Файл: Программа Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня можно разделить на несколько этапов (основываясь на разработанных Филичевой Т.Б., Нищевой Н.В. И т.д. программ работы с детьми с ОНР III уровня):

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей с

общим недоразвитем речи III уровня является:

1).понимания речи и лексико-грамматических средств языка; 2). произносительной стороны речи;

  1. самостоятельной развернутой фразовой речи;

  2. подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. В работе выделяются следующие виды занятий по формированию:

  • связной речи;

  • словарного запаса, грамматического строя;

  • произношения.

Программа, которая построена на формирование этих сфер: развитие связной речи, словарного запаса и грамматического строя, а также работа по развитию произношения соответствует прописанным нормам и правилам ФГОС ДО и данная программа идёт в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, то есть она позволяет развивать владение устной речью обучающихся, позволяет развивать у обучающихся речь для выражений собственных мыслей и желаний, а так же данная программа способствует развитию у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня предпосылок грамотности на этапе завершения дошкольного образования.

Основными организационными формами логопедической работы были выбраны:

  • индивидуальная логопедическая работа;

  • подгрупповая логопедическая работа

Считаем необходимым раскрыть содержание работы выше описанных видов занятий, этапов и соответствующих
направлений работы более подробно и детально.
Работа по развитию словарного запаса, грамматического строя.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова,

закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

а) расширение объёма словаря; б) уточнение значений слов;

в) формирование семантической структуры слова; г) организация семантических полей;

д) активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.

Специфика работы с данной категорией детей подразумевает то, что существует необходимость уточнения следующих компонентов значения слова: денотативного, контекстуального, а так же формированием сигнификативного компонентов значения слова.

При работе над денотативным компонентом значения слова нужно учитывать последовательность, необходимо учитывать речевые и психофизиологические особенностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Работа над этим компонентом подразумевает в дальнейшем плавный переход к сигнификативному компоненту. Хочется заметить, что в основе сигнификативного аспекта лежит непосредственное значение слова. Значение слова это отношение между звучащим словом и

понятием, поэтому работа по формированию слова должна включать: формирование понятия, системной лексики, выделение существенных признаков предмета. При работе с данной категорией детей следует обязательно уделять внимание понятийному компоненту, так как у детей с данными нарушениями этот компонент зачастую задерживается.

Важным этапом является формирование осознания структуры значения слова, для этого проводится обучение дифференцировке значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.

Далее идёт работа по уточнению контекстуального значения слова, в

том числе в случае его многозначности. Такая работа наиболее важна при работе с ребёнком по развитию глагольной лексики детей (идёт человек, идёт занятие, идёт время; поёт девочка, поёт соловей и т.д.). Это о собенно важно при работе с данной категорией детей.

З.А. Репина разработала методику развития словаря через расширение семантического поля слова, которая позволяет преодолеть слабость языковой наблюдательности, бедность языковых представлений и обобщений на основе активизации и обогащения словаря через обучение различным способам словообразования, развитие функции словоизменения, расширение полей значения слов различных частей речи.

Как говорил А.Р. Лурия, слово указывает не только на предмет, действие, и так далее, но и вызывает целый комплекс ассоциат, то есть семантическое поле.

Необходимо вводить новые слова в речь дошкольника с помощью семантических полей, с обязательным уточнением того, как связанна лексема с другими единицами данного семантического поля
, с выделением общих свойств, характеристик и признаков с другими лексемами.

Семантическое поле может быть парадигматическим, синтаксическим или грамматическим. Семантическое поле вокруг одного слова собирает много других слов. Благодаря этому семантическому полю мы запоминаем слова, и если мы вдруг забываем слово, то ищем его в этом семантическом поле.

Семантическое поле у каждого человека своё, она может зависеть от возрастных, географических условий, она может зависеть от национальной принадлежности человека, а также от культурно–историчексих традиций народа.

Семантическое поле показывает, что словарный запас представляет целую лексическую систему, каждое слово находится в связи с другими

словами по каким-либо признакам. Изолированных слов нет, всё они друг с другом взаимосвязаны.

Предметное слово связано по внешним признакам с другими словами: по цвету, форме, функциональному отношению. Ещё, за каждым словом может стоять система звуковых связей, пример: кошка – мошка – окошко – картошка. Система по категорическим связям, пример: кошка – домашние животные. Любое слово связано с другими словами множеством смысловых связей, слова организовываются в определённую систему по определённым связям. Формировать словарь необходимо упорядоченно и организованно.

Необходимо формировать у ребёнка системную лексику. Благодаря системной лексике у ребёнка развивается самостоятельный словарный запас.

Этапы формирования системной лексики

  1. Набор отдельных слов

  2. Формирование ситуативных полей

  3. Объединение лексем по тематическим группам

  4. Возникновение у дошкольников синонимии и антонимии.

На отдельном взятом примере, хочется показать, как проводилась
работа по развитию семантического поля, для примера возьмём работу по развитию семантического поля слова яблоко.

Учитель–логопед обращает внимание на яблоко и показывает его форму (моделирование формы руками) и обращает внимание детей на графическую карточку с изображением круга, прикладывает ее к предмету («Яблоко круглое»). «Посмотри, яблоко. Какой цвет?» (обращает внимание на карточки с основными цветами: красный, синий, желтый и зеленый). «Этот? (показывает на графическую карточку с изображением синего цвета). Нет! (жест – рука в кулаке, указательным пальцем водим из стороны в сторону, сопряжено движения головы). Этот? Да! Красный. Яблоко красное» (прикладывает графическую табличку). «Помидор большой! (руки в разные стороны, показываем размер, прикладываем графическую карточку).

Помидор маленький!» (ладонью прикрываем ладонь другой руки, как бы обозначая, что предмет может поместиться внутри и прикладываем графическую карточку к предмету). «Помидор вкусный! (облизываем губы – упражнение «вкусное варенье»). Его едят (можно подкреплять графической карточкой «ложка»), режут на салат (графическая карточка «нож), он сочный и спелый (графическая карточка – «губы»). Таким образом, разбирая образ предмета и подкрепляя его графическими карточками, мы составляем семантическое поле у дошкольника.

Затем сформировав образы представления, начинаем формировать лексическое значение слова с помощью заданий типа: «Покажи яблоко»,

«Дай яблоко», «Принеси яблоко», «Дай яблоко маме». После этого задания для ребёнка усложняются, даётся уже двухступенчатая, трёхступенчатая и четырёхступенчатая инструкция. Помимо этого, параллельно осуществляется работа над