Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Краткие выводы по первой главе
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями
Краткие выводы по второй главе
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Краткие выводы по третьей главе.
Приложение 10
Таблица 4
Результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний о растительном мире на заключительном этапе
| | Вопросы | к | беседе | | | Задания | тестиров. | | Практич. | задания | | Общий | Уровень |
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | балл | |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 24 | В |
| 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 20 | В |
| 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 15 | С |
| 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 20 | В |
| 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 20 | В |
| 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 16 | В |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 12 | С |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 | С |
| 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 10 | С |
| 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 8 | С |
| 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 16 | В |
| 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 18 | В |
| 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 | В |
| 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 17 | В |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 21 | В |
| | | | | | | | | | | | Итого: | В-67% С-33% Н-0% | (10 чел.) (5чел.) (0 чел.) |
Приложение 11
Рис. 3.3. Результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у детей экспериментальной группы по трем заданиям на контрольном этапе исследования.
Приложение 12
Рис. 3.4. Динамика развития экологических знаний у детей экспериментальной группы на формирующего и итоговом этапах исследования.
Приложение 13
Таблица 6
t-критерий Вилкоксона
Гипотезы:
Н0: сдвиги в сторону увеличений уровня знаний о растительном мире не являются статистически значимыми.
H1: сдвиги в сторону увеличений уровня знаний о растительном мире являются статистически значимыми.
Алгоритм подсчета t - критерия Вилкоксона
№ испыт. | «До» | «После» | Сдвиг (tпосле - tдо) | Абсолютное значение сдвига | Ранговый номер сдвига | |
| 19 | 24 | 5 | 5 | | |
| 14 | 20 | 6 | 6 | | |
| 9 | 15 | 6 | 6 | | |
| 12 | 20 | 8 | 8 | | |
| 20 | 20 | 0 | 0 | | |
| 13 | 16 | 3 | 3 | | |
| 8 | 12 | 4 | 4 | | |
| 10 | 13 | 3 | 3 | | |
| 6 | 10 | 4 | 4 | | |
| 8 | 8 | 0 | 0 | | |
| 3 | 16 | 13 | 13 | | |
| 3 | 18 | 15 | 15 | | |
| 7 | 22 | 15 | 15 | | |
| 12 | 17 | 5 | 5 | | |
| 18 | 21 | 3 | 3 | | |
Общая сумма рангов: | ∑=120 |
Присвоим ранги по возрастанию абсолютной разности и проверим ранжирование.
№ | Абсолютное значение разности | Новый ранг |
| 0 | 1,5 |
| 0 | 1,5 |
| 3 | 4 |
| 3 | 4 |
| 3 | 4 |
| 4 | 6,5 |
| 4 | 6,5 |
| 5 | 8,5 |
| 5 | 8,5 |
| 6 | 10,5 |
| 6 | 10,5 |
| 8 | 12 |
| 13 | 13 |
| 15 | 14,5 |
| 15 | 14,5 |
0= =1,5
3= =4
4= =6,5
5= =8,5
6= =10,5
15= =14,5
Найдем сумму рангов:
∑Ri= 1,5*2+4*3+6,5*2+8,5*2+10,5*2+12+13+14,5*2=120
Проверим правильность ранжирования.
Общая сумма рангов должна совпасть с расчётной, которая определяется по формуле: = =120
Найдем T эмпирическое, вычислив сумму рангов, в нетипичном направлении, в данном случае – отрицательные. Сумма рангов этих «редких» направлений составляет:
T=∑Rt=0
По таблице находим критические значения для t-критерия Вилкоксона (Таблица 7) для n=15:
Tкр = 19(p≤0,01)
Tкр = 30 (p≤0,05)
Тэмп <Т кр
Построим «ось значимости»
Ответ: Тэмп. Т0,01, значит принимается H1: сдвиги в сторону увеличений уровня знаний о растительном мире являются статистически значимыми.
Произведенные расчеты позволили определить, что данный формирующий этап был проведен эффективно, гипотеза подтвердилась.
1Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: // Tc-sfera.ru: [сайт]. [2014]. URL: http:// www. tc-sfera.ru\posts (дата обращения: 09.12.2018)
1Выготский Л.С. Психология. М.: Педагогика, 2010. 1008 с.
2Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2014. №2. С. 10-20.
3Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 119 с.
1Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 276 с.
2Выготский Л.С. Психология. М.: Педагогика, 2010. 1008 с.
3Запорожец А.В. Психология. М.: Просвещение, 2011. 228 с.
4Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение. 2008. 365 с.
5Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 2016. 242 с.
6Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2018. 203 с.
7Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2019. 360 с.
8Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.: Просвещение, 2017. 193 с.
9Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение. 2018. 365 с.
10Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. М.: 2018. 370 с.
11Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 336 с.
1Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 119 с.
2Там же. С. 89.
3Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 336 с.
4Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 336 с.
1Рыжова Н.А. Наш дом - природа: Учеб.-метод. комплекс по эколог. образованию дошкольников. М.: Просвещение, 2010. 56 с.
2Там же. С. 37.
3Иванова А.И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников. М.: Просвещение, 2019. 198 с.
1 Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 119 с.
2 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Сфера, 2019. 345 с.