Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 560
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности академического письма. Научная статья
Мастерская «Создание академического текста»
(с использованием компьютерного оборудования)
Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте
Тезис и аргументация в научной статье
Композиция академического текста. Основная часть научной статьи
Введение и заключение научной статьи
Практическое занятие №9
Аннотация и реферат
Вопросы для обсуждения
-
К какому латинскому слову восходит название «аннотация»? Как эта информация помогает определить сущность термина? -
Перечислите виды аннотаций научного текста, дайте краткое описание и приведите примеры. -
Расскажите о структурных особенностях аннотации. Зависит ли она от вида аннотации? -
Дайте определение термину «реферат». Перечислите виды рефератов, дайте краткую характеристику каждому виду, приведите конкретные примеры. -
В чем заключаются структурные особенности реферата по сравнению с аннотацией? -
В чем разница между annotation, abstract, references?
-
Дискуссионная площадка
Аннотация – вторичный, репродуктивно-продуктивный текст научного стиля, созданный в результате сжатия информации первичного текста более массивного объема, служащий для быстрого поиска необходимой информации30. Почему аннотацию называют репродуктивно-продуктивным текстом? С какой целью академическая статья сопровождается сразу двумя вторичными жанрами – аннотацией и рефератом?
Практические задания
-
Прочитайте аннотации и выделите структурные части, пользуясь приведенной ниже таблицей. Впишите эти элементы в таблицу. Все ли структурные части присутствуют в аннотациях? С чем это связано?
А) Юрий Михайлович Лотман – всемирно известный ученый, филолог и культуролог, чьи труды переведены на все основные европейские языки. Его творческое наследие чрезвычайно обширно и насчитывает около восьмисот научных и научно-популярных статей и книг. Ему суждено было стать во главе целой научной школы, которая развивала новые методы анализа художественного текста, чуждые официальному советскому литературоведению. Поиски универсального научного метода были результатом его многолетних исследований, посвященных русской литературе, истории и культуре. Работы по семиотике, к которым относится и монография «Внутри мыслящих миров», принесли ученому мировую известность. Культура, понимаемая как открытая знаковая система, - ключевое положение его научной теории, основанной на богатейшем историко-культурном материале и позволяющей объединить различные области гуманитарного знания. (Лотман Ю.М. Внутри мыслящи миров / Ю.М. Лотман. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 416 с.)
Б) В статье анализируется понятие прецедентность, описывается специфика функционирования прецедентных феноменов в поэтическом дискурсе. На примере творчества белгородского поэта Ланы Ясновой показано, как с помощью прецедентных имен (имен поэтов) формируется поэтический диалог. (Чумак-Жунь И.И. Прецедентность как способ организации дискурсивного пространства: имя собственное в поэзии Ланы Ясновой / И.И. Чумак-Жунь // Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства: сборник статей по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.Ф. Новикова. – Белгород : ООО «Эпицентр», 2020. – С. 226-227)
В) Умение писать научные тексты является центральным по отношению к остальным исследовательским компетенциям. Сегодня научная коммуникация не ограничивается национальными, институциональными и даже дисциплинарными рамками, что особенно заметно в общественных науках. В основу учебного пособия положен трансдисциплинарный подход, широко используемый в западной традиции преподавания академического письма, но в России пока не получивший широкого распространения. Текст рассматривается как публичный продукт, а письмо – как процесс его нелинейного построения, причем индивидуальный процесс работы над текстом неразрывно связан с процессом обсуждения его с потенциальными читателями, студентами, коллегами.
Практика написания ясного, емкого, убедительного научного текста начинается с первых студенческих работ и не заканчивается никогда, поэтому пособие будет полезным как студенту, пишущему свое первое эссе, так и специалисту, пишущему научную статью. Поскольку в основу пособия были положены международные требования к научному тексту, оно может использоваться и при подготовке зарубежной публикации. Структура пособия позволяет использовать его как последовательно, так и выборочно, для решения конкретных проблем.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов, аспирантов и преподавателей университетов социально-экономического и гуманитарного профиля (Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт, практика : учеб. пособие для вузов / И.Б. Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 295 с.).
Г) В русле идей коммуникативной лингвистики текст рассматривается как продукт дискурсивной деятельности, служащий средством реализации намерений адресанта. Статья посвящена проблемам академического текста, категории и жанровые характеристики которого должны соответствовать ожиданиям участников академического дискурса. Отмечается, что успешность академического общения обусловлена соблюдением нормативного и коммуникативного аспектов речи. Несовпадение ожиданий коммуникантов влечет за собой целый ряд нарушений языкового характера, ведущих к дезинтеграции текста в академическом дискурсе. Анализируются случаи нарушения норм текстообразования на примерах письменных работ (рефератов) бакалавров, выбравших курс «Академическое письмо». В качестве ключевого фактора дезинтеграции указывается переход в плоскость педагогического дискурса, по причине чего игнорируются учебные цели создания вторичного академического текста. Предлагаются варианты решения указанной проблемы. (Черемохина Д.А., Стебунова К.К. Дезинтеграция текста в академическом дискурсе / Д.А. Черемохина, К.К. Стебунова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 160, кн. 5. – С. 1132)
Сведения о статье/книге (общая характеристика темы | |
Сведения об авторе (вкрапление оценки) | |
Краткое изложение содержания (2-4 предложения) | |
Сведения (выводы) о результатах исследования | |
Рекомендация (кому будет интересна/предназначена статья/книга?) | |
-
Напишите аннотацию к собственному академическому тексту. Используйте речевые шаблоны из таблицы.
Структурная часть | Речевые шаблоны |
1. Общая характеристика содержания текста | В книге исследуется (ч т о?)... Показан (что?)... Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?) … Статья посвящена... В монографии дается характеристика (чего?)... Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как... В книге анализируется (что?)... Главное внимание обращается (на что?)... Используя (что?), автор излагает (что?)... Отмечается, что... Подчеркивается, что... В книге дается (что?)... Раскрываются (что?)... Описываются (что?)... В книге собраны (что?) … В книгу вошли (что?) … В сборник включены … В учебнике изложена … |
2.Краткая характеристика первоисточника | Особое внимание уделяется вопросам (чего?)... Автор останавливается на следующих вопросах... Цель статьи - показать... Цель автора - объяснить (раскрыть)… Целью статьи является изучение... Автор ставит целью проанализировать... В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)... Показывается (творческий) характер (чего?)... Устанавливаются критерии (чего?)... * В книге подробно освещаются (что?)... Характеризуется (что?)... Рассматривается (что?)... В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)... Констатируется, что... Говорится о... В книге представлены (содержатся) … В книге дается общее понятие … Пособие представляет собой … Книга занимает особое место … |
3. Назначение текста | Статья предназначена (для кого?); Рекомендуется (кому?) Сборник рассчитан (на кого?); Предназначается для широкого круга читателей… Для студентов, аспирантов… Книга заинтересует… Адресована (кому?) … Адресуется (кому?) … Книга представляет интерес для (кого?) … |
-
Выполните реферирование вашей научной статьи, опираясь на предложенную структуру реферата и используя речевые шаблоны.
1 | Чтение первичного текста (несколько раз), анализ, осмысление фактической информации. | Прочитайте текст вдумчиво несколько раз. Воспользуйтесь карандашом или маркером: выделите при чтении ключевые слова, термины. |
2 | Операции с текстом-источником | Разбейте текст на отдельные смысловые фрагменты. Подумайте, какие фрагменты текста можно объединить в один смысловой блок. Вам необходимо выделить: -цель и задачи исследования; -методы, с помощью которых достигалась поставленная цель и сопутствующие ей задачи; -результаты, полученные в ходе исследования; -выводы, к которым пришел автор исследования; -практическая значимость и ценность реферируемой работы (т.е. ваша личная оценка исследования). |
3 | Свертывание | Составьте логический план текста. Сократите текст на основе выделенных вами смысловых блоков, напишите и оформите реферат в соответствии с предъявляемыми требованиями. |
4 | Редактирование | Прочитайте реферат, отредактируйте недочеты. |
Речевые шаблоны для реферирования научной статьи
В статье рассматриваются … / статья посвящена … / статья представляет собой (детальное) обобщение, описание, обзор / статья затрагивает такие вопросы как …
Актуальность исследования определяется тем, что ….
Исследование проведено с целью….
Следующие основные методы использованы для достижения поставленной цели …
В статье приводится целый ряд примеров, доказывающих, что …
Во-первых … / во-вторых … / в-третьих… / и, наконец, …
На основе результатов исследования были сделаны следующие выводы …
Наиболее важными из полученных результатов представляются следующие …
Полученные результаты имеют важное значение для …
Статья … помещена (опубликована, напечатана …) в журнале … Статья посвящена комплексному исследованию…
В работе раскрываются проблемы…
В исследовании рассматривается …
В статье исследуются особенности …
Автор анализирует …
Исследователь раскрывает…
Ученый рассматривает…
Автор рассказывает …
Исследователь анализирует (доказывает, классифицирует, формулирует, доказывает, …) …
Рассматриваются (выдвигаются, …) такие важные (главные, существенные …) вопросы (проблемы, …), как …
Наиболее интересными, на наш взгляд, являются вопросы…
Особенно актуальным, по нашему мнению, является вопрос …
Как нам кажется, целесообразно остановиться на …
Как представляется автору, …
По мнению исследователя, …
Автор ссылается на …
Автор подчёркивает …
Автор сосредоточивает внимание на …
Автор указывает на …
Самым важным, на наш взгляд, является …
Наиболее эффективным (продуктивным, целесообразным, … ), по нашему мнению, может быть …
Кроме того, автор упоминает о …
Учёный касается также вопроса …
Среди других проблем исследователь называет (указывает, отмечает) …
В заключение автор приходит к выводу, что …
Можно сделать вывод …
Таким образом, …
Домашнее задание
-
Подготовьтесь к обсуждению вопросов, предложенных для работы на практическом занятии №10. -
Оформите письменно аннотацию и реферат собственной научной статьи. Загрузите файлы в СЭО «Пегас» в курс «Академическое письмо (на русском языке)» в раздел БРС вашего преподавателя.