ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
канат 2, прикопленный в точке А к нижней обойме, идет на барабан за-
мыкающего механизма, а подъемный (поддерживающий) канат 1, прикрепленный в точке Б к верхней обойме, – на барабан подъемного механизма. Работает двух- канатный грейфер следующим образом. При ослабленном замыкающем канате 2 и неподвижном подъемном канате 1 челюсти грейфера под действием собственного веса и веса траверсы раскрыты (положение I). При ослаблении замыкающего и подъемного канатов раскрытый грейфер опускается на материал (положение II); при этом механизмы лебедки должны обеспечить одинаковую скорость этих ка- натов. Замыкание челюстей грейфера производится натягиванием замыкающего каната 2 при ослабленном и неподвижном подъеме канате 1. Замыкаясь, челюсти захватывают материал (положение III). При подъеме груженого грейфера подъем- ные и замыкающие канаты синхронно наматываются на барабаны (положение IV). В таком виде грейфер перемещается к месту разгрузки. Затем ослабляют за- мыкающий канат, и грейфер зависает на подъемном канате, челюсти под действи- ем собственного веса и веса груза раскрываются, и груз высыпается (положение I). Затем грейфер переносится к месту загрузки, и цикл работы повторяется. Подъемные канаты крепят к верхней траверсе грейфера, а замыкающие канаты образуют полиспаст, связывающий нижнюю и верхнюю траверсы и увеличиваю- щий усилие зачерпывания материала челюсти.
В качестве гибких элементов грузоподъемных машин используют сталь- ные канаты, сварные и пластинчатые цепи.
Стальные подъемные канаты изготавливают из стальной проволоки марки В, I или II диаметром от 0,2 до 3 мм с расчетным временным сопротивлением 1600-2000 МПа. Преимущественно применяют канаты двойной свивки шести- прядные и восьмипрядные. Сердечник канатов может быть органический, синте- тический или металлические. Канаты с металлическим сердечником применяют при многослойной навивки на барабан. По способу свивки канаты классифици- руются на нераскручивающиеся
и раскручивающиеся, односторонней и крестовой свивки, правой и левой свивки. По назначению канаты разделяют на грузовые, для транспортирования грузов и грузолюдские предназначенные для подъема лю- дей и грузов. Достоинством стальных канатов является гибкость во всех направ- лениях и надежность.
Диаметр канатов выбирают по ГОСТу в соответствии с соответствием
Smax nk
Sp .
где Smax, Sp – соответственно максимальное рабочее и разрывное усилие каната;
nk – коэффициент запаса прочности.
Диаметр выбранного каната определяют с учетом диаметром блока Д
Д еd ,
где е - коэффициент зависящий от типа грузоподъемной машины e=18…35.
Сварные цепи изготавливают из углеродистой стали с σв 340 МПа. Свар- ные цепи (ГОСТ 2319-81) выполняют двух типов: короткозвенные, длиннозвен- ные, калиброванные и не калиброванные. Сварные цепи рассчитывают так же как и канаты. Грузовые пластинчатые цепи состоят из стальных пластин, соединен- ных валиками.
Силовым полиспастом называют систему подвижных и неподвижных бло- ков, соединенных канатом, используемую для уменьшения натяжения каната и соответственно для уменьшения момента от рабочей нагрузки на барабане. Вве- дение силового полиспаста приводит к уменьшению передаточного числа меха- низма, что влечет за собой уменьшение габаритов передачи и ее массы. В гидрав- лических и пневматических подъемниках находят применение скоростные полис- пасты, увеличивающие скорость движения груза. У сдвоенных полиспастов две ветви каната навиваются на барабан (рис. 51 в, г, д).
Блоки полиспастов разделяют на подвижные, ось которых перемещается в пространстве, и неподвижные ось которых не перемещаются.
Рис. 51. Схема полиспастов:
а – простого двукратного; б – простого трехкратного; в – сдвоенного двукратного с уравнительным блоком С; г – сдвоенного трехкратного с уравнительным блоком С; д – сдвоенного двукратного с уравнительной траверсой А
Натяжение каната навиваемого на барабан Sб при подъем или опускании груза весом G будет равно
S G ,
б а
П
где а – кратность полиспаста;
П – к.п.д полиспаста
,
(1 а ) t
(1 )
здесь – к.п.д блока, t – число обводных блоков.
Скорость подъема груза Vг и скорость каната V на барабане связаны зави- симостью
V aVГ .
Необходимая чистота вращения барабана
n 60аVГ , ,
ПД
где Д – диаметр барабана, измеренная по центру каната. Усилие, необходимые для подъема груза
F Gg .
П t
Барабаны используют многослойной и однослойной навивки каната. Они могут быть выполнены с гладкой поверхностью и с винтовой нарезкой поверхно- сти (рис. 52).
Рис. 52. Барабан: а – с гладкой поверхностью навивки;
б – стенка барабана с нарезанной винтовой канавкой для каната
Для правильной укладки каната на барабана используют канатоукладчики различных типов. Шаг нарезки t барабана должен быть не менее 1,1d. Радиус ка- навки
R=0,54d, глубина винтовой должна быть не менее 0,3d. Длина нарезной часть барабана l должна быть такой, чтобы при сматывании каната на нем остава- лось 1,5 витков, не считая витков находящихся под зажимными устройствами.
ПД
где L – рабочая длина каната.
1,5t ,
Стрелки барабана рассчитывают на сжатие и изгиб с кручением. Для ли- тых барабанов изготовленных из серого чугуна толщину стрелки можно опреде- лить по эмпирической формуле
Необходимое усилие зажатия планки крепления каната
N
Где k=0,85 – коэффициент запаса,
KSб ,
с
с=0,35 – коэффициент сопротивления.
z 4N
Необходимые число винтов крепления
1 p
где d1 – номер винта.
Пd 2 ,
Закрепление концов каната осуществляется с помощью коушей, зажимов, заплеткой, опресованием и т.д (рис. 53).
Рис. 53. Узел крепления конца каната: а – зажимами; б – зацепкой; в – втулкой с заливкой легкоплавким сплавом; г – опрессованием втулки; д – обжимной гайкой; е – клиновое; 1 – коуш; 2 – зажим; 3 – втулка; 4 - клин
Блоки уготовляют из серого чижина. Размер профиля ручья должны соот- ветствовать следующим соотношениям (рис. 54)
Рис. 54. Блоки для канатов: а – профиль ручья блока; б, в – ручей блока, футеро- ванный соответственно пластмассой и алюминием
Для повышения долговечности каната ручьи блоков футируют резиной, пластмассой.
мыкающего механизма, а подъемный (поддерживающий) канат 1, прикрепленный в точке Б к верхней обойме, – на барабан подъемного механизма. Работает двух- канатный грейфер следующим образом. При ослабленном замыкающем канате 2 и неподвижном подъемном канате 1 челюсти грейфера под действием собственного веса и веса траверсы раскрыты (положение I). При ослаблении замыкающего и подъемного канатов раскрытый грейфер опускается на материал (положение II); при этом механизмы лебедки должны обеспечить одинаковую скорость этих ка- натов. Замыкание челюстей грейфера производится натягиванием замыкающего каната 2 при ослабленном и неподвижном подъеме канате 1. Замыкаясь, челюсти захватывают материал (положение III). При подъеме груженого грейфера подъем- ные и замыкающие канаты синхронно наматываются на барабаны (положение IV). В таком виде грейфер перемещается к месту разгрузки. Затем ослабляют за- мыкающий канат, и грейфер зависает на подъемном канате, челюсти под действи- ем собственного веса и веса груза раскрываются, и груз высыпается (положение I). Затем грейфер переносится к месту загрузки, и цикл работы повторяется. Подъемные канаты крепят к верхней траверсе грейфера, а замыкающие канаты образуют полиспаст, связывающий нижнюю и верхнюю траверсы и увеличиваю- щий усилие зачерпывания материала челюсти.
- Грузовые и тяговые гибкие элементы, полиспасты, барабаны, блоки
§1. Гибкие элементы
В качестве гибких элементов грузоподъемных машин используют сталь- ные канаты, сварные и пластинчатые цепи.
Стальные подъемные канаты изготавливают из стальной проволоки марки В, I или II диаметром от 0,2 до 3 мм с расчетным временным сопротивлением 1600-2000 МПа. Преимущественно применяют канаты двойной свивки шести- прядные и восьмипрядные. Сердечник канатов может быть органический, синте- тический или металлические. Канаты с металлическим сердечником применяют при многослойной навивки на барабан. По способу свивки канаты классифици- руются на нераскручивающиеся
и раскручивающиеся, односторонней и крестовой свивки, правой и левой свивки. По назначению канаты разделяют на грузовые, для транспортирования грузов и грузолюдские предназначенные для подъема лю- дей и грузов. Достоинством стальных канатов является гибкость во всех направ- лениях и надежность.
Диаметр канатов выбирают по ГОСТу в соответствии с соответствием
Smax nk
Sp .
где Smax, Sp – соответственно максимальное рабочее и разрывное усилие каната;
nk – коэффициент запаса прочности.
Диаметр выбранного каната определяют с учетом диаметром блока Д
Д еd ,
где е - коэффициент зависящий от типа грузоподъемной машины e=18…35.
Сварные цепи изготавливают из углеродистой стали с σв 340 МПа. Свар- ные цепи (ГОСТ 2319-81) выполняют двух типов: короткозвенные, длиннозвен- ные, калиброванные и не калиброванные. Сварные цепи рассчитывают так же как и канаты. Грузовые пластинчатые цепи состоят из стальных пластин, соединен- ных валиками.
§2. Полиспасты
Силовым полиспастом называют систему подвижных и неподвижных бло- ков, соединенных канатом, используемую для уменьшения натяжения каната и соответственно для уменьшения момента от рабочей нагрузки на барабане. Вве- дение силового полиспаста приводит к уменьшению передаточного числа меха- низма, что влечет за собой уменьшение габаритов передачи и ее массы. В гидрав- лических и пневматических подъемниках находят применение скоростные полис- пасты, увеличивающие скорость движения груза. У сдвоенных полиспастов две ветви каната навиваются на барабан (рис. 51 в, г, д).
Блоки полиспастов разделяют на подвижные, ось которых перемещается в пространстве, и неподвижные ось которых не перемещаются.
Рис. 51. Схема полиспастов:
а – простого двукратного; б – простого трехкратного; в – сдвоенного двукратного с уравнительным блоком С; г – сдвоенного трехкратного с уравнительным блоком С; д – сдвоенного двукратного с уравнительной траверсой А
Натяжение каната навиваемого на барабан Sб при подъем или опускании груза весом G будет равно
S G ,
б а
П
где а – кратность полиспаста;
П – к.п.д полиспаста
,
(1 а ) t
(1 )
здесь – к.п.д блока, t – число обводных блоков.
Скорость подъема груза Vг и скорость каната V на барабане связаны зави- симостью
V aVГ .
Необходимая чистота вращения барабана
n 60аVГ , ,
ПД
где Д – диаметр барабана, измеренная по центру каната. Усилие, необходимые для подъема груза
F Gg .
П t
§3. Барабаны и блоки
Барабаны используют многослойной и однослойной навивки каната. Они могут быть выполнены с гладкой поверхностью и с винтовой нарезкой поверхно- сти (рис. 52).
Рис. 52. Барабан: а – с гладкой поверхностью навивки;
б – стенка барабана с нарезанной винтовой канавкой для каната
Для правильной укладки каната на барабана используют канатоукладчики различных типов. Шаг нарезки t барабана должен быть не менее 1,1d. Радиус ка- навки
R=0,54d, глубина винтовой должна быть не менее 0,3d. Длина нарезной часть барабана l должна быть такой, чтобы при сматывании каната на нем остава- лось 1,5 витков, не считая витков находящихся под зажимными устройствами.
l L
ПД
где L – рабочая длина каната.
1,5t ,
Стрелки барабана рассчитывают на сжатие и изгиб с кручением. Для ли- тых барабанов изготовленных из серого чугуна толщину стрелки можно опреде- лить по эмпирической формуле
б 0,02 Д 0,6...1,0.
Необходимое усилие зажатия планки крепления каната
N
Где k=0,85 – коэффициент запаса,
KSб ,
с
с=0,35 – коэффициент сопротивления.
z 4N
Необходимые число винтов крепления
1 p
где d1 – номер винта.
Пd 2 ,
Закрепление концов каната осуществляется с помощью коушей, зажимов, заплеткой, опресованием и т.д (рис. 53).
Рис. 53. Узел крепления конца каната: а – зажимами; б – зацепкой; в – втулкой с заливкой легкоплавким сплавом; г – опрессованием втулки; д – обжимной гайкой; е – клиновое; 1 – коуш; 2 – зажим; 3 – втулка; 4 - клин
Блоки уготовляют из серого чижина. Размер профиля ручья должны соот- ветствовать следующим соотношениям (рис. 54)
R 0,53 0,56d; Н 1,4 1,9d; r 2d.
Рис. 54. Блоки для канатов: а – профиль ручья блока; б, в – ручей блока, футеро- ванный соответственно пластмассой и алюминием
Для повышения долговечности каната ручьи блоков футируют резиной, пластмассой.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 18