Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 554

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция №1

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»

Лекция №2

Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)

Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте

Лекция №3

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье

Лекция №4

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи

Лекция №5

Занятие-практикум №8

Редактирование академического текста

Практическое занятие №9

Аннотация и реферат

Практическое занятие №10

Курсовая работа

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом

Занятие-конференция №12

Информационное письмо

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ



Справочные материалы

Виды аннотаций (по О.М. Демидовой)31

Описательные аннотации (descriptive abstracts) характерны для гуманитарных, психологических и социальных наук. Они обычно очень короткие (50–100 слов). Большинство описательных аннотаций включают следующие части: – Фоновая информация – Цель – Основная тема статьи – Обзор содержания (не всегда включается в текст);

Информативные аннотации (Informative abstracts) обычно используются в публикациях по точным наукам, инженерным областям, или в публикациях по психологии. Основное содержание статьи передается в 200 словах. Информативные аннотации содержат следующие части. Каждая часть состоит из 1–2 предложений: – Фоновая информация – Цель исследования – Используемые методы – Результаты исследования – Заключение

Структурированные. Этот тип аннотации описывает основные результаты исследовательской работы даже без обращения к самой статье, используется в высокорейтинговых зарубежных журналах. Их структура четко определена: актуальность и цели исследования; методы; результаты; главные выводы. Структурированные аннотации состоят из 1–2 предложений абзаца для каждой части статьи: Введение, Материалы и Методы, Результаты и Заключения (она также может включать абзац для Целей или другого раздела). Этот вид аннотации предлагает больше информации, их легче читать, чем стандартные аннотации, позволяют быстрее принять решение — подходит ли статья для дальнейшего прочтения. Их структура обычно включает такие подразделы как: Фоновая информация, Цели, Примеры, Методы, Результаты, Выводы, Комментарии.


Практическое занятие №10

Курсовая работа



Вопросы для обсуждения

  1. В чем особенности курсовой работы как научно-исследовательского жанра?

  2. Какие структурные особенности курсовой работы определены в требованиях, утвержденных вашей кафедрой?

  3. Какие обязательные и факультативные элементы выделяют в структуре введения? Проиллюстрируйте структуру введения, используя примеры из собственной курсовой работы (если у вас уже был опыт работы в этом жанре).

  4. Как связаны введение и заключение? Вспомните особенности этих композиционных элементов в научной статье.

  5. Какой тип изложения чаще всего используется в основной части курсовой работы?




  • Дискуссионная площадка

Чем отличается научная новизна исследования от практической и теоретической значимости работы? Научная новизна от актуальности работы?
Практические задания


  1. Выступите с коротким сообщение о своей курсовой работе перед группой. Объясните, в чем актуальность исследуемой темы. Если у вас еще нет темы курсовой работы, выберите одну из предлагаемых тем ниже:

  • Роль учителя в воспитательном процессе

  • Приемы игры в обучении младших школьников

  • Основные функции права в современном обществе

  • Правовое регулирование качества и безопасности медицинской помощи в РФ

  • Социальный портрет современного студента

  • Этические нормы поведения в информационной сети

  • Современные мультимедийные технологии в высшей школе




  1. Определите объект и предмет исследования по предложенным выше темам.

NB При написании курсовой работы обучающиеся часто путают предмет и объект исследования. Запомните, что объект исследования – это явление или процесс, который находится в фокусе внимания ученого, а предмет исследования – это тот аспект, в котором рассматривается явление или процесс. Предмет – это то, что находится в рамках объекта, одна из есть сторон, функций или свойств.

  1. Сформулируйте исследовательские задачи к представленной ниже цели (выберите цель исследования по теме, близкой вашим научным интересам):


  • Разработать нестандартную форму проведения урока с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

  • Изучить особенности свойств цезия и его соединений и описать их практическое применение в промышленности.

  • Исследовать возможности программирования в системах Scilab и Maxima и реализовать основные виды алгоритмов.

  • Рассмотреть особенности кредитной организации (банка) как субъекта гражданских правоотношений.

  • Раскрыть сущность и содержание гражданского общества, а также проанализировать взаимосвязь гражданского общества и государства.

  • Изучить этиологию (причину возникновения), диагностику, патогенез (протекание), реабилитацию (лечение), профилактику наследственных болезней.

  • Разработать программу содействия занятости молодежи как социально уязвимой группы населения.


Подумайте, как могли бы называться подобные работы.

NB Задачи – это частные шаги на пути достижения исследовательской цели. Глаголы ввода цели и задач исследования: выявить, изучить, обнаружить, найти, систематизировать, обосновать, оценить, продемонстрировать, описать, выделить.


  1. При описании методов исследования в курсовой или квалификационной работе важно не столько указать на используемые методы, сколько уточнить роль каждого метода в решении конкретных задач и достижении цели. Вспомните, какие исследовательские задачи решают общенаучные методы, представленные в таблице:




Метод исследования

Его роль в решении исследовательской задачи

наблюдение

Получение знаний о внешних сторонах объекта познания, а также о его существенных свойствах и отношениях.

эксперимент



сравнение



описание



анализ



синтез



моделирование



системный анализ



комплексный анализ



формализация





NB Метод исследования – совокупность приемов и операций, которые использует ученый в процессе познавательной деятельности. Методы научного познания классифицируют по широте применимости: выделяют философские, общенаучные и частнонаучные методы.


  1. Составьте словарь частных исследовательских методов, используемых в рамках конкретной науки или научного направления. Например, в лингвистике используются методы компонентного анализа, дистрибутивного анализа, дискурс-анализа и др. Кратко охарактеризуйте каждый метод.




  1. Прочитайте черновой вариант параграфа курсовой работы. Найдите в тексте языковые средства, выражающие связность и определяющие тематическую целостность. Исправьте ошибки. Какие рекомендации можно дать автору курсовой работы?


Филологический анализ текста на уроках словесности в условиях ФГОС

Мир слов, текста самобытен и сложен. Для более полного понимания смысла произведения и существует филологический анализ текста. В современных условиях, условиях ФГОС, он приобретает другую окраску и смысл.

Наше поколение школьников учится в образовательных учреждениях по принятым образовательным стандартам нового поколения (ФГОС). ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, рассчитанные на образовательные учреждения государственной аккредитации.

Зачем же нужен филологический анализ текста на уроке в современных условиях?

Он нужен, чтобы понять и объяснить идею произведения, увидеть художественные особенности, отличающие его от других произведений, ведь чтобы правильно воспринять художественный текст, надо это произведение прежде всего правильно понять.

По своему характеру, глубине и объёму филологический анализ может быть любым, все зависит от времени написания произведения, его жанра, индивидуальных особенностей художественного стиля автора.

С помощью филологического анализа добываются навыки, которые имеют огромное значение и для ученика, и для учителя-словесника. Исследования мыслей и идей литературного произведения обучают русскому языку и литературе единовременно. Это обосновано тем, что язык является элементом литературы: без него она не смогла бы существовать. Так же язык художественной, преимущественно классической литературы ярко реализовывает наилучшие качества русского литературного языка, его возможности, богатство средств и выражений оттенков мысли.


Филологический анализ текста очень полезный метод, который позволяет учителю-словеснику заинтересовать учеников, научить их как можно больше читать и анализировать художественную литературу, правильно развивать речь и прививать им чувство прекрасного от прочитанного.

В слиянии русского языка и литературы видна только польза. От занятий лингвистическим, литературоведческим, стилистическим анализом текста дети берут многое. Например, они лучше начинают видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка, учатся наблюдать за словом в лексическом контексте и правильно интерпретировать текст.

Когда же ученик научится разбирать, осмысленно прочитывать чужие строки, то уже гораздо легче построить связную речь и писать свои тексты.

Хоть и многие учителя-методисты вносят что-то свое в филологический анализ текста, обычно он все равно построен таким образом:

В самом начале ученики вместе учителем разбираются с экстралингвистическими параметрами текста.

1.Рассматриваются сведения об авторе и тексте.

(биография автора, эпоха и время написания текста, место произведения в творчестве писателя, произведение в оценке критиков и современников. Так можно узнать о других произведениях автора, кратко охарактеризовать тексты и посмотреть: входит ли анализируемое произведение в цикл или сборник.)

  • Взять во внимание литературное направление, род, жанр, ритмику и особенности поэтического размера

  • Определить стиль речи текста (Художественный, публицистический, научный, научно-популярный и т.д.).

  • Попытаться увидеть авторскую орфографию и пунктуацию, объяснить их.

2. Далее учениками рассматриваются лингвистические параметры текста:

  • На Фонетическом уровне

(приёмы создания выразительности, фонетическая экспрессия);

  • На Морфологическом уровне

(характеристика текста, экспрессия, приемы создания выразительности, части речи);

  • На Лексико-семантическом уровне

(слова текста, тропы, ключевые слова, средства художественной выразитльности);

  • На Синтаксическом уровне

(характеристики текста, экспрессия, синтаксические единицы).

3.Позже ученикам представляется возможность увидеть логические параметры текста: