Файл: Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ Профессионалитет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы с учетом сетевой формы реализации программы
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Раздел 5. Структура образовательной программы
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации
СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Раздел 2. Планируемые результаты освоения дополнительного профессионального блока
В столбце «Критерии оценки» прописываются характеристики демонстрируемых знаний и умений, которые могут быть проверены, в столбце «Методы оценки» прописываются процедуры проведения оценки.
Приложение 4. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания в рамках разрабатываемой ОПОП-П формируется с учетом актуального на момент разработки макета примерной рабочей программы и включает календарный план воспитательной работы.
Приложение 5. Содержание государственной итоговой аттестации
по профессии/специальности
Содержание ГИА представлено в виде структуры оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена профильного уровня, комплекса требований и рекомендаций для проведения демонстрационного экзамена профильного уровня, для специальностей – описания порядка организации
и проведения защиты дипломной работы (дипломного проекта).
Приложение 5 имеет рамочный характер, приводится в соответствии
с ПОП-П, за исключением п. 3.2–3.5. В ОПОП-П приводятся примерная тематика дипломных работ (проектов) по специальности; структура и содержание дипломной работы (проекта); порядок оценки результатов дипломной работы (проекта); порядок оценки защиты дипломной работы (проекта).
3. Разработка дополнительного профессионального блока по запросу работодателя
Дополнительный профессиональный блок входит в структуру ОПОП-П
и должен быть разработан в виде Приложения 6.
Структура дополнительного профессионального блока состоит из трех разделов:
Раздел 1. Матрица компетенций выпускника (профессиональных
и корпоративных компетенций), формируемых по запросу работодателя.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения дополнительного профессионального блока.
Раздел 3. Структура дополнительного профессионального блока:
3.1. Учебный план.
3.2. План обучения на предприятии с учетом специфики требований конкретного производства.
3.3. Рабочая программа дополнительного профессионального модуля.
3.4. Рабочая программа дополнительной профессиональной дисциплины
(при наличии).
Титульный лист содержит информацию о порядковом номере Приложения, код и наименование профессии/специальности, для которой разработан дополнительный профессиональный блок, наименование организации-работодателя, наименование образовательной организации, указывается год. Количество приложений оформляется в зависимости от количества организаций-работодателей и может быть представлен в виде Приложений 6.1, 6.2 и т.д.
Формирование дополнительного профессионального блока начинается
с разработки матрицы компетенций.
Матрица компетенций состоит из описания; профессиональной части модели компетенций выпускника, формируемой по запросу работодателя; надпрофессиональной части модели компетенций выпускника, формируемой
по запросу работодателя; приложения.
Основной технической задачей формирования матрицы компетенции выпускника является определение дополнительных результатов по запросу работодателя, освоение которых обеспечит вариативная часть образовательной программы, а также выявление набора показателей, связанных с освоением цифровых компетенций, обеспечивающих профессиональную деятельность.
Если по профессии СПО нет профессионального стандарта,
то при формировании матрицы компетенций выпускника по запросу работодателя можно опираться на ЕТКС.
Если по специальности СПО отсутствует профессиональный стандарт
с требованиями соответствующего уровня профессионального образования,
то возможно рассмотрение должностных инструкций работодателя
или профессиональных компетенций из федерального государственного образовательного стандарта.
Текст пояснительной записки при разработке ОПОП-П не изменяется, кроме пункта 2. Он дополняется кодом и наименованием соответствующей профессии/специальности:
«2. МК разработана для профессии/специальности код наименование
как результат освоения ОПОП-П, соответствующий требованиям организаций, действующих в реальном секторе экономики».
Матрица компетенций выпускника предусматривает заполнение таблиц
с описанием профессиональной и надпрофессиональной частей.
Цель разработки профессиональной части МК в рамках конкретной профессии/специальности – наглядно представить образ выпускника, который
со стороны опорного работодателя описан через запрашиваемые конкретные трудовые функции и корпоративные компетенции (согласно профессиональным стандартам, единому тарифно-квалификационному справочнику, иным классификаторам, отраслевым программам развития и иным запросам работодателя).
Надпрофессиональная часть матрицы компетенций выпускника представляет собой интеграцию требований ФГОС СПО, в части освоения общих компетенций,
и запросов организаций-работодателей, связанных с формированием у выпускника
на этапе обучения корпоративных компетенций. В матрице компетенций оставляются сведения только по тем ТФ, которые нашли отражение в ПК дополнительного профессионального блока.
В рамках формирования матрицы компетенции выпускников образовательная организация совместно с работодателем заполняют две таблицы. Примеры заполнения таблиц приведены в таблицах 3, 4.
Таблица 3 – Пример заполнения профессиональной части матрицы компетенций
Трудовые функции в соответствии с профессиональными стандартами (или иными нормативными документами) | Дополнительные виды деятельности, сформированные по запросу работодателя(ей) | ||
Эксплуатация беспилотных авиационных систем с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее | |||
17.071 Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее | | ||
ОТФ В Управление (контроль) полетом одним или несколькими беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее | ТФ В/02.03 | ПК 7.1 | |
ПК 7.5 |
В приложении к матрице компетенций должны быть описаны корпоративные компетенции (таблица 5) и показатели выраженности корпоративной компетенции (таблица 6), на основе которых в надпрофессиональной части МК отмечается один
из уровней сформированности корпоративных компетенций: уровень ограниченной компетенции, уровень базовый или уровень мастерства.
Таблица 4 – Пример заполнения надпрофессиональной части матрицы компетенций выпускника
Корпоративные компетенции | Требуемый показатель выраженности корпоративной компетенции | Реализуемые общие компетенции согласно ФГОС СПО | |||
Уровень ограниченной компетенции | Уровень базовый | Уровень мастерства | |||
КК 01. Планирование и организация деятельности | – | – | + | ОК 02 | |
КК 02. Ориентация на результат | – | – | + | ОК 03 | |
Таблица 5 – Пример заполнения характеристик корпоративных компетенций
Корпоративные компетенции | Характеристика |
КК 01. Планирование и организация деятельности | Эффективно планирует свою деятельность: декомпозирует задачи на подзадачи, планирует этапы выполнения, расставляет приоритеты по принципу важно/срочно, самостоятельно рассчитывает и использует необходимые ресурсы, самостоятельно ориентируется в соотношении (процент) резервов и затрат. |
КК 02. Ориентация на результат | Ставит перед собой сложные цели, определяет количественные и качественные критерии успеха, формирует четкий образ результата (ключевой показатель эффективности). Сталкиваясь со сложностями и препятствиями, предлагает свои варианты решения и осуществляет их. Выполняет принятые на себя обязательства в срок и в полном объеме. Самостоятельно оценивает результат своей работы, видит достоинства и недостатки (предлагает способы их устранения в будущем), берет на себя ответственность за достигнутые показатели. Находит возможности улучшить полученный результат в дальнейшем. |
КК N. Наименование | Указываются содержательные элементы поведенческой модели на рабочем месте. Описательно компетенция должна содержать маркеры поведения, через которые можно отслеживать ее формирование в ходе обучения или по его завершению |
Таблица 6 – Требуемый показатель выраженности корпоративной компетенции
Критерии выраженности | Уровень |
Все обязанности выполнены в полной мере. Многие результаты превосходят запланированные, достижения выходят за рамки непосредственных обязанностей. Все ключевые компетенции, профессионально-технические знания и навыки, необходимые для конкретной должности, развиты в достаточной степени или на уровне выше требуемого. Работник справился с внештатными ситуациями и достиг результатов, даже несмотря на возникшие незапланированные трудности. Проявляет необходимое поведение в нестандартных ситуациях повышенной сложности, передает знания другим. | Уровень мастерства |
Выполнены основные обязанности. Результаты в основном соответствуют запланированным. Некоторые задачи выполнены не в полном объеме. Отдельные компетенции, профессионально-технические знания и навыки, необходимые на занимаемой работником должности, требуют развития. Поведение соответствует требованиям должности. | Уровень базовый |
Работник выполняет свои ключевые обязанности лишь частично. Некоторые задачи не выполнены. Компетенции, профессионально-технические знания и навыки, необходимые для данной должности, развиты слабо. Есть конкретные промахи, которые можно четко сформулировать. В поведении слабо выражены корпоративные компетенции. | Уровень ограниченной компетентности |
Раздел 2. Планируемые результаты освоения дополнительного профессионального блока
2.1. Профессиональные компетенции.
При разработке ОПОП-П в таблицу вносятся дополнительные виды деятельности по запросу работодателя, соответствующие им дополнительные профессиональные компетенции и показатели.
В графе «Показатели освоения компетенции» по каждой компетенции указаны навыки, знания и умения, разработанные с учетом отраслевой специфики
и требований ПС (при отсутствии ПС – на основе классификаторов и справочников Минтруда России). Дополнительные профессиональные компетенции, а также их показатели вносятся в раздел 4 ОПОП-П (пункт 4.2) после ПК, определенных
ФГОС СПО.
Навыкам, знаниям и умениям присваиваются соответствующие коды Н.Х.Х.ХХ, У.Х.Х.ХХ, З.Х.Х.ХХ.
Раздел 3. Структура дополнительного профессионального блока
Раздел предполагает заполнение четырех пунктов: «Учебный план»
(далее – УП), «План обучения на предприятии», «Рабочая программа профессиональных модулей» и «Рабочая программа учебных дисциплин».
Учебный план дополнительного профессионального блока формируется
из часов вариативной части образовательной программы.
Дополнительный профессиональный блок состоит из дополнительных общепрофессиональных дисциплин, выбранных работодателем
(при необходимости) и профессиональных модулей, сформированных по запросу работодателя, в том числе образовательного модуля для формирования компетенций для цифровой экономики.
План обучения на предприятии
План обучения на предприятии заполняется образовательной организацией исходя из наличия помещений для организации образовательного процесса на базе предприятия-партнера. Работодатель обеспечивает реализацию дополнительного профессионального блока необходимым оборудованием, инструментами, расходными материалами, обеспечивающими выполнение всех видов работ, определенных содержанием рабочих программ дополнительных профессиональных модулей в составе дополнительного профессионального блока. В план обучения на предприятии включаются часы, освоение которых осуществляется на предприятии (таблица 7).
Таблица 7 – Пример заполнения плана обучения на предприятии
№ п/п | | ПМ | Длительность обучения (в часах) | Семестр обучения | Наименование рабочего места, участка | Ответственный от предприятия | |
Код | Наименование | ||||||
1 | Прокладка кабельных линий. Монтаж осветительных шинопроводов, ремонт поврежденных участков электроустановок. Монтаж электрических аппаратов напряжением до 1000V. Монтаж пускорегулирующей аппаратуры. Монтаж кнопок, ключей управления, пакетных выключателей, рубильников, контроллеров, переключателей | ПМ.01 | Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций | 180 | 4 | Электромонтажный участок | Мастер участка |