ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
Это формирование проявляется в том, что сначала ребёнок выражает свои просьбы, намерения одним словом, затем это происходит с помощью примитивных фраз без согласования. Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении [35].
К 24 месяцам дети почти усваивают навыки употребления форм единственного и множественного числа, имен существительных, времени и лица глаголов и используют некоторые падежные окончания.
К этому времени развитие импрессивной стороны речи превосходит возможности эмпрессивной речи.
Третийэтап—дошкольный(от3до7лет).
Считаем, что целесообразно более подробно остановиться именно на этом (дошкольном) этапе развития речи, потому как именно детям дошкольного возраста посвящена тема данного исследования.
На этом этапе у большого количества детей присутствует неправильное звукопроизношение. Нередко обнаруживаются дефекты произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков «р» и «л», менее часто, но тоже встречаются дефекты смягчения, озвончения и йотации [7].
С 3 до 7 лет у детей активно идёт развития навыка слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Говоря иначе, у ребёнка развивается фонематическое восприятие.
Период характерен тем, что у ребёнка продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарный запас ребенка к 4–6 годам достигает примерно 3–4 тысяч слов. Семантика слов продолжает уточнятся и
обогощаться. Но иногда дети неправильно используют или понимают слова. Специалисты приводят такие примеры: вместо слова поливать из лейки дети могут говорить «леять», а вместо слова лопатка,дети могут произносить «копатка». Однако, этот процесс свидетельствует о
«чувстве языка». Это говорит о том, что у ребёнка развивается и обогащается опыт речевого общения и на его базе формируется чувство языка, а также способность к словотворчеству [35].
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, помогает ребенку найти место ударения в слове, способствует сочетанию слов в предложении [67].
Одновременно с развитием у детей словаря продолжается развитие грамматического строя речи. Именно в дошкольном периоде дети осваивают связную речь. С 3 лет начинается большое усложнение содержания речи ребенка, продолжает увеличивается ее объем. Это приводит к усложнению
структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории [15].
Дети четырёхлетнего возраста используют в речи простые и сложные предложениями. Наиболее популярный вид высказываний в этом возрасте, это простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье нарядила»; «Я буду большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети достаточно хорошо могут пользоваться формой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пришли домой, нам подарили подарки: сладости, яблоки, груши»; « Мы видели салют, как–будто кто на небо подбросил шарики и хлопушки»).
В этом возрасте высказывания детей
похожи на короткие рассказы. Отвечая на вопросы дети начинают всё больше и больше включать количество предложений.
В пять лет дети способны составить пересказ услышанной ими сказки или рассказа, при этом количество предложений в этом рассказе способно достигать 40–50 предложений. Это позволяет говорить о том, что дети достигают хороших успехов в овладении очень трудного вида речи, монологической речи [35].
Фонематическое восприятие в этот временной промежуток делает качественный скачок вперёд: появляется дифференцировка гласных и согласных звуков, следующая степень – дифференцировка мягких и согласных звуков, а после появляется и дифференцировка сонорных, шипящих и свистящих звуков [63].
К четырёхлетнему возрасту нейротипичные дети должны дифференцировать почти все звуки, говоря иначе, у ребёнка должно быть сформировано фонематическое восприятие.
В это же время заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении этого периода последовательно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, а после при описании ребёнком каких–либо событий из его жизни, при описании эмоциональных событий, впечатлений.
Четвертыйэтап—школьный(от7до17лет).
Одна из главнейших особенностей развития речи в этом, школьном периоде, это её сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила
построения высказываний.
Письменная речь в это время берёт на себя ведущую роль.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Хочется заметить, что указанные этапы могут не иметь строгих, очерченных границ. Переход из одного этапа в другой происходит достаточно плавно и постепенно.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ.
Каждый из них плавно переходит в последующий.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
-
быть психически и соматически здоровым; -
иметь нормальные умственные способности; -
иметь нормальный слух и зрение; -
обладать достаточной психической активностью; -
обладать потребностью в речевом общении; -
иметь полноценное речевое окружение.
Помимо этого существуют и другие классификации развития речи, будет не лишним, некоторые из этих классификаций представить, для более точного и понятного представления [35].
Так, например А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов [15]. Так им выделяется:
–Предложения из аморфных слов-корней (этот речевой этап длится примерно до 1года и 8 месяцев).
–Усвоение грамматической
структуры предложения (длительный период, который охватывает детей в возрасте от 1 года 10 месяцев до возраста 6 лет) [15].
А вот Г. Л. Розенгард–Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный этап, который длится до 2 лет и этап самостоятельного оформления речи [44].
Таким образом, можно сделать вывод, что нормальное, то есть своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать и обучаться новым понятиям, расширять словарный запас, увеличивать свой запас знаний, а также представлений об окружающем его мире. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления и другими психическими функциями и является одной из важнейших задач в полноценном развитии ребёнка.
Становление речи у детей с ОНР.
Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и других авторов.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается следующие симптомы: нарушение звукопроизношения, недоразвитие
фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя [42].
Общее недоразвитие речи включает в себя четыре различных уровней.