характерной особенностью являлось смягчение согласных звуков, причиной данной проблемы являлась поднятие спинки языка и произнесение шипящих звуков из нижнего положения. Так например некоторые обучающиеся произносили заднеязыяные звуки [к] и [г] передней частью спинки языка. Соединение антропофонических дефектов звукопроизношения с фонологическими наблюдалось у 12 детей (60%). Фонологические дефекты проявлялись в виде недефференцированного произнесения свистящих и шипящих звуков, замены по способу и месту образования ([с] на [ц], [щ] на [с], [ц] на [с]). Данные по обследованию фонематического слуха дают понять, что в работе с детьми этой категории так же необходимо учитывать работу по преодолению нарушений связанных с фонематическим слухом.
Состояние звукопроизношения.
Анализ результатов обследования показал, что звукопроизношение у исследуемой категории детей нарушено в группе сонорных звуков, аффрикат, шипящих, недостаточное озвончение звуков [б], [д], [г] в словах, замены и смещения звуков [к], [г], [х], [д], [л’], [й], например: («вок дом» – вот дом;
«кот кусяй моляко» – кот кушал молоко; «мальщик катается» – мальчик катается).
Две группы звуков нарушенны у 10 детей (50%), например: свистящие и сонорные
звуки или африкаты и сонорные звуки. замены носят инфантильный характер, отмечаются пропуски. Три группы звуков нарушены у 8 детей (40%), по четыре или более групп звуков нарушены у 2 детей (10%),
помимо этого у детей наблюдаются искажения звуков, регулярные замены звуков, перестановки звуков.
В целом можно констатировать факт, что у большинства детей присутствует развернутая фразовой речи, в которой ярко наблюдаются элементы лексико–грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а так же нарушения мелкой и крупной моторики. Собственно говоря, это ещё раз подчёркивает структуру дефекта, обусловленную общим недоразвитием речи III уровня.
ГЛАВА 3. Содержание логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО
Уровень обобщений. Эту категорию заданий большинство детей выполнили успешно. У 15 детей (75%) не было обнаружено ошибок при анализе этих заданий, дети успешно объединили предметы в различные группы: овощи, фрукты, мебель, животные, птицы, одежда, транспорт, игрушки. У 5 детей (25%) было понимание инструкции, они адекватно реагировали на задания, но в допускали некоторые неточности в своих ответах, например, категорию транспортдети называли машины, а категорию птицы дети называли звери. В целом способности обобщения всех детей можно оценить как хорошо развитые.
Состояние просодической стороны речи.
У обследуемой категории детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушение всех компонентов просодической стороны речи,
имеются нарушения интонационной выразительности речи, так же нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Так нарушение темпа речи имеется у 6 (30%) детей, нарушение восприятия и воспроизведения ритмических структур у 8 (40%) детей.
В целом можно констатировать факт, что у детей выявлены следующие виды нарушений просодики: дети плохо воспринимают интонацию, часто допускают ошибки при самостоятельном воспроизведении интонации, дети с трудом воспроизводят логическое ударение, у дошкольников наблюдается слабая модуляция в голосе , слабость голоса по силе и высоте.
Согласование существительных с прилагательными и образование существительных множественного числа.
При предъявлении обучающимся заданий на преобразование существительных во множественном числе 13 детей (65%) допускают различного рода грамматические ошибки, например, вместо ухо–уши дети произносят ухо–ухи, вместо стул–стульядети произносят стул–сьтулы. Один ребёнок (5%) при затруднении с данным заданием отказывался его выполнять и не давал никакого ответа. Наблюдаются нарушения и в согласовании существительных с прилагательными, так у 14 детей (60%) встречаются такие типы ошибок: вместо синиенебодети говорят синийнебо, вместо красное яблоко дети говорят класный яблоко. У некоторых детей встречались отказы при выполнении такого рода заданий, у 4 детей (20%) нарушений в согласовании имён существительных с именами прилагательных не обнаружено.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Изучение данного процесса показало, что у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечаются различные трудности с образование существительных с уменьшительно–ласкательным суффиксом. Так большинство испытуемых – 11 детей (55 %), допускали в своих ответах по 2–
-
ошибки. Другие дети (45%) в своих ответах допускали по 4 и более ошибок, наример: «ёлка–елучка», «ведро–ведрушко». Так же некоторые дети (10%), допускали следующие ошибки: при самостоятельном образовании существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к заданному слову добавлялось слово большой или маленький, например, вместо кошка- кошечка, дошкольник говорил маленькаякоська–больсаякоська.
Подбор антонимов.
Обучающимся предлагалось на основании слова-стимула подобрать противоположное по значению: широкий — узкий; большой — маленький;длинный — короткий; высокий — низкий; холодный — горячий; черный —белый. При подборе слов–антонимов дети иногда отказывались отвечать или подбирали слова с отрицательным значением (широкий–неширокий;холодный–не холодный и так далее). Так 11 детей (55%) знают и называют все антонимы, другие 9 (45%) называли верно не все антонимы, а (15%) из этой группы детей отказывалась отвечать на некоторые слова, которые вызывали у них наибольшие затруднения.
Называние детенышей животных.
Название детёнышей животных вызвало некоторые затруднения у всех испытуемых нами детей. По 1–2 ошибки допустили 12 детей (60%), а от 3 и более ошибок было у 8 детей (40%). Наибольшие затруднения у детей вызвали названия детенышей животных, которые было необходимо произнести во множественном числе, например, котёнок–котятадети произносили котенок–котенки, вместо щенок–щенятадети говорили щенок–щенёньки. В некоторых случаях дети к заданному слову добавляли слово большой или маленький, например, вместо белка–бельчонокдети говорили белка–маленькая белка.
Обследование фонематического слуха.
Диагностика результатов исследования фонематического слуха показала, что нарушение фонематического слуха в той или иной степени
присутствует у каждого из испытуемых детей. Так исследование выявило, что у всех дошкольников имеется различные дефекты звукопроизношения. Все нарушения дошкольников в основном касались звуков из фонетических групп
свистящих (55%), шипящих (65%) и соноров (85%). Преобладающими у детей дефектами являлись антропофонические дефекты по типу свистящего, шипящего, межзубного, губнозубного сигматизма. Так же для большого количества детей (55%) характерной особенностью являлось смягчение согласных звуков, причиной данной проблемы являлась поднятие спинки языка и произнесение шипящих звуков из нижнего положения. Так например некоторые обучающиеся произносили заднеязыяные звуки [к] и [г] передней частью спинки языка. Соединение антропофонических дефектов звукопроизношения с фонологическими наблюдалось у 12 детей (60%). Фонологические дефекты проявлялись в виде недефференцированного произнесения свистящих и шипящих звуков, замены по способу и месту образования ([с] на [ц], [щ] на [с], [ц] на [с]). Данные по обследованию фонематического слуха дают понять, что в работе с детьми этой категории так же необходимо учитывать работу по преодолению нарушений связанных с фонематическим слухом.
Состояние звукопроизношения.
Анализ результатов обследования показал, что звукопроизношение у исследуемой категории детей нарушено в группе сонорных звуков, аффрикат, шипящих, недостаточное озвончение звуков [б], [д], [г] в словах, замены и смещения звуков [к], [г], [х], [д], [л’], [й], например: («вок дом» – вот дом;
«кот кусяй моляко» – кот кушал молоко; «мальщик катается» – мальчик катается).
Две группы звуков нарушенны у 10 детей (50%), например: свистящие и сонорные
звуки или африкаты и сонорные звуки. замены носят инфантильный характер, отмечаются пропуски. Три группы звуков нарушены у 8 детей (40%), по четыре или более групп звуков нарушены у 2 детей (10%),
помимо этого у детей наблюдаются искажения звуков, регулярные замены звуков, перестановки звуков.
В целом можно констатировать факт, что у большинства детей присутствует развернутая фразовой речи, в которой ярко наблюдаются элементы лексико–грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а так же нарушения мелкой и крупной моторики. Собственно говоря, это ещё раз подчёркивает структуру дефекта, обусловленную общим недоразвитием речи III уровня.
ГЛАВА 3. Содержание логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО
-
Цели, задачи и принципы логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с