Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 562
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности академического письма. Научная статья
Мастерская «Создание академического текста»
(с использованием компьютерного оборудования)
Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте
Тезис и аргументация в научной статье
Композиция академического текста. Основная часть научной статьи
Введение и заключение научной статьи
интригой лишь условно. Чаще всего такие работы начинаются с описания контекста выбранного направления или темы.
Далее во введении тема исследования сужается до проблемного вопроса, который чаще всего позволяет определить и актуальность работы. Здесь происходит «сужение воронки». Завершается абзац научного эссе формулировкой тезиса и описанием структуры работы (см. Схема 10 «Элементы введения»).
Схема 10. Элементы введения
В крупных текстах могут быть и другие элементы введения. Познакомьтесь с блоками введения курсовой работы и подумайте, какие из перечисленных элементов факультативны, а какие – обязательны?
Не забудьте, что введение должно отражать суть вашей работы, не ставьте во введении те задачи, которые вы не решаете в своем исследовании.
После введения приступаем к написанию заключения.
ВОПРОС 5
Заключение – важный элемент текста, в котором все выводы основной части должны быть изложены и обобщены. Не стоит вводить в заключение новую информацию, аргументировать и ссылаться на источники – для этого есть основная часть работы. По своему содержанию заключение зеркально отражает введение, поэтому его структура напоминает уже «обратную воронку» (термин И.Б. Короткиной). Сравнить содержание элементов заключения и введения можно по Схеме 11 «Элементы заключения».
Схема 11. Элементы заключения
Алгоритм написания заключения можно обобщить в следующих пунктах:
Функции заключения могут быть шире, а само заключение может иметь особенности в зависимости от характера полученных выводов. Кроме того, результаты могут носить дискуссионный или промежуточный характер, особенно если исследование отличается новизной или область исследования мало изучена.
Вывод
Итак, сегодня мы рассмотрели технологии организации структуры научного текста, убедились в «зеркальности» введения и заключения и выделили основные элементы этих композиционных блоков. Наш текст готов, теперь можно приступать к его редактированию, о котором мы поговорим в следующей лекции.
Глоссарий по лекции №4
Список литературы
Основная
Дополнительная
Вопросы для обсуждения
В практике академического письма сложилось мнение о том, что написание научного текста следует начинать с основной части. Согласны ли вы с этим утверждением?
Практические задания
Домашнее задание
Справочные материалы
Схема 12. Типы планов
Вопросы для обсуждения
Введение и заключение – обрамляющие элементы скелетной конструкции академического письма (модели текста), которые имеют четкую организацию, построенную по принципам воронки и зеркальности. Подумайте, не делает ли текст скучным и однообразным четкое следование модели академического письма в организации введения и заключения? Есть ли здесь место творчеству и проявлению индивидуальности?
Практические задания
А. Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в соответствующих органах государственной власти. Проведенные социологические опросы показали, что супруги, находящиеся в гражданском браке, испытывают удовлетворенность браком [4]. Взаимопонимание достигается посредством общения, в отношениях царит гармония, психологическая близость и психоэмоциональная поддержка обеспечивают большой уровень дружелюбия в отношениях. Мы можем сказать, что узаконивание отношений, по мнению экспертов, благоприятно влияет на взаимоотношения супругов.
Существуете еще один вид брака – это фактический брак, т.е. сожительство, выступающее сегодня популярной альтернативой гражданскому браку. Л.Ш. Иксанова и Н.Н. Лидовская отмечают, что в таком браке супруги нередко ориентированы на собственные интересы, живя сегодняшним днем и удовлетворяя ежедневные потребности [4]. В таких семьях могут возникать финансовые или жилищные проблемы, связанные с отсутствием официально закрепленных отношений. Нередко супруги выражают сомнения в верности партнера, тем самым порождая агрессивность и недоверие в отношениях. Опираясь на вышесказанное, можем сделать вывод, что хоть сожительство и становится обычным явлением в современном обществе, оно не гарантирует крепких отношений супругов.
Нельзя не сказать об еще одном виде брака. Выражаясь словами В.С. Куткина, «церковный брак – это супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в религиозной общине на основании принятого там церемониала» [2]. В обществе существует и другое его название – венчание. Церковный брак имеет свои особенности и правила заключения. Священник Илия Провада отмечает, что «в настоящее время церковный брак не так распространен, как остальные виды брака» [3]. Он также отмечает, что супружеские пары, прошедшие через венчание, ориентированы на высшие ценности жизни [Там же]. В их взаимоотношениях царит мир, супруги относятся друг к другу с терпением, пониманием, они обретают уверенность друг в друге и в браке. Таким образом, церковный брак еще более укрепляет взаимоотношения супругов, позволяет им ощущать себя одним целым.
Далее во введении тема исследования сужается до проблемного вопроса, который чаще всего позволяет определить и актуальность работы. Здесь происходит «сужение воронки». Завершается абзац научного эссе формулировкой тезиса и описанием структуры работы (см. Схема 10 «Элементы введения»).
Схема 10. Элементы введения
В крупных текстах могут быть и другие элементы введения. Познакомьтесь с блоками введения курсовой работы и подумайте, какие из перечисленных элементов факультативны, а какие – обязательны?
-
Введение в тему -
Проблема -
Актуальность -
Научная новизна -
Цель и задачи исследования -
Гипотеза -
Тезис -
Объект и предмет исследования -
Материал исследования -
Методы исследования -
Методологическая база исследования -
Практическая и теоретическая значимость работы
Не забудьте, что введение должно отражать суть вашей работы, не ставьте во введении те задачи, которые вы не решаете в своем исследовании.
После введения приступаем к написанию заключения.
ВОПРОС 5
Заключение – важный элемент текста, в котором все выводы основной части должны быть изложены и обобщены. Не стоит вводить в заключение новую информацию, аргументировать и ссылаться на источники – для этого есть основная часть работы. По своему содержанию заключение зеркально отражает введение, поэтому его структура напоминает уже «обратную воронку» (термин И.Б. Короткиной). Сравнить содержание элементов заключения и введения можно по Схеме 11 «Элементы заключения».
Схема 11. Элементы заключения
Алгоритм написания заключения можно обобщить в следующих пунктах:
-
описать (перечислить) промежуточные выводы работы (это могут быть выводы по абзацам в эссе или выводы по главам в выпускной квалификационной работе); -
сделать общий вывод, который определяет достижение поставленной цели и решение проблемного вопроса; -
наметить перспективы дальнейшего исследования; -
оценить полученные результаты для развития научного направления; -
предложить варианты использования результатов исследования в практике или в теории.
Функции заключения могут быть шире, а само заключение может иметь особенности в зависимости от характера полученных выводов. Кроме того, результаты могут носить дискуссионный или промежуточный характер, особенно если исследование отличается новизной или область исследования мало изучена.
Вывод
Итак, сегодня мы рассмотрели технологии организации структуры научного текста, убедились в «зеркальности» введения и заключения и выделили основные элементы этих композиционных блоков. Наш текст готов, теперь можно приступать к его редактированию, о котором мы поговорим в следующей лекции.
Глоссарий по лекции №4
Композиция | так называемый «скелет» текста, его строение, взаиморасположение составных частей. Композиция научного текста должна отражать последовательность фаз научного исследования: осознание проблемы, поиск способов ее решения, разрешение проблемы (заключение); |
План текста | единообразно оформленный список, состоящий из смысловых блоков (основных мыслей) статьи, изложенных в логической последовательности; |
Картирование | эффективная технология представления текста в 3-D, заключающаяся в составлении карты основных смысловых блоков статьи в наглядной форме; |
Абзац | отступ вправо в начале первой строки, часть текста между двумя такими отступами26; |
Тема предложения | это то, о чем говорится в тексте. Тема является отправной информационной точкой предложения; |
Рема предложения | это то, что об этом говорится в тексте. Рема составляет смысловое ядро высказывания. Рема представляет собой коммуникативный центр предложения, на нее падает логическое ударение. |
Список литературы
Основная
-
Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: учеб. пособие / И.В. Арнольд. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 176 с. -
Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации / Н.И. Колесникова. – М.: Флинта, 2015. – 288 с. -
Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика: уч. пособие для вузов / И.Б. Короткина. -М.: Юрайт, 2018. – 295 с. -
Кувшинская Ю.М. Академическое письмо. От исследования к тексту: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.М. Кувшинская, Н.А. Зевахина, Я.Э. Ахапкина, Е.И. Гордиенко. – М.: Юрайт, 2019. – 284 с. -
Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста: учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. – 156 с.
Дополнительная
-
Аксарина Н.А. Технология подготовки научного текста: учеб.-метод. пособие / Н.А. Аксарина. – М.: Флинта, 2014. – 110 с. -
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил / В.В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ; ИНФРА-М, 2001. – 202 с. -
Райнкинг Дж. Э. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Дж. Э. Райнкинг, Э.У. Харт, Р. Фон дер Остен; пер. с англ. А. Станиславского. – 3-е изд. – М.: Флинта, 2009. – 464 с.
Практическое занятие №6
Композиция академического текста. Основная часть научной статьи
Вопросы для обсуждения
-
Можно ли назвать композицию академического текста свободной? -
Какую функцию в письменной академической коммуникации выполняет деление текста на абзацы? -
Как в структуре абзаца реализуется принцип триады? -
Чем обеспечивается единство и целостность абзаца? -
Какие типы плана можно использовать при подготовке к написанию научной статьи? -
В чем преимущества технологии картирования?
-
Дискуссионная площадка:
В практике академического письма сложилось мнение о том, что написание научного текста следует начинать с основной части. Согласны ли вы с этим утверждением?
Практические задания
-
Используя данные таблицы из задания №2 (практическая работа №5), оформите карту основной части будущего текста. -
Составьте тезисный план статьи. -
К каждому пункту плана напишите заглавные предложения будущих абзацев. Обсудите составленные предложения в группах. Исправьте недочеты. -
Опираясь на карту текста, напишите основную часть научной статьи.
Домашнее задание
-
Подготовьтесь к обсуждению вопросов, предложенных для работы на практическом занятии №7.
Справочные материалы
Схема 12. Типы планов
Практическое занятие №7
Введение и заключение научной статьи
Вопросы для обсуждения
-
Вспомните структуру введения. Почему его сравнивают с сужающейся воронкой? -
Что такое интрига? Какие способы начать введение с «интриги» вы знаете? -
Вспомните структуру заключения. Почему его сравнивают с расширяющейся воронкой? -
Из каких элементов основной части статьи должен проистекать вывод? -
Что собой представляет скелетная конструкция эссе? (по И. Короткиной)
-
Дискуссионная площадка:
Введение и заключение – обрамляющие элементы скелетной конструкции академического письма (модели текста), которые имеют четкую организацию, построенную по принципам воронки и зеркальности. Подумайте, не делает ли текст скучным и однообразным четкое следование модели академического письма в организации введения и заключения? Есть ли здесь место творчеству и проявлению индивидуальности?
Практические задания
-
Внимательно прочитайте тексты студенческих научных работ. Напишите к ним введение и заключение.
А. Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в соответствующих органах государственной власти. Проведенные социологические опросы показали, что супруги, находящиеся в гражданском браке, испытывают удовлетворенность браком [4]. Взаимопонимание достигается посредством общения, в отношениях царит гармония, психологическая близость и психоэмоциональная поддержка обеспечивают большой уровень дружелюбия в отношениях. Мы можем сказать, что узаконивание отношений, по мнению экспертов, благоприятно влияет на взаимоотношения супругов.
Существуете еще один вид брака – это фактический брак, т.е. сожительство, выступающее сегодня популярной альтернативой гражданскому браку. Л.Ш. Иксанова и Н.Н. Лидовская отмечают, что в таком браке супруги нередко ориентированы на собственные интересы, живя сегодняшним днем и удовлетворяя ежедневные потребности [4]. В таких семьях могут возникать финансовые или жилищные проблемы, связанные с отсутствием официально закрепленных отношений. Нередко супруги выражают сомнения в верности партнера, тем самым порождая агрессивность и недоверие в отношениях. Опираясь на вышесказанное, можем сделать вывод, что хоть сожительство и становится обычным явлением в современном обществе, оно не гарантирует крепких отношений супругов.
Нельзя не сказать об еще одном виде брака. Выражаясь словами В.С. Куткина, «церковный брак – это супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в религиозной общине на основании принятого там церемониала» [2]. В обществе существует и другое его название – венчание. Церковный брак имеет свои особенности и правила заключения. Священник Илия Провада отмечает, что «в настоящее время церковный брак не так распространен, как остальные виды брака» [3]. Он также отмечает, что супружеские пары, прошедшие через венчание, ориентированы на высшие ценности жизни [Там же]. В их взаимоотношениях царит мир, супруги относятся друг к другу с терпением, пониманием, они обретают уверенность друг в друге и в браке. Таким образом, церковный брак еще более укрепляет взаимоотношения супругов, позволяет им ощущать себя одним целым.