Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 553

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция №1

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»

Лекция №2

Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)

Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте

Лекция №3

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье

Лекция №4

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи

Лекция №5

Занятие-практикум №8

Редактирование академического текста

Практическое занятие №9

Аннотация и реферат

Практическое занятие №10

Курсовая работа

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом

Занятие-конференция №12

Информационное письмо

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ


Необходимо различать учебный и научный рефераты. По определению Н.И. Колесниковой, «учебный реферат пишется для того, чтобы показать, насколько глубоко вы изучили материал, как поняли его»6. Научный или библиографический (по терминологии Н.И. Колесниковой) реферат представляет собой краткое содержание одного или нескольких научных источников (статьи или книги). Подробнее о структуре реферата и о языковых средствах, обеспечивающих его связь с текстом первоисточника, мы поговорим на практическом занятии №9.

Ключевые слова – слова или словосочетание, которые характеризуют содержание всей работы. Ключевые слова необходимы для быстрого поиска статьи в реферативной базе, поэтому стоит обратить внимание на их составление. Как правило, количество таких слов 5-7. Не стоит включать в состав ключевых слов общие термины, например, русская литература или история, постарайтесь выделить такие слова или словосочетания, которые являются смысловым стержнем вашей работы.
Вывод

Итак, сегодня мы говорили о специфике курса «Академическое письмо (на русском языке)», обсудили его цели и задачи, важнейшая из которых – подготовка к написанию собственного текста. Мы вспомнили основные свойства научного текста, к которым отнесли логичность, терминологичность, сдержанность тона, неличный характер изложения, нелинейность, а также свертываемость в такие жанры, как аннотация и реферат, а также в ключевые слова исследования.
Глоссарий по лекции №1


Академическое письмо

дисциплина, в центре внимания которой находятся металингвистические навыки и умения, формирующие способность «выражать и обосновывать свои собственные идеи посредством краткого, убедительного и удобно организованного текста»7;

Функциональный стиль

это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером <…>, сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это разновидность, соответствующая той или иной социально значимой сфере общения и деятельности, соотносительной с определенной формой сознания…». Выделяют научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный стили8;

Научный стиль

представляет научную сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания; отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного <…>, логическая доказательность и последовательность изложения <…>. Общая цель научной речи – сообщение нового знания о действительности и доказательство ее истинности9;

Первичный текст

текст, созданный впервые автором или коллективом авторов. К таковым относятся: монография, учебник, доклад, лекция и др.;

Вторичный текст

текст, составленный на основе уже имеющегося в результате его компрессии по определенным принципам (для каждого жанра – свои). К таковым относятся: аннотация, реферат, автореферат, рецензия;

Подстиль

выделяемые в рамках одного стиля разновидности, тексты, сгруппированные на основе общности тематики, способов подачи материала, общими чертами оформления композиции и содержания;

Термин

слово (или словосочетание), точно обозначающее какой-либо объект в той или иной научной или профессиональной сфере;

Принцип триады

прием, берущий начало в философии и мифологии, позволяющий логически организовать и «упаковать» разнообразную информацию в удобной и запоминающейся форме;

Базовая модель академического текста

модель пятиабзацного эссе, предложенная И.Б. Короткиной. В основу композиции эссе положен принцип триады;

Научный жанр

выделяемая в рамках научного стиля форма организации речевого материала. В научном стиле выделяются такие жанры, как монография, статья, доклад, лекция, курсовая работа и др.;

Компрессия

сжатие первичного текста, в результате которого образуются тексты вторичной жанровой природы (аннотация, реферат).



Список литературы

Основная

  1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: учеб. пособие / И.В. Арнольд. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 176 с.

  2. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации / Н.И. Колесникова. – М.: Флинта, 2015. – 288 с.

  3. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика: уч. пособие для вузов / И.Б. Короткина. -М.: Юрайт, 2018. – 295 с.

  4. Кувшинская Ю.М. Академическое письмо. От исследования к тексту: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.М. Кувшинская, Н.А. Зевахина, Я.Э. Ахапкина, Е.И. Гордиенко. – М.: Юрайт, 2019. – 284 с.


Дополнительная

  1. Аксарина Н.А. Технология подготовки научного текста: учеб.-метод. пособие / Н.А. Аксарина. – М.: Флинта, 2014. – 110 с.

  2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов нефилол. фак. вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева; – 30-е изд.. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 544 с.

  3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Айрис-Пресс, 1997. – 448 с.

  4. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, 2013. – 448 с.

  5. Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста: учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов / Е. Ярская-Смирнова. – М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. – 156 с.

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья



Вопросы для обсуждения

  1. Как вы понимаете термин академическое письмо?

  2. В каких коммуникативных ситуациях необходимы навыки академического письма? Что является продуктом академического письма?

  3. Что сближает научную и официально-деловую речь? Научную и публицистическую? В чем заключается специфика научного текста?

  4. Как реализуется принцип триады в научной коммуникации? Подумайте, как принцип триады проявляется в духовной культуре человечества, в русской культуре? Сделайте выводы.

  5. Какие критерии оценки академической грамотности уже существуют, а какие вы можете предложить самостоятельно?




  • Дискуссионная площадка:

Европейские стандарты в русской научной среде. Научное «мы».

Академический текст – творчество или шаблон?
Практические задания

Анализ научной статьи

Совершенствование умений и формирование навыков работы с академическим текстом предлагаем начать с письменного анализа студенческой научной статьи по вашей специальности. Цель данной работы состоит в знакомстве с жанровыми особенностями статьи, ее лексико-грамматической и структурной спецификой.
План анализа научной статьи

  1. Выдвините гипотезу о принадлежности текста к определенному стилю, подстилю и жанру.

  2. Выделите языковые особенности текста и проиллюстрируйте их примерами из анализируемой статьи:

  • лексические особенности: определите типы терминов (по образованию и развитию, по типу называемых понятий, по предметной принадлежности); выделите слова с научной стилистической окраской (модальные слова, существительные с абстрактным значением и др.)

  • морфологические особенности: сделайте вывод о морфологических особенностях анализируемого текста на основе частоты употребления разных частей речи и определенных грамматических форм; определите причину количественного преимущества именных частей речи над глаголами.

  • синтаксические особенности: найдите устойчивые словосочетания, а также вводные слова, обеспечивающие связность текста, определите частотность пассивных или активных конструкций, наличие причастных и деепричастных оборотов, безличных предложений; охарактеризуйте цель их использования в научном тексте.


  1. Найдите в статье элементы базовой модели академического текста и покажите реализацию принципа триады.

  2. Оцените статью по 100-балльной шкале, предложенной И.Б. Короткиной.

  3. Сделайте вывод о том, подтвердилась ли ваша гипотеза.


Домашнее задание

Оформите анализ научной статьи и прикрепите его в СЭО «Пегас» (курс «Академическое письмо (на русском языке)» в раздел БРС вашего преподавателя. Не забывайте о технических требованиях по оформлению документа: текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word с использованием шрифта Times New Roman, кегль 14 pt (заголовок -16), через 1,5 интервала, с абзацным отступом 1,25 см и размещаться на странице формата А4 со следующими полями: слева 3 см; справа, сверху и снизу по 2 см. Выравнивание по ширине.

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»



Создавая собственный академический текст, будем пользоваться моделью-инструкцией, предложенной И.Б. Короткиной:


1 ЭТАП. Понять тему (содержание, цели, предназначение, требования).

2 ЭТАП. Сформулировать основную идею текста.

3 ЭТАП. Определить основные аспекты темы (дисциплинарные, предметные).

4 ЭТАП. Наметить необходимые источники (литературу, сайты, факты).

5 ЭТАП. Выбрать необходимую поддержку, перефразируя, резюмируя и комбинируя информацию из разных источников и не забывая вести учет ссылок.

6 ЭТАП. Выбрать надлежащую структуру текста.

7 ЭТАП. Организовать и написать основную часть текста в соответствии со структурой.

8 ЭТАП. Организовать и написать введение.

9 ЭТАП. Организовать и написать заключение.

10 ЭТАП. Прочесть и критически оценить текст, переписывая не вполне удачные места.

11 ЭТАП. Вычитать текст внимательно, исправляя неточности и корректируя детали.



  1. Выбираем тему. Возьмем общую тему «Цифровые технологии». В рамках этой большой общей темы нам нужно выбрать какой-то локус исследования, на основе которого и формируется узкая тема исследования: «Роль цифровых технологий в современном образовательном пространстве».





  1. Определяем основную идею. Идея нашего исследования такова: Цифровые технологии играют положительную роль в развитии образовательного пространства.




  1. Тема выбрана. Организуем по принципу триады нашу тему:

1-й аспект: соответствие склонностям молодого поколения

2-й аспект: конкурентоспособность

3-й аспект: эффективность
Обосновывать свой выбор будем, исходя из логики того, что мы собираемся доказывать. Сформулируем нашу позицию в одном предложении, используя следующую модель:




НАШ ГЛАВНЫЙ ВЫВОД, поскольку, во-первых…, во-вторых…, и наконец, …



Цифровые технологии являются неотъемлемой частью современного образовательного пространства, поскольку, во-первых, современные дети относятся к поколению digital natives и демонстрируют склонность к использованию новых технологий, во-вторых, в условиях глобализации и цифровизации на мировом уровне внедрение современных технологий делает российское образование конкурентоспособным, и наконец, цифровизация позволяет повысить эффективность взаимодействия подразделений в рамках одного учебного заведения, что позволяет экономить время.
4. Подбираем необходимые источники. Так как тема современная и актуальная, то монографических исследований по ней не будет, но есть большое количество научных статей, интервью, публицистических статей.


  1. Надеева М.И. Место и роль цифровых технологий в современном образовании / М.И. Надеева // Казанский педагогический журнал. – 2019. – №5. – С. 14-18.

  2. Павлюк А.В. Особенности электронного образования в цифровую эпоху // А.В. Павлюк, З.Л. Битарова. – Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – №4. https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN418.pdf (доступ свободный)

  3. Виссема Й. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период / Й. Виссема. – М.: Олимп-Бизнес, 2016. – 432 с.

  4. Шаронин Ю.В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной smart-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов / Ю.В. Шаронин // Современные проблемы науки и образования. –2019. – № 1. – С. 22-23.

  5. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ. – Электронный ресурс: URL: http://do.sgu.ru/conc.html (дата обращения 17.01.2019)

  6. Шалыгина И.В. Реферат манифеста о цифровой образовательной среде / И.В. Шалыгина // Совет ректоров. – 2015. – № 12. – С. 46-59.

  7. Лысак И.В. Новые образовательные технологии как средство преодоления цифрового разрыва / И.В. Лысак // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7 – С. 129-135.

  8. Устюжанина Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – №1(97). – С. 3-12.