ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня можно разделить на несколько этапов (основываясь на разработанных Филичевой Т.Б., Нищевой Н.В. И т.д. программ работы с детьми с ОНР III уровня):
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей с
общим недоразвитем речи III уровня является:
1).понимания речи и лексико-грамматических средств языка; 2). произносительной стороны речи;
Программа, которая построена на формирование этих сфер: развитие связной речи, словарного запаса и грамматического строя, а также работа по развитию произношения соответствует прописанным нормам и правилам ФГОС ДО и данная программа идёт в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, то есть она позволяет развивать владение устной речью обучающихся, позволяет развивать у обучающихся речь для выражений собственных мыслей и желаний, а так же данная программа способствует развитию у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня предпосылок грамотности на этапе завершения дошкольного образования.
Основными организационными формами логопедической работы были выбраны:
Считаем необходимым раскрыть содержание работы выше описанных видов занятий, этапов и соответствующих
направлений работы более подробно и детально.
Работа по развитию словарного запаса, грамматического строя.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова,
закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
а) расширение объёма словаря; б) уточнение значений слов;
в) формирование семантической структуры слова; г) организация семантических полей;
д) активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
Специфика работы с данной категорией детей подразумевает то, что существует необходимость уточнения следующих компонентов значения слова: денотативного, контекстуального, а так же формированием сигнификативного компонентов значения слова.
При работе над денотативным компонентом значения слова нужно учитывать последовательность, необходимо учитывать речевые и психофизиологические особенностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Работа над этим компонентом подразумевает в дальнейшем плавный переход к сигнификативному компоненту. Хочется заметить, что в основе сигнификативного аспекта лежит непосредственное значение слова. Значение слова это отношение между звучащим словом и
понятием, поэтому работа по формированию слова должна включать: формирование понятия, системной лексики, выделение существенных признаков предмета. При работе с данной категорией детей следует обязательно уделять внимание понятийному компоненту, так как у детей с данными нарушениями этот компонент зачастую задерживается.
Важным этапом является формирование осознания структуры значения слова, для этого проводится обучение дифференцировке значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.
Далее идёт работа по уточнению контекстуального значения слова, в
том числе в случае его многозначности. Такая работа наиболее важна при работе с ребёнком по развитию глагольной лексики детей (идёт человек, идёт занятие, идёт время; поёт девочка, поёт соловей и т.д.). Это о собенно важно при работе с данной категорией детей.
З.А. Репина разработала методику развития словаря через расширение семантического поля слова, которая позволяет преодолеть слабость языковой наблюдательности, бедность языковых представлений и обобщений на основе активизации и обогащения словаря через обучение различным способам словообразования, развитие функции словоизменения, расширение полей значения слов различных частей речи.
Как говорил А.Р. Лурия, слово указывает не только на предмет, действие, и так далее, но и вызывает целый комплекс ассоциат, то есть семантическое поле.
Необходимо вводить новые слова в речь дошкольника с помощью семантических полей, с обязательным уточнением того, как связанна лексема с другими единицами данного семантического поля
, с выделением общих свойств, характеристик и признаков с другими лексемами.
Семантическое поле может быть парадигматическим, синтаксическим или грамматическим. Семантическое поле вокруг одного слова собирает много других слов. Благодаря этому семантическому полю мы запоминаем слова, и если мы вдруг забываем слово, то ищем его в этом семантическом поле.
Семантическое поле у каждого человека своё, она может зависеть от возрастных, географических условий, она может зависеть от национальной принадлежности человека, а также от культурно–историчексих традиций народа.
Семантическое поле показывает, что словарный запас представляет целую лексическую систему, каждое слово находится в связи с другими
словами по каким-либо признакам. Изолированных слов нет, всё они друг с другом взаимосвязаны.
Предметное слово связано по внешним признакам с другими словами: по цвету, форме, функциональному отношению. Ещё, за каждым словом может стоять система звуковых связей, пример: кошка – мошка – окошко – картошка. Система по категорическим связям, пример: кошка – домашние животные. Любое слово связано с другими словами множеством смысловых связей, слова организовываются в определённую систему по определённым связям. Формировать словарь необходимо упорядоченно и организованно.
Необходимо формировать у ребёнка системную лексику. Благодаря системной лексике у ребёнка развивается самостоятельный словарный запас.
Этапы формирования системной лексики
На отдельном взятом примере, хочется показать, как проводилась
работа по развитию семантического поля, для примера возьмём работу по развитию семантического поля слова яблоко.
Учитель–логопед обращает внимание на яблоко и показывает его форму (моделирование формы руками) и обращает внимание детей на графическую карточку с изображением круга, прикладывает ее к предмету («Яблоко круглое»). «Посмотри, яблоко. Какой цвет?» (обращает внимание на карточки с основными цветами: красный, синий, желтый и зеленый). «Этот? (показывает на графическую карточку с изображением синего цвета). Нет! (жест – рука в кулаке, указательным пальцем водим из стороны в сторону, сопряжено движения головы). Этот? Да! Красный. Яблоко красное» (прикладывает графическую табличку). «Помидор большой! (руки в разные стороны, показываем размер, прикладываем графическую карточку).
Помидор маленький!» (ладонью прикрываем ладонь другой руки, как бы обозначая, что предмет может поместиться внутри и прикладываем графическую карточку к предмету). «Помидор вкусный! (облизываем губы – упражнение «вкусное варенье»). Его едят (можно подкреплять графической карточкой «ложка»), режут на салат (графическая карточка – «нож), он сочный и спелый (графическая карточка – «губы»). Таким образом, разбирая образ предмета и подкрепляя его графическими карточками, мы составляем семантическое поле у дошкольника.
Затем сформировав образы представления, начинаем формировать лексическое значение слова с помощью заданий типа: «Покажи яблоко»,
«Дай яблоко», «Принеси яблоко», «Дай яблоко маме». После этого задания для ребёнка усложняются, даётся уже двухступенчатая, трёхступенчатая и четырёхступенчатая инструкция. Помимо этого, параллельно осуществляется работа над
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей с
общим недоразвитем речи III уровня является:
1).понимания речи и лексико-грамматических средств языка; 2). произносительной стороны речи;
-
самостоятельной развернутой фразовой речи; -
подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. В работе выделяются следующие виды занятий по формированию:
-
связной речи; -
словарного запаса, грамматического строя; -
произношения.
Программа, которая построена на формирование этих сфер: развитие связной речи, словарного запаса и грамматического строя, а также работа по развитию произношения соответствует прописанным нормам и правилам ФГОС ДО и данная программа идёт в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, то есть она позволяет развивать владение устной речью обучающихся, позволяет развивать у обучающихся речь для выражений собственных мыслей и желаний, а так же данная программа способствует развитию у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня предпосылок грамотности на этапе завершения дошкольного образования.
Основными организационными формами логопедической работы были выбраны:
-
индивидуальная логопедическая работа; -
подгрупповая логопедическая работа
Считаем необходимым раскрыть содержание работы выше описанных видов занятий, этапов и соответствующих
направлений работы более подробно и детально.
Работа по развитию словарного запаса, грамматического строя.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова,
закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
а) расширение объёма словаря; б) уточнение значений слов;
в) формирование семантической структуры слова; г) организация семантических полей;
д) активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
Специфика работы с данной категорией детей подразумевает то, что существует необходимость уточнения следующих компонентов значения слова: денотативного, контекстуального, а так же формированием сигнификативного компонентов значения слова.
При работе над денотативным компонентом значения слова нужно учитывать последовательность, необходимо учитывать речевые и психофизиологические особенностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Работа над этим компонентом подразумевает в дальнейшем плавный переход к сигнификативному компоненту. Хочется заметить, что в основе сигнификативного аспекта лежит непосредственное значение слова. Значение слова это отношение между звучащим словом и
понятием, поэтому работа по формированию слова должна включать: формирование понятия, системной лексики, выделение существенных признаков предмета. При работе с данной категорией детей следует обязательно уделять внимание понятийному компоненту, так как у детей с данными нарушениями этот компонент зачастую задерживается.
Важным этапом является формирование осознания структуры значения слова, для этого проводится обучение дифференцировке значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.
Далее идёт работа по уточнению контекстуального значения слова, в
том числе в случае его многозначности. Такая работа наиболее важна при работе с ребёнком по развитию глагольной лексики детей (идёт человек, идёт занятие, идёт время; поёт девочка, поёт соловей и т.д.). Это о собенно важно при работе с данной категорией детей.
З.А. Репина разработала методику развития словаря через расширение семантического поля слова, которая позволяет преодолеть слабость языковой наблюдательности, бедность языковых представлений и обобщений на основе активизации и обогащения словаря через обучение различным способам словообразования, развитие функции словоизменения, расширение полей значения слов различных частей речи.
Как говорил А.Р. Лурия, слово указывает не только на предмет, действие, и так далее, но и вызывает целый комплекс ассоциат, то есть семантическое поле.
Необходимо вводить новые слова в речь дошкольника с помощью семантических полей, с обязательным уточнением того, как связанна лексема с другими единицами данного семантического поля
, с выделением общих свойств, характеристик и признаков с другими лексемами.
Семантическое поле может быть парадигматическим, синтаксическим или грамматическим. Семантическое поле вокруг одного слова собирает много других слов. Благодаря этому семантическому полю мы запоминаем слова, и если мы вдруг забываем слово, то ищем его в этом семантическом поле.
Семантическое поле у каждого человека своё, она может зависеть от возрастных, географических условий, она может зависеть от национальной принадлежности человека, а также от культурно–историчексих традиций народа.
Семантическое поле показывает, что словарный запас представляет целую лексическую систему, каждое слово находится в связи с другими
словами по каким-либо признакам. Изолированных слов нет, всё они друг с другом взаимосвязаны.
Предметное слово связано по внешним признакам с другими словами: по цвету, форме, функциональному отношению. Ещё, за каждым словом может стоять система звуковых связей, пример: кошка – мошка – окошко – картошка. Система по категорическим связям, пример: кошка – домашние животные. Любое слово связано с другими словами множеством смысловых связей, слова организовываются в определённую систему по определённым связям. Формировать словарь необходимо упорядоченно и организованно.
Необходимо формировать у ребёнка системную лексику. Благодаря системной лексике у ребёнка развивается самостоятельный словарный запас.
Этапы формирования системной лексики
-
Набор отдельных слов -
Формирование ситуативных полей -
Объединение лексем по тематическим группам -
Возникновение у дошкольников синонимии и антонимии.
На отдельном взятом примере, хочется показать, как проводилась
работа по развитию семантического поля, для примера возьмём работу по развитию семантического поля слова яблоко.
Учитель–логопед обращает внимание на яблоко и показывает его форму (моделирование формы руками) и обращает внимание детей на графическую карточку с изображением круга, прикладывает ее к предмету («Яблоко круглое»). «Посмотри, яблоко. Какой цвет?» (обращает внимание на карточки с основными цветами: красный, синий, желтый и зеленый). «Этот? (показывает на графическую карточку с изображением синего цвета). Нет! (жест – рука в кулаке, указательным пальцем водим из стороны в сторону, сопряжено движения головы). Этот? Да! Красный. Яблоко красное» (прикладывает графическую табличку). «Помидор большой! (руки в разные стороны, показываем размер, прикладываем графическую карточку).
Помидор маленький!» (ладонью прикрываем ладонь другой руки, как бы обозначая, что предмет может поместиться внутри и прикладываем графическую карточку к предмету). «Помидор вкусный! (облизываем губы – упражнение «вкусное варенье»). Его едят (можно подкреплять графической карточкой «ложка»), режут на салат (графическая карточка – «нож), он сочный и спелый (графическая карточка – «губы»). Таким образом, разбирая образ предмета и подкрепляя его графическими карточками, мы составляем семантическое поле у дошкольника.
Затем сформировав образы представления, начинаем формировать лексическое значение слова с помощью заданий типа: «Покажи яблоко»,
«Дай яблоко», «Принеси яблоко», «Дай яблоко маме». После этого задания для ребёнка усложняются, даётся уже двухступенчатая, трёхступенчатая и четырёхступенчатая инструкция. Помимо этого, параллельно осуществляется работа над