ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
целевыми ориентирами ФГОС ДО
На современном этапе развития логопедии как науки различными авторами представлены содержание и методы логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР. Принципы, методы коррекционной работы с детьми с ОНР рассматривали такие ученые как Левина Р. Е. и коллективо научных сотрудников НИИ дефектологии, Никашина Н. А., Каше Г. А., Спирова Л. Ф., Жаренкова Г. М., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б. Важные разработки по этой теме есть и Мастюковой, Жуковой, Л. С. Волковой, и т.д.
Под термином ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
В своих научных трудах Филичева Т.Б. описывает основные задачами коррекционно–развивающего обучения, выделяются следующие задачи:
-
Понимания речи и лексико–грамматических средств языка; -
Произносительной стороны речи; -
Самостоятельной развернутой фразовой речи;
4). Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. В процессе коррекционной работы необходимо формировать:
–связную речь;
–словарный запаса, грамматический строй;
–произношение.
Нами были изучили программы, методические разработки и рекомендации разных авторов в данном направлении (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, В.П. Глухов, Кузьмина,
Рождественская и др.).
Таким образом можно сделать вывод, что основываясь на анализ вышеперечисленных методик логопедической работы с детьми с ОНР III уровня, а так же результатов экспериментального исследования и выявленных особенностей речевого, психомоторного и когнитивного развития нами была подробно описана симптоматика детей с ОНР III уровня, на основании которой в дальнейшем и выстроена и теоретически обоснована логопедическая работа с данной категорией детей.
С целью формирования речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО нами был организован формирующий эксперимент, который проводился на базе МБДОУ–детский сад № 164 города Екатеринбурга. В эксперименте принимала участие подгруппа из 10 детей в возрасте 5-6,5 лет с ОНР III уровня.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и апробировать работу по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены следующие задачи:
-
Теоретически обосновать, разработать, а также апробировать содержание логопедической работы по речевому развитию детей старшего дошкольного с ОНР III уровня в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. -
Выявить эффективность логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В процессе организации формирующего эксперимента мы опирались на следующие общедидактические принципы:
-
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Этот принцип направлен на организацию и создание качественных и благоприятных условий для обучения дошкольника, которые обязательно учитывают индивидуальные особенности ребенка, а так же и его специфические особенности, которые часто свойственны детям с данной категорией нарушения развития. -
Принцип системности и прочности. Использование этого принципа предусматривает неоднократное повторение усвоенных умений и знаний в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности (через упражнения, игры, на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности детей). -
Принцип наглядности и доступности материала. При применении наглядности используется тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре или изображённых на иллюстрации, происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда в устной форме. Кроме этого, наглядность облегчает понимание задания и повышает его интерес. -
Принцип научности, определяющий содержание, требующий включения в него традиционных научных знаний и фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития. Научность содержания обеспечивается самой информационной технологией обучения.
– Принцип сочетания различных форм организации детей в рамках
организованной образовательной деятельности. При реализации содержания образовательной программы используются как групповые, так и индивидуальные формы организованной образовательной деятельности
детей, в рамках которых усвоение необходимых умений и навыков осуществляется с опорой на различные виды деятельности детей дошкольного возраста.
Специальные принципы:
-
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, стороны речевой функциональной системы. -
Принцип комплексности – подразумевает, что изучение и устранение речевых нарушений должно носить комплексный характер, то есть устранение речевых нарушений должно идти совместно и параллельно с работой медиков, психологов, педагогов. -
Онтогенетический принцип подразумевает под собой разработку методики коррекционно-логопедического воздействия, которая учитывает последовательность появления форм, функций речи, а так же видов деятельности ребенка в онтогенезе. -
Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
- Содержание работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО
На современном этапе развития
системы образования появляются федеральные государственные образовательные стандарты. Данный документ обуславливают работу педагогических работников, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе он обуславливает работы логопеда в дошкольном учреждении. В ФГОС ДО даются чёткие критерии того, что должно быть сформировано на том или ином этапе
обучения обучающегося. Недавно принятый ФГОС ДО ставит целевые ориентиры в дошкольном образовании на самом его начале, так и в конце дошкольного обучения.
Исходя из специфики нашей работы целесообразно будет остановиться именно на целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Стоит сказать какие виды деятельности охватывает этот документ, какие структурные единицы в нём присутствуют и на какие сферы образования они направлены.
Итак, в ФГОС ДО присутствуют следующие направления (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно–эстетическое развитие; физическое развитие.
Наиболее важным в нашей работе является именно речевое развитие обучающегося. В работе мы опирались на следующие показатели речевого развития, которые указаны в ФГОС ДО: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Опор в коррекционной работе на эти целевые ориентиры и делает эту самую работу соответствующей ФГОС ДО.
Основываясь на методологические рекомендации отечественных учёных-педагогов, логопедическую работу по речевому развитию детей