Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 554
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности академического письма. Научная статья
Мастерская «Создание академического текста»
(с использованием компьютерного оборудования)
Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте
Тезис и аргументация в научной статье
Композиция академического текста. Основная часть научной статьи
Введение и заключение научной статьи
Справочные материалы
Виды аннотаций (по О.М. Демидовой)31
Описательные аннотации (descriptive abstracts) характерны для гуманитарных, психологических и социальных наук. Они обычно очень короткие (50–100 слов). Большинство описательных аннотаций включают следующие части: – Фоновая информация – Цель – Основная тема статьи – Обзор содержания (не всегда включается в текст);
Информативные аннотации (Informative abstracts) обычно используются в публикациях по точным наукам, инженерным областям, или в публикациях по психологии. Основное содержание статьи передается в 200 словах. Информативные аннотации содержат следующие части. Каждая часть состоит из 1–2 предложений: – Фоновая информация – Цель исследования – Используемые методы – Результаты исследования – Заключение
Структурированные. Этот тип аннотации описывает основные результаты исследовательской работы даже без обращения к самой статье, используется в высокорейтинговых зарубежных журналах. Их структура четко определена: актуальность и цели исследования; методы; результаты; главные выводы. Структурированные аннотации состоят из 1–2 предложений абзаца для каждой части статьи: Введение, Материалы и Методы, Результаты и Заключения (она также может включать абзац для Целей или другого раздела). Этот вид аннотации предлагает больше информации, их легче читать, чем стандартные аннотации, позволяют быстрее принять решение — подходит ли статья для дальнейшего прочтения. Их структура обычно включает такие подразделы как: Фоновая информация, Цели, Примеры, Методы, Результаты, Выводы, Комментарии.
Практическое занятие №10
Курсовая работа
Вопросы для обсуждения
-
В чем особенности курсовой работы как научно-исследовательского жанра? -
Какие структурные особенности курсовой работы определены в требованиях, утвержденных вашей кафедрой? -
Какие обязательные и факультативные элементы выделяют в структуре введения? Проиллюстрируйте структуру введения, используя примеры из собственной курсовой работы (если у вас уже был опыт работы в этом жанре). -
Как связаны введение и заключение? Вспомните особенности этих композиционных элементов в научной статье. -
Какой тип изложения чаще всего используется в основной части курсовой работы?
-
Дискуссионная площадка
Чем отличается научная новизна исследования от практической и теоретической значимости работы? Научная новизна от актуальности работы?
Практические задания
-
Выступите с коротким сообщение о своей курсовой работе перед группой. Объясните, в чем актуальность исследуемой темы. Если у вас еще нет темы курсовой работы, выберите одну из предлагаемых тем ниже:
-
Роль учителя в воспитательном процессе -
Приемы игры в обучении младших школьников -
Основные функции права в современном обществе -
Правовое регулирование качества и безопасности медицинской помощи в РФ -
Социальный портрет современного студента -
Этические нормы поведения в информационной сети -
Современные мультимедийные технологии в высшей школе
-
Определите объект и предмет исследования по предложенным выше темам.
NB При написании курсовой работы обучающиеся часто путают предмет и объект исследования. Запомните, что объект исследования – это явление или процесс, который находится в фокусе внимания ученого, а предмет исследования – это тот аспект, в котором рассматривается явление или процесс. Предмет – это то, что находится в рамках объекта, одна из есть сторон, функций или свойств.
-
Сформулируйте исследовательские задачи к представленной ниже цели (выберите цель исследования по теме, близкой вашим научным интересам):
-
Разработать нестандартную форму проведения урока с учетом возрастных и психологических особенностей детей. -
Изучить особенности свойств цезия и его соединений и описать их практическое применение в промышленности. -
Исследовать возможности программирования в системах Scilab и Maxima и реализовать основные виды алгоритмов. -
Рассмотреть особенности кредитной организации (банка) как субъекта гражданских правоотношений. -
Раскрыть сущность и содержание гражданского общества, а также проанализировать взаимосвязь гражданского общества и государства. -
Изучить этиологию (причину возникновения), диагностику, патогенез (протекание), реабилитацию (лечение), профилактику наследственных болезней. -
Разработать программу содействия занятости молодежи как социально уязвимой группы населения.
Подумайте, как могли бы называться подобные работы.
NB Задачи – это частные шаги на пути достижения исследовательской цели. Глаголы ввода цели и задач исследования: выявить, изучить, обнаружить, найти, систематизировать, обосновать, оценить, продемонстрировать, описать, выделить.
-
При описании методов исследования в курсовой или квалификационной работе важно не столько указать на используемые методы, сколько уточнить роль каждого метода в решении конкретных задач и достижении цели. Вспомните, какие исследовательские задачи решают общенаучные методы, представленные в таблице:
Метод исследования | Его роль в решении исследовательской задачи |
наблюдение | Получение знаний о внешних сторонах объекта познания, а также о его существенных свойствах и отношениях. |
эксперимент | |
сравнение | |
описание | |
анализ | |
синтез | |
моделирование | |
системный анализ | |
комплексный анализ | |
формализация | |
NB Метод исследования – совокупность приемов и операций, которые использует ученый в процессе познавательной деятельности. Методы научного познания классифицируют по широте применимости: выделяют философские, общенаучные и частнонаучные методы.
-
Составьте словарь частных исследовательских методов, используемых в рамках конкретной науки или научного направления. Например, в лингвистике используются методы компонентного анализа, дистрибутивного анализа, дискурс-анализа и др. Кратко охарактеризуйте каждый метод.
-
Прочитайте черновой вариант параграфа курсовой работы. Найдите в тексте языковые средства, выражающие связность и определяющие тематическую целостность. Исправьте ошибки. Какие рекомендации можно дать автору курсовой работы?
Филологический анализ текста на уроках словесности в условиях ФГОС
Мир слов, текста самобытен и сложен. Для более полного понимания смысла произведения и существует филологический анализ текста. В современных условиях, условиях ФГОС, он приобретает другую окраску и смысл.
Наше поколение школьников учится в образовательных учреждениях по принятым образовательным стандартам нового поколения (ФГОС). ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, рассчитанные на образовательные учреждения государственной аккредитации.
Зачем же нужен филологический анализ текста на уроке в современных условиях?
Он нужен, чтобы понять и объяснить идею произведения, увидеть художественные особенности, отличающие его от других произведений, ведь чтобы правильно воспринять художественный текст, надо это произведение прежде всего правильно понять.
По своему характеру, глубине и объёму филологический анализ может быть любым, все зависит от времени написания произведения, его жанра, индивидуальных особенностей художественного стиля автора.
С помощью филологического анализа добываются навыки, которые имеют огромное значение и для ученика, и для учителя-словесника. Исследования мыслей и идей литературного произведения обучают русскому языку и литературе единовременно. Это обосновано тем, что язык является элементом литературы: без него она не смогла бы существовать. Так же язык художественной, преимущественно классической литературы ярко реализовывает наилучшие качества русского литературного языка, его возможности, богатство средств и выражений оттенков мысли.
Филологический анализ текста очень полезный метод, который позволяет учителю-словеснику заинтересовать учеников, научить их как можно больше читать и анализировать художественную литературу, правильно развивать речь и прививать им чувство прекрасного от прочитанного.
В слиянии русского языка и литературы видна только польза. От занятий лингвистическим, литературоведческим, стилистическим анализом текста дети берут многое. Например, они лучше начинают видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка, учатся наблюдать за словом в лексическом контексте и правильно интерпретировать текст.
Когда же ученик научится разбирать, осмысленно прочитывать чужие строки, то уже гораздо легче построить связную речь и писать свои тексты.
Хоть и многие учителя-методисты вносят что-то свое в филологический анализ текста, обычно он все равно построен таким образом:
В самом начале ученики вместе учителем разбираются с экстралингвистическими параметрами текста.
1.Рассматриваются сведения об авторе и тексте.
(биография автора, эпоха и время написания текста, место произведения в творчестве писателя, произведение в оценке критиков и современников. Так можно узнать о других произведениях автора, кратко охарактеризовать тексты и посмотреть: входит ли анализируемое произведение в цикл или сборник.)
-
Взять во внимание литературное направление, род, жанр, ритмику и особенности поэтического размера -
Определить стиль речи текста (Художественный, публицистический, научный, научно-популярный и т.д.). -
Попытаться увидеть авторскую орфографию и пунктуацию, объяснить их.
2. Далее учениками рассматриваются лингвистические параметры текста:
-
На Фонетическом уровне
(приёмы создания выразительности, фонетическая экспрессия);
-
На Морфологическом уровне
(характеристика текста, экспрессия, приемы создания выразительности, части речи);
-
На Лексико-семантическом уровне
(слова текста, тропы, ключевые слова, средства художественной выразитльности);
-
На Синтаксическом уровне
(характеристики текста, экспрессия, синтаксические единицы).
3.Позже ученикам представляется возможность увидеть логические параметры текста: