Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




выработка рекомендаций:

- об организации образовательного процесса;

- о коррекционной помощи.




составление заключения:

- квалификация физического и (или) психического нарушения.






выработка рекомендаций:

- об организации образовательного процесса;

- о коррекционной помощи.



интерпретация результатов и рекомендаций для родителей (на доступном для них уровне)


Примечание: следует помнить, что все споры, сомнения и разногласия между специалистами, возникающие в процессе обследования ребенка, недопустимы в присутствии родителей. Соблюдение такта, этики – необходимые условия работы всех членов психолого-медико-педагогической комиссии.


  1. Диагностический инструментарий, используемый

психолого-медико-педагогической комиссией
Построение психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и оптимальным количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения. Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса. Для этого необходимо владеть перечнем психолого-педагогического диагностического инструментария, как обязательного минимума диагностических методик, используемого в работе психолого-медико-педагогических комиссий центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Члены психолого-медико-педагогических комиссий в своей работе используют стандартизированный диагностический материал.
Обязательный минимум диагностических методик,

используемый в работе психолого-медико-педагогических комиссий

Методические рекомендации Министерства образования РБ от 06.04.2006 по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе психолого-медико-педагогических комиссий.


1. Таблицы для стандартизированного наблюдения за детьми раннего возраста.

Исследование когнитивной сферы

2. Нейропсихологическая диагностика праксиса и речи

3. Методика измерения готовности к школьному обучению (тест Керна-Йерасека)

4. Методика «Доски Сегена» (Почтовый ящик)

5. Составление пирамиды из колец

6. Составление и выкладывание матрешек

7. Цветные прогрессивные матрицы (тест Дж. Равенна)

8. Методика «Классификация предметов»

9. Методика «Классификация объектов по двум признакам (таблица Когана)

10. Методика «Разрезные картинки»

11. Методика «Кубики Косса»

12. Методика исследования способности формирования искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова)

13. Методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву (Л.В.Занкову)

14. Методика «Установление последовательности событий»

15. Методика «Исключение предмета»

16. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом

17. Методика «Нелепицы»

18. Методика «Парные картинки»

19. Методика «Сравнение понятий»

20. Методика Головиной

21. Методика «Нахождение недостающих деталей»

22. Методика «Аналогии» (простые и сложные)

23. Методика Б.И.Пинского

24. Методика «Выделение существенных признаков»

25. Методика «Понимание временных последовательностей»

26. Методика «Непроизвольное запоминание»

27. Методика «10 слов» Лурия

28. Методика «Образная память»

29. Корректурная проба (тест Бурдона)

30. Таблицы Шульте

31. Методика «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора)

32. Графический диктант

33. Тест Бендер

34. Методика Озерецкого

Исследование личности и межличностных отношений

35. Методика Р.Тэмма, М.Дорки, В.Амэн

36. Методика Р.Жиля

37. Методика М.Панфиловой

38. Методика изучения особенностей проявления воли

39. Социометрия

40. «Несуществующее животное»

41. Детский апперцептивный тест (САТ)

42. Тест «Нарисуй человека»

43. Кинестетический рисунок семьи

44. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

45. Тест незаконченных предложений

46. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

47. Шкала явной тревожности (СМАS)

48. Опросник Баса-Дарки

49. Опросник САН

50. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера)


51. Тест школьной тревожности Филипса

52. Опросник ЕPI (Айзенка)

53. Методика многофакторного исследования личности (Кеттел)

54. Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж.Бук)

55. Патохарактериологический диагностический опросник (ПДО)

56. Опросник акцентуации личности (по К.Леонгарду)

57. Шкала депрессии

58. Тест А.Ассингера

59. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)

60. Графическая беседа «Мой круг общения»

61. Цветовой тест отношений (по А.М.Эткинд)

62. Методика измерения уровня тревожности Тейлора

63. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня (MMPI)

64. Определение психологического климата класса (А.Н.Лутошкин)

5. Документация психолого-медико-педагогической комиссии


  1. Журнал учёта детей, обследованных на психолого-медико-педагогической комиссии.

Фиксируется: номер по порядку заседания ПМПК; Ф.И.О. членов ПМПК (и подпись); дата ПМПК; номер протокола; ФИО ребенка; полная дата рождения; домашний адрес; учреждение образования, где обучается ребёнок (если нет, то пишется «н/о»-неорганизованный); заключение (выявленное нарушение \ рекомендации \ форма организации и обучения); учреждение образования куда прибыл ребёнок; примечание.

Новая нумерация в журнале начинается с 1 сентября текущего года независимо от того, продолжается регистрация в этом журнале или в новом. В номенклатуре дел центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации журнал регистрации детей, обследованных психолого-медико-педагогической комиссией, имеет присвоенный ему индекс дела. Срок хранения журнала – 10 лет.

  1. Протокол обследования ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией включающий следующие приложения:

  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;

  • результаты продуктивных видов деятельности ребёнка дошкольного возраста или письменные работы учащегося;

  • подробная выписка из истории развития ребёнка; заключение узких медицинских специалистов – психиатра, психоневролога, офтальмолога, сурдолога и т.д.;

  • регистрационные листы психологического и дефектологического обследования ребенка по психолого-педагогическим методикам в соответствии с возрастной категорией детей.


Данные материалы должны включать доказательства структуры нарушений.

  1. Согласие родителей (в двух экземплярах – один остается в ЦКРОиР, второй выдается на руки родителям).

Примечание: при повторном обследовании ребёнка заполняется только новый протокол, а никакие другие документы, его заменяющие (вкладыши, листы повторного обследования и т.д.).
6. Психолого-педагогическое обследование детей

со сложными нарушениями развития
6.1. Психолого-педагогическое обследования детей

с нарушением слуха
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Устанавливается цель посещения, жалобы законных представителей и детей.

  1. Производиться ознакомление с документацией (историей развития ребёнка; аудиограммой; педагогической характеристикой сурдопедагога дошкольного или школьного учебного заведения, если ребёнок учится).

  2. Изучается анамнез развития ребёнка (акушерский анамнез; моторный, речевой, психический); состав семьи, наличие или отсутствие в семье родственников со снижением слуха, предполагаемые причины снижения слуха у ребёнка (неблагоприятные факторы в дородовом развитии ребёнка, в течении родов, перенесённые заболевания):

– острые гнойные отиты;

– инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, герпес, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус);

– токсикозы беременности;

– асфиксия;

– внутричерепная родовая травма и др.

  1. Выясняется характеристика речи ребёнка до потери слуха:

– предречевые вокализации (гукание, гуление);

– появление и характер лепетной речи (лепет начался, но оборвался; сначала был более выразительным, а потом смазанный; неизвестно);

– отдельные слова: много, несколько.

Эти данные дают возможность определить время потери или снижения слуха ребёнка.

  1. Изучаются сведения об обучении в школе и его длительности; состояние слуха ребёнка по последней аудиограмме.

  2. Осуществляется обследование ребенка:

    1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребёнком, создаются правильные отношения к обследованию.

    2. Проводятся наблюдения за поведением (общительный, замкнутый, стеснительный).

    3. Оценивается состояние двигательной сферы (походка, осанка, общая моторика, мелкая моторика);

    4. Исследуется познавательная деятельность: