Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 565

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция №1

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»

Лекция №2

Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)

Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте

Лекция №3

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье

Лекция №4

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи

Лекция №5

Занятие-практикум №8

Редактирование академического текста

Практическое занятие №9

Аннотация и реферат

Практическое занятие №10

Курсовая работа

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом

Занятие-конференция №12

Информационное письмо

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ



(способы связи, логические законы текста).

  1. В последнюю очередь, обычно, рассматриваются когнитивные и прагматические параметры текста:

  • пространство и время.

  • проблематика, пафос, идея, замысел, позиция автора и способы её выражения, тип повествования.

Модель анализа поэтического, конечно же, немного отличается от прозаического. Но в основе все же представляются типичные вопросы к исследователю.

Таким образом, художественный текст на уроках словесности понимается как средство общения между писателем и читателем. С помощью филологического анализа текста читатель перестает быть просто читающим, он погружается в мир, который был создан автором, пытается разгадать, что же хотел оставить на память и показать автор.

Филологический анализ в системе ФГОС нужен на уроках словесности для развития многих навыков ученика. Данная методика воспитывает ребенка, произведение не прочитывается «бегло», без пристрастия, а искренне заставляет задуматься о чувствах и мотивах автора.

Домашнее задание


  1. Подготовьтесь к обсуждению вопросов, предложенных для работы на практическом занятии №11.


Справочные материалы

Оформление курсовой или квалификационной работы

Оформление заголовков в курсовой работе

  1. Выровняйте заголовок по центру, выделите полужирным шрифтом.

  2. Не ставьте в конце заголовка точку.

  3. Помните, что введение, главы, заключение, список использованной литературы, приложения начинаются с новой страницы. Используйте для того функцию «Разрыв страницы» (Вставка – Страницы – Разрыв страницы).

  4. Обратите внимание на требования к нумерации параграфов. Они могут нумероваться как с помощью специального знака – §1, так и без него – 1.1, 1.2. В этом случае точка после номера параграфа не ставится.

  5. Не вставляйте разрыв страницы между параграфами.


Добавление автоматического оглавления в Word

  1. Отформатируйте все заголовки, которые должны быть в вашем оглавлении. Для этого выделите каждый заголовок и на панели стилей нажмите Заголовок 1 или Заголовок 2 (в зависимости от уровня заголовка). Формат этих автостилей можно настроить по требованиям к вашей курсовой работе.

  2. Установите курсор в то место, куда вы хотите добавить оглавление. Если вам нужно, чтобы под оглавление была выделена целая страница, вставьте разрыв страницы (Вставка – Страницы – Разрыв страницы) перед вставкой и после вставки оглавления.

  3. Вставляем оглавление. Для этого заходим во вкладку Ссылки, выбираем раздел Оглавление, нажимаем на тот вид оглавления, который вы хотите видеть в своей работе.

  4. Если в процессе написания работы вы меняли название параграфов или добавляли новые данные в текст, в результате чего изменилось количество страниц, то необходимо обновить данные оглавления. Для этого заходим во вкладку Ссылки, выбираем раздел Оглавление, нажимаем «Обновить таблицу».



Форматирование текста в Word

  1. Выделите фрагмент текста, который необходимо отформатировать.

  2. Нажмите на него правой кнопкой мышки и выберите ссылку Абзац (или воспользуйтесь панелью инструментов: Формат – Абзац).

  3. Введите общие настройки и значения отступов и интервалов. Обычно требования такие:

Выравнивание – по ширине.

Отступ: справа – 0, слева – 0; специальный – отступ, автор – 1,25.

Интервал: до – 0, после – 0; междустрочный – 1,5 строки.

  1. Установите необходимые размеры полей. Для этого зайдите во вкладку «Макет» на панели инструментов, выберите вкладку «Поля» - Настраиваемые поля. Введите требуемые значения. Обычно, левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Оформление рисунков и таблиц

    1. Пронумеруйте все таблицы и рисунки в вашей работе.

    2. Вставьте ссылки на каждую таблицу и рисунок и текст работы. Например, см. Рисунок 1, как показано в Таблице 1.

    3. Расположите порядковый номер и название таблицы (обычно шрифт меньше основного, например, если основной 14, то название таблицы – 12) над таблицей.

    4. Расположите порядковый номер рисунка и название рисунка (обычно шрифт меньше основного, например, если основной 14, то название рисунка – 12) под рисунком.

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом



Вопросы для обсуждения

  1. В чем отличия устной речи от письменной? Какие жанры устной публичной речи в академической сфере вы знаете?

  2. С чего следует начать речь при выступлении? Предложите примерную структуру выступления.

  3. Какие этикетные правила необходимо соблюдать при произнесении научного текста?

  4. Что такое научная дискуссия и научная полемика? Какова их роль в развитии научного знания?

  5. Какие требования к визуализации информации существуют?




  • Дискуссионная площадка

Как вы думаете, каковы критерии оценки устного выступления? Расположите их в последовательности, отражающей качество выступления.
Практические задания


  1. Прочитайте текст и перескажите его, учитывая, что вы выступаете перед:

  • учащимися средней школы;

  • студентами-исследователями.


АНТОНИМИ́Я (от ан­ти… и греч. ὄνομα – имя), се­ман­ти­че­ские от­но­ше­ния язы­ковых еди­ниц, в ос­но­ве ко­то­рых ле­жат ас­со­циа­ции по кон­тра­сту. Они вы­ра­жа­ют пре­дель­ную степень от­ри­ца­ния ме­ж­ду со­пос­та­ви­мы­ми чле­на­ми сим­мет­рических пар, например: в лекси­ке (юг – се­вер, бе­лый – чёр­ный, под­нять – опус­тить), в сло­во­об­ра­зо­вательных мо­делях (пло­до­ви­тый – бес­плод­ный, во­ле­вой – без­воль­ный), ре­же – в грам­ма­тических фор­мах (про­шед­шее и бу­ду­щее вре­мя гла­го­лов), в не­ко­то­рых грам­ма­тических кон­ст­рук­ци­ях («Как мед­лит вре­мя, ко­гда мы спе­шим,/ И как оно спе­шит, ко­гда мы мед­лим!» – М. С. Ли­сянский). Ча­ще все­го антонимия про­яв­ля­ет­ся в лек­си­ке, ре­же – в грам­ма­тических формах.

Антонимия – уни­вер­са­лия, при­су­щая всем язы­кам ми­ра. Ло­гическая ос­но­ва антонимии – пре­дел отдаленности зна­че­ний еди­ниц од­но­го ря­да, про­ти­во­пос­тав­лен­ность внут­ри од­ной сущ­но­сти; например, гром­кость зву­ча­ния: гро­хот – ти­ши­на (ср. пре­дел близости зна­че­ния в си­но­ни­мии). В из­вест­ной ме­ре антонимия – так­же фи­лософская катего­рия, как и са­мо по­ня­тие «про­ти­во­по­лож­ность» (кон­крет­ное и аб­ст­ракт­ное, ана­лиз и синтез, за­ко­но­мер­ное и слу­чай­ное, кос­мос и атом).

В об­ще­нии лю­дей оп­по­зи­ции, раз­ли­чия, кон­тра­сты спо­соб­ст­ву­ют по­ни­ма­нию ре­чи. В литературе, в по­эти­ке антонимия яв­ляет­ся ос­но­вой ан­ти­те­зы – од­ной из са­мых эффективных сти­ли­стических фи­гур (см. Тро­пы и фи­гу­ры ре­чи): «Вы свет, а я по­хож на тьму; / Вы ве­се­лы, а я пе­ча­лен; / Вы па­рал­лель­ны ко все­му, / А я, на­про­тив, вер­ти­ка­лен!» (А. К. Тол­стой).
32

NB Сделать вывод о лексико-грамматических и стилистических особенностях текста в зависимости от аудитории помогут вопросы:

  • Какую цель стремится достигнуть оратор, когда знакомит слушателя с представленной выше информацией?

  • На какие содержательные моменты следует обратить внимание при пересказе текста в зависимости от поставленной цели?

  • Как можно повысить доступность текста при его пересказе разным слушателям?




  1. Прочитайте фрагмент текста статьи и доклада. Определите структурные и лексико-грамматические отличия. Оправдано ли внесение изменений в готовый письменный текст?


Текст статьи

Целью планируемого исследования является характеристика функционально-стилистических особенности академического дискурса в сопоставлении с другими видами дискурса, бытующими в рамках научного стиля (научно-популярным, школьным, педагогическим), а также определение точек пересечения и векторов взаимовлияния академического дискурса и иностилевых дискурсов: художественного, разговорного, медийного, интернет-дискурса. Необходимо подчеркнуть, что методически важно разработать структуру языковой составляющей академической компетенции (которая тесно сопряжена с языковой и коммуникативной компетенциями) в зависимости от статусно-ролевых характеристик участников дискурса.

Текст доклада

Настоящий доклад посвящен характеристике функционально-стилистических особенности академического дискурса. Дискурс рассматривается нами в сопоставлении с другими видами дискурса, бытующими в рамках научного стиля: научно-популярным, школьным, педагогическим. В докладе считаю важным остановится на еще одной актуальной проблеме – взаимовлиянии академического и художественного дискурсов, академического и разговорного, академического и медийного, академического и интернет-дискурса. Подчеркну, что методически важно разработать структуру языковой составляющей академической компетенции, которая зависит от статусно-ролевых характеристик участников дискурса.

  1. Подготовьте доклад по тексту собственной научной статьи. Поменяйтесь работой с сокурсником и обсудите результаты.


Домашнее задание


  1. Подготовьтесь к участию в научном форуме.