Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в соответствии с нормативными требованиями
ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Воспитание и обучение по программе дошкольного учреждения общего назначения.

  1. Воспитание и обучение по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью) в специальном дошкольном учреждении.

  2. Воспитание и обучение по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью) в специальной (интегрированной) группе дошкольного учреждения общего назначения.

  3. Коррекционные занятия с учителем-дефектологом на ПКПП дошкольного учреждения общего назначения.

ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ, ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ


  1. Обучение по программе общеобразовательной школы (в школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

  2. Обучение по программе специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи) в классе интегрированного обучения (специальном классе) общеобразовательной школы (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

  3. Обучение в соответствии с учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) в классе интегрированного обучения (специальном) классе общеобразовательной школы (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

  4. Обучение по программе I (II) отделения вспомогательной школы в классе интегрированного обучения (специальном классе) общеобразовательной школы (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

  5. Коррекционные занятия с учителем-дефектологом на ПКПП общеобразовательной школы (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

(ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ), ДЕТСКИЕ ДОМА


1. Воспитание и обучение по программе для детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном отделении вспомогательной школы-интерната (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

  1. Обучение по программе вспомогательной школы I (II) отделения во вспомогательной школе (школе-интернате, школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

  2. Обучение по программе (в соответствии с учебным планом, для среднего звена) специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи в специальной общеобразовательной школе-интернате.

  3. Обучение в соответствии с учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения в специальной общеобразовательной школе-интернате.

  4. Обучение по программе (в соответствии с учебным планом, для среднего звена) специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха в специальной общеобразовательной школе-интернате.

  5. Воспитание и обучение по программе …. в дошкольном отделении дома-интерната для детей-инвалидов, имеющих физические нарушения.

  6. Обучение по программе (в соответствии с учебным планом) общеобразовательной школы (для детей с трудностями в обучении, вспомогательной школы I (II) отделения и др.) в доме-интернате для детей-инвалидов, имеющих физические нарушения.

  7. Воспитание и обучение по программе для детей с нарушением слуха (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) в дошкольном детском доме (учреждении для детей-сирот).

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ


1. Обучение на дому по программе общеобразовательной школы.

2. Обучение на дому по программе (в соответствии с учебным планом) для детей с трудностями в обучении (с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи и др.).

3. Обучение на дому по программе вспомогательной школы I (II) отделения.

ДРУГИЕ


  1. Стационарное обследование в ГОПБ-1 с целью уточнения диагноза и дальнейшего определения образовательного маршрута.

  2. Определение в Журавичский дом-интернат для детей с ОПФР с …..(указать число). Обучение по программе вспомогательной школы I (II) отделения (по индивидуальной программе).


ПРОФЕССИНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА, ТЕХНИКУМЫ

  1. Обучение в специальной группе ПТУ для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

  2. Обучение в специальной группе ПТУ для лиц с нарушением слуха.

  3. Обучение в специальной группе техникума для лиц с нарушением слуха.

ЦЕНТРЫ КРОиР


  1. Обучение и воспитание в дошкольной группе ЦКРОиР.

  2. Обучение по учебным программам центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в специальном классе ЦКРОиР.

  3. Прохождение курса комплексной реабилитации в Гомельском областном ЦКРОиР.

  4. Коррекционные занятия с учителем-дефектологом ЦКРОиР.

  5. Психокоррекционные занятия с педагогом-психологом ЦКРОиР.

  6. Консультирование специалистами ЦКРОиР.

  7. Обучение на дому по учебным программам центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

  8. Обучение на дому детей дошкольной группы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

  9. Оказание комплексной ранней помощи в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.



ПРИМЕЧАНИЯ


  • Сроки переобследования указывать обязательно:

  • для детей-сирот;

  • для детей с тяжелыми множественными физическими и (или психическими) нарушениями в развитии;

  • для детей, обучающихся на дому;

  • при переходе ребенка с ОПФР из начального в среднее звено;

  • при переходе ребенка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.

  • Указывать в примечаниях:


  • консультацию врача-психиатра (невролога и т.д.);

  • занятия с логопедом поликлиники;

  • занятия с педагогом-психологом ДУ, ОШ и др.

  • при определении центром ребенку индивидуальной программы обучения необходимым условием для её реализации в учреждении образования является:

- разработка индивидуальной программы (на каждый предмет);

  • согласование с ЦКРОиР и законными представителями;

  • ее утверждение на педагогическом совете учреждения образования.

Приложение № 10
Формулировки, которые могут быть использованы

при написании заключения


  • Отмечается…

  • Наблюдаются…

  • Проявляется…

  • Характерно…

  • Следует отметить ( можно отметить)

  • Значительно снижено…

  • Заметны…

  • Выделяется…

  • Свойственно…

  • Преобладает…

  • Затруднено, затрудняется, испытывает трудности…

  • Присутствует…

  • …, это обусловлено (обуславливает)…

  • Страдает…

  • Обращает на себя внимание…

Низкий уровень словесно-логического мышления затрудняет установление причинно-следственных связей и отношений.
Обращает на себя внимание тревожное поведение ребенка с реакциями ухода от речевого и визуального контакта, двигательная скованность, вследствие, высокого нервно-мышечного напряжения.
Трудности усвоения нового учебного материала связаны со слабостью волевых усилий.
В поведении наблюдаются реакции негативизма, вербальной агрессии.
Ребенок испытывает трудности адаптации к новым ситуациям социального взаимодействия.
Крайне ограничен объем аудиальной памяти, страдает точность воспроизведения слухоречевого материала, это обуславливает трудности усвоения программного материала.
Не может выполнять задания из-за неумения выстроить программу действий.

Приложение № 11
Памятка по заполнению выписки из протокола


Нозологическая единица

Содержание


Интеллектуальная недостаточность

Ведущим в структуре дефекта является тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речемыслительной деятельности, внимания, памяти; неравномерность интеллектуального функционирования… Отмечается снижение (значительное снижение) продуктивности (и результативности) выполнения вербальных и невербальных заданий.

  • Характерна конкретность мышления, неспособность к творческой деятельности, примитивность интересов и чувств.

  • Отмечается недостаточность абстрактного мышления, низкая критичность, трудность в приобретении навыков, отсутствие творческих возможностей.

  • Недостаточна произвольность внимания, инертность и тугоподвижность психических процессов, замедленный темп сенсо-моторных реакций, неспособность к концентрации внимания.

  • Проявляется неумение правильно называть цвета и геометрические формы, затруднено восприятие изображений, понимание числа и временных понятий. Недоступно установление связи и последовательности событий.

  • При необходимости осмысления процесса деятельности возникает реакция пресыщения.

  • При выполнении стереотипной механической работы отмечается (незначительная ) продуктивность.

  • Оказание обучающей помощи практически не влияет на результат деятельности.

  • Обучаемость низкая. Затруднен перенос на аналогичный материал даже при подаче в наглядной форме. Не критичен в деятельности.

  • Отмечается безразличие к оценке и поощрению, отсутствие критичности, неадекватное завышение самооценки, недостаточность точной координации движений.

  • Речь бедная, используются простые фразы из 2-3 слов на бытовом уровне.

  • Затруднено понимание обращенной речи, отсутствует собственная речь.

  • Есть фразовая речь, возможность узнавать и воспринимать буквы, слоги, простые слова, доступно понимание простых (сложных) конструкций.

  • Фразовая речь отсутствует. В общении используются только отдельные слова.

  • Личностное развитие отличается повышенной внушаемостью, инертностью, склонностью к устоявшимся житейским стереотипам. Возможно возникновение реактивных состояний.

  • Наблюдается нарушение полового развития, девиантность поведения.

  • Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

  • Обращает на себя внимание бедность игры, ограниченная манипуляциями с предметами, несформированность навыков опрятности и самообслуживания.

Характерно повышенная тормозимость (вспыльчивость, упрямство), двигательная расторможенность.

Смешанные специфические расстройства психологического развития

В структуре дефекта отмечаются парциальные (мозаичные) нарушения психического развития, выражающиеся в …

  • неустойчивом внимании, снижении темпа и объема мнестической деятельности (аудиальной и визуальной памяти)…

  • Отмечаются (заметны) трудности в установлении логических связей, доступны простые суждения, умозаключения не производит...

  • Недостаточны объем и произвольная концентрация внимания, страдает способность к распределению.

  • Работоспособность снижена, выражена истощаемость психических процессов.

  • Страдает запоминание вербального материала.

  • Заметны проявления очаговых поражений мозга: нарушения зрительного и слухового восприятия, стереотипы и повторы в ходе деятельности, трудности пространственной ориентации.

  • Отмечается инертность психических процессов, неловкость и медленный темп сенсо-моторики.

  • Характерна двигательная расторможенность, недостаточное понимание инструкций.

  • Замедлен темп сенсо-моторики, нарушена точная координация движений.




  • При выполнении учебных заданий наступает быстрая пресыщаемость.

  • Отмечается недостаточность произвольной регуляции деятельности.

  • Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы, неспособность к произвольному сосредоточению на интеллектуальной деятельности.




  • Отмечается задержка речевого развития, бедность словарного запаса, дефекты произношения.

  • Речь недостаточно выполняет функцию регуляции деятельности.




  • Страдает эмоциональная сфера личности: возможны проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений.

  • Затруднена самооценка и критичность к результатам деятельности. Волевая регуляция деятельности крайне недостаточна.

  • Характерна эмоциональная лабильность, истощаемость, колебания активного и нарушения распределения внимания.

  • Сформирован заниженный уровень притязаний, страх перед оценочными заданиями.

  • Самооценка занижена, легко формируется школьная тревожность.

  • Самооценка слабо дифференцирована.

  • Характерны активные протестные реакции сменяющиеся пассивным апатичным состоянием.

  • Наблюдается социальная незрелость личности, бедность кругозора и словарного запаса.

Ребенок отличается живостью моторики и эмоций, но круг его интересов ограничивается игровой деятельностью.

РДА

Атипичный аутизм

Ведущим в структуре дефекта являются качественные нарушения социального взаимодействия в виде ограниченных стереотипных форм поведения.

В поведении наблюдается использование разнообразных аутостимуляций, отсутствие жестикулярного и мимического общения, эмоциональной откликаемости.

- Отмечается выраженная асинхрония психического развития.

  • Наблюдается полевое поведение, отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, слабые реакции на внешние и внутренние раздражители

  • Речь отсутствует, хотя возможно понимание речи окружающих.

  • Отмечается избегание сильных стимулов, которые могут вызвать страх.


- Характерны активные реакции на физические ощущения, требования сохранения постоянства в окружающей среде.

  • Отмечается нарушение вербальной коммуникации в виде эхолалий.

  • Характерны стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств и вестибулярного аппарата.

  • Отмечается чрезмерная связь с матерью на фоне холодности к эмоциям других людей.




  • Отмечается наличие речи в виде эмоционального окрашивания монолога, возможность выразить свои потребности.

  • При этом отмечается противоречивость побуждений: стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости.

  • Характерны пугливость, тревожность, потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений.

  • Часто действует агрессивно.




  • Выражена способность к общению, сохранены интеллектуальные функции, но речь аграмматична.

  • Выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке.

  • Не хватает гибкости, разнообразия поведения. Часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов.

Круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.

Эпилепсия

Ведущим в структуре дефекта являются специфические изменения психических процессов, проявления личностных особенностей на фоне полиморфных приступов.

  • В структуре интеллектуального дефекта заметна неравномерность поражения.

  • В познавательной деятельности отмечается торпидность, инертность и тугоподвижность, истощаемость психических процессов, выпадение или регресс отдельных функций.

  • Темп сенсо-моторики замедлен.

  • Объем внимания недостаточен, переключаемость резко затруднена.




  • В эмоциональной сфере наблюдается скудность эмоций, эпизодические аффективные реакции в виде эйфории, гневливости.

  • Характерна вычурность поведения, выраженное упрямство, реакции негативизма, резонерство.

  • Возможны агрессивные и разрушительные действия, проявление садистского поведения и жестокости.

  • Самооценка завышена, выражена неспособность сдерживать свои эмоции.

Отмечается эгоцентризм, неспособность к сопереживанию.

Шизофрения

Ведущим в структуре дефекта является своеобразие психической деятельности, что влечет за собой специфические личностные изменения по шизоидному типу, а также недоразвитие высших психических функций: инертность и тугоподвижность мыслительных операций.

Детский церебральный паралич

Ведущим в структуре дефекта является церебральное нарушение моторной деятельности (спастическая диплегия, атонически-астатическая форма и…), выражающиеся в замедленном темпе психической деятельности, нарушении общей, мелкой и артикуляционной моторики.

В познавательной деятельности отмечается недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, что затрудняет пространственную организацию движений.

Нарушения зрения

Слабовидение

Слепота


Ведущим в структуре дефекта является значительное снижение зрения.

  • Значительно затруднен и замедлен процесс зрительного восприятия, при котором образуются недостаточно четкие (нестойкие, неправильные представления).

  • Характерно замедленное развитие мнестических процессов и мыслительных операций.


Ведущим в структуре дефекта является резко выраженная степень нарушений органа зрения, вследствие глубокого нарушения остроты центрального зрения(от 0 до 0,04) или сужение поля зрения (до 10-15 град.) при более высокой остроте.

  • Процесс формирования сенсорного опыта замедлен и имеет свои особенности.

  • Вследствие недостатка зрительных впечатлений отмечается своеобразие формирования речи: при относительно нормальном развитии грамматического строя и словарного запаса отмечаются трудности усвоения конкретного значения слов.

  • Наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, проявления негативизма.

Нарушения слуха

Глухота

Глухонемота

Тугоухость

Ведущим в структуре дефекта является врожденное (приобретенное в раннем детстве) глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха.

- Характерно отсутствие возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет ориентировку в окружающем.

  • Нарушение функций слухового анализатора в значительной мере компенсируется за счет ( сохранных анализаторов).

  • Возможности компенсации весьма ограничены.

  • Прибегает к помощи мимико-жестикулярных средств.

  • Мышление осуществляется на основе зрительных образов и представлений в сочетании с мимико-жестикулярными средствами.

  • Наблюдается нарушение функции вестибулярного аппарата.

  • Отличительной особенностью голоса является фальцет (гнусавость, крикливость …).

  • Речь носит рубленный характер.

Ведущим с структуре дефекта является стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи (от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограниченного восприятия речи разговорной громкости) легкой(средней, тяжелой) степени.

Нарушения речи

Трудности переработки и сохранения информации оперативного использования, проблемы речевой коммуникации и словесного регулирования.

Дизартрия

Ведущим в структуре дефекта является полиморфное нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

  • Речь невнятная.

  • Отмечаются такие особенности артикуляционной моторики как трудности удержания артикуляционных поз, ограниченная подвижность мягкого неба, гипотонус языка…Вследствие чего затруднено овладение звуковым составом слова, нарушено чтение, письмо.

  • Характерна неполноценность словаря, грамматического оформления речи, общее недоразвитие речи.

Моторная алалия

Ведущим в структуре дефекта является расстройство экспрессивной речи, с нарушением фонетико-грамматической стороны и лексико-грамматического строя речи.

Наблюдается несформированность языковых операций производства высказываний, отсутствие системности в понимании сложных речевых конструкций.

  • Страдает слухо-речевая память, зрительная не нарушена.

  • Отмечается истощаемость, колебания внимания.

  • Недостаточностью общения обусловлены существенные пробелы в осведомленности, недоразвитие мыслительных операций.

  • Самооценка занижена, отмечается эмоциональная лабильность.

- Проявляются вторичные невротические реакции.

Сенсо-моторная алалия

Ведущим в структуре дефекта является недоразвитие всех сторон речи с выраженным синдромом сенсорно-акустической недостаточности…

  • Наблюдается повышенная реакция на неречевые звуки.

  • Заметно отсутствие дифференцирования речи от неречевых звуков.

  • Отмечаются трудности концентрации и переключаемости внимания, его истощаемость.

  • Возможна избирательность в восприятии речи.

  • Отмечается повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствие контроля над своей речью (при наличии собственной речи).

Понимание речевых инструкций затруднено, но при показе возможно выполнение достаточно сложных вербальных инструкци

Дислексия

(фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая)

Ведущим в структуре дефекта является частичное специфическое нарушение усвоения процесса чтения, обусловленное несформированностью (или нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся стойких ошибках в письменной речи на фоне ММД…(генетической отягощенности, черепно-мозговой травмы).

В некоторых случаях дислексия может быть связана с функциональными расстройствами: длительными соматическими заболеваниями, двуязычием, нарушением произношения у родителей и т.д. В школьном возрасте сопутствующими становятся эмоциональные или поведенческие нарушения (синдром гиперактивности, снижение самооценки, проблемы школьной адаптации и взаимоотношений со сверстниками).

Дисграфия

Ведущим в структуре дефекта является частичное специфическое нарушение процесса письма на фоне недоразвития речи..(нарушения ее грамматического строя, недоразвитие зрительного гнозиса, нарушения звукового анализа и синтеза).

Возможно снижение работоспособности, наличие истощаемости, фазовых колебаний внимания.. При типичной дисграфии состояние интеллекта в границах нормы.

Дискалькулия

Ведущим в структуре дефекта является специфическое нарушение формирования навыков счета, вследствие недостаточности пространственного гнозиса. Проявляется непонимание структуры числа и его разрядности, системы расположения цифр.

  • Отмечается нарушение опознания геометрических фигур.

  • Характерна недостаточность пространственного анализа и синтеза.

  • Отмечаются затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций.

  • Отмечается неловкость мелкой моторики, затруднения при выполнении графических проб.


Приложение № 12
Определение образовательного маршрута детей

с особенностями психофизического развития

(Методические рекомендации)
Целью деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) является определение оптимального образовательного маршрута для ребенка, т.е. на основании данных обследования определяются программа обучения, организация коррекционного процесса, тип образовательного учреждения.

При составлении рекомендаций следует опираться на действующие учебные планы и программы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь.

Предлагаемый материал содержит различные варианты записи в «Журнале учета детей, обследованных психолого-медико-педагогической комиссией». Возможны другие варианты записи, с учетом сложности структуры нарушений, возраста детей, их индивидуальных особенностей.

Стоит отметить, что при заполнении графы «Заключение» в журнале и протоколе ПМПК возможно указание двух вариантов заключений (медицинский диагноз и психолого-педагогическое заключение). В данных материалах предлагается только психолого-педагогический вариант заключения. При этом, заключение о речевых, сенсорных нарушениях, о нарушениях функций опорно-двигательного аппарата может быть только словесным (без шифра) и содержаться как в журнале и протоколе ПМПК, так и в заключении центра.

При наличии же у ребенка психического нарушения (заболевания) в «Заключении ЦКРОиР» содержится развернутая информация о психолого-педагогической квалификации (структуре) нарушения без использования словесного либо шифрованного заключения.

Следует уточнить, что:

- при составлении рекомендаций для детей с комбинированными нарушениями необходимо учитывать в первую очередь физическое нарушение. Например, при организации обучения ребенка с нарушением слуха и интеллектуальной недостаточностью, предпочтение следует отдать классу либо школе для детей с нарушением слуха и т.д.;

- в условиях ПМПК определяется образовательный маршрут не только для детей, нуждающихся в специальной программе обучения, но и следующих категорий детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи: трудности в обучении, нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения функций опорно-двигательного аппарата;