Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 559

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция №1

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»

Лекция №2

Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)

Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте

Лекция №3

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье

Лекция №4

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи

Лекция №5

Занятие-практикум №8

Редактирование академического текста

Практическое занятие №9

Аннотация и реферат

Практическое занятие №10

Курсовая работа

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом

Занятие-конференция №12

Информационное письмо

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ


Д.А. Черемохина, Г.Ю. Мальцева

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО:

ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Учебно-методическое пособие

Белгород 2020


Печатается по решению

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор И.И. Чумак-Жунь

кандидат филологических наук, доцент ФИО


Черемохина Д.А., Мальцева Г.Ю.

Академическое письмо: технологии и приемы работы с текстом: учеб.-метод. пособие. –Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2020. –  с.
Учебно-методическое пособие содержит систему лекционных материалов и практических занятий, формирующих навык письменной научной речи. В основу пособия положен текстоцентрический принцип: все задания направлены на создание собственного академического продукта – научной статьи. Предлагаются материалы для самостоятельной работы, список литературы и глоссарий.

Пособие адресовано студентам, магистрантам, преподавателям и может быть использовано для самостоятельной работы студентов.



© Черемохина Д.А., Мальцева Г.Ю., 2020


СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5

Лекция №1 6

Практическое занятие №1 15

Особенности академического письма. Научная статья 15

Практическое занятие №2 16

Мастерская «Создание академического текста» 16

Лекция №2 23

Лабораторное занятие №3 30

(с использованием компьютерного оборудования) 30

Практическое занятие №4 32

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте 32

Лекция №3 35

Практическое занятие №5 42

Тезис и аргументация в научной статье 42

Лекция №4 43

Практическое занятие №6 51

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи 51

Практическое занятие №7 52

Введение и заключение научной статьи 52

Лекция №5 55

Занятие-практикум №8 60

Редактирование академического текста 60

Практическое занятие №9 64

Аннотация и реферат 64

Практическое занятие №10 69

Курсовая работа 69

Практическое занятие №11 74

Устное выступление с докладом 74

Занятие-конференция №12 75

Информационное письмо 75

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ 79




ПРЕДИСЛОВИЕ


В современных образовательных условиях возрастает потребность в активном академическом общении. Студенты программ бакалавриата или специалитета имеют возможность включиться в исследовательский процесс и делиться результатами своих первых научных опытов. Возникает необходимость формирования у них особой коммуникативной компетенции, связанной с решением задач профессионального научного общения.

В пособии предлагается комплекс заданий, объединенных текстоцентрическим подходом в обучении основам академического письма. Научный текст рассматривается как основная единица академического дискурса, а также как единица контроля и оценки сформированности навыков академического общения. Именно через текст происходит приобщение обучающихся к культуре научного общения.

В качестве такого текста, позволяющего познакомиться с особенностями академической коммуникации, мы предлагаем научную статью как относительно малый жанр научного стиля, но жанр, позволяющий включиться в академическую коммуникацию и, возможно, научную дискуссию. Мы лишь условно называем статью «малым» жанром академического дискурса, подразумевая в данном случае статью для студенческой научной конференции, объем которой традиционно не превышает 5-7 страниц.

Структура и содержание практических занятий, представленных в пособии, обусловлены основными этапами работы над текстом статьи: от разработки тезиса и составления плана к редактированию и подготовке статьи к печати. Отдельное внимание в предлагаемом пособии уделяется научной этике и правилам ведения научной дискуссии. Таким образом, задания пособия формируют умения и навыки устного и письменного академического общения, в том числе с привлечением современных информационных технологий, позволяющих включиться в работу, используя возможности онлайн-платформ, электронных баз данных и научных менеджеров, таких, как Mendeley или Zotero.

Преемственность и системность как важные принципы практического овладения нормами академического письма реализуются в таких элементах предлагаемого пособия, как «Вопросы для обсуждения», «Задания для практической работы», «Вопросы и задания для домашней работы», закрепляющие пройденный или предваряющие новый теоретико-практический материал курса.



В пособие включены и новые виды работы, удовлетворяющие требованиям современных образовательных стандартов: мастерская по созданию пятиабзацного эссе, работа в малых группах по редактированию текстов, работа с применением компьютерных технологий и, самое главное, – работа по подготовке публичного выступления по теме статьи на конференции.

Надеемся, что пособие поможет студентам сделать первые уверенные шаги в мир науки.

Желаем удачи и научных побед!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Данное пособие предназначено для работы по дисциплине «Академическое письмо (на русском языке)». Учебная аудиторная нагрузка включает 10 лекционных часов и 26 часов практических занятий.

При изучении материала лекции помните, что ее содержание лишь намечает пути вашего исследовательского поиска, а не исчерпывает тему. Углубить знания по дисциплине и подготовиться к ответам на теоретические вопросы практических занятий вы можете, используя предложенный после лекции список основой и дополнительной литературы.

Практический блок пособия представляет собой список вопросов для обсуждения на занятии, а также набор тренировочных упражнений, связанных с написанием собственного научного текста. После каждого практического занятия предложены задания для домашней работы.

В практическом блоке есть несколько важных разделов:

NB Цель раздела – напомнить теоретический материал, усвоенный вами на других курсах программы бакалавриата (специалитета) или в школьном курсе русского языка;


  • Дискуссионная площадка

Цель раздела – заострить ваше внимание на спорных моментах изучения данной темы в науке;
Справочные материалы

Цель раздела – наглядно продемонстрировать содержание или структуру какого-либо явления или процесса.
Желаем вам успешной и продуктивной работы.


Лекция №1


Научный текст и академическое письмо
План лекции

  1. Академическое письмо в системе высшего образования

  2. Языковые особенности научного текста.

  3. Научный текст как базовая модель академического письма.


ВОПРОС 1

Модуль «Академическое письмо (на русском языке)» появился в программах обучения бакалавриата и специалитета в 2017 году. Включение дисциплины в учебные планы всех направлений обучения обусловлено тем, что научный текст как продукт академического письма является не только средством получения информации, но и способом реализации научного общения.

Практика обучения технологиям и приемам академического письма заимствована из западной системы образования, в которой она утверждалась и совершенствовалась более 40 лет. По утверждению И.Б. Короткиной, «под собственно академическим письмом американские ученые понимают комплекс базовых знаний и умений, т.е. систему элемен­тов и законов построения текста, к изучению которой мы только приступаем»
1.

Обобщая опыт наших западных коллег, мы стремимся сделать текст соответствующим международным стандартам. В данном случае речь идет не столько об оформлении текста, так важном в академическом сообществе, сколько о тех особенностях семантической структуры и композиции, которые делают текст понятным и доступным. Первые шаги в этом направлении делает молодой исследователь уже на первых курсах обучения, когда пишет сначала отчетную, а затем и научно-исследовательскую курсовую работу, участвует в научных семинарах и конференциях сначала как слушатель, а затем и как выступающий. Помочь включиться в научное общение должен курс «Академическое письмо (на русском языке)».

Итак, задачи курса «Академическое письмо (на русском языке)» можно обобщить в следующих пунктах:

  • Познакомить студентов с особенностями языка научной литературы, со структурой научного произведения, с правилами цитирования и оформления библиографии;

  • Развить умения аннотирования и реферирования научной литературы;

  • Подготовить к написанию собственного текста.


ВОПРОС 2

Языковым и стилистическим особенностям научного текста посвящено много исследований (Арнольд И.В., Введенская Л.А., Голуб И.Б. и др.). В курсе «Русский язык и культура речи» мы подробно говорили об экстралингвистических и лингвистических признаках функциональных стилей русского литературного языка (см. Схема 1 «Функциональные стили русского языка») и научного стиля в частности.



Схема 1. Функциональные стили русского языка
Прежде чем приступать к знакомству с технологиями и приемами создания академического текста, вспомним его основные признаки:

  • подчеркнутая логичность,

  • терминологичность,

  • неличный характер изложения,

  • сдержанность тона как эмоциональная норма научного стиля,

  • нелинейность как коммуникативное качество, обеспечивающее текстам научного стиля доступность восприятия информации,

  • свертываемость и способность порождать вторичные жанровые формы.

Безусловно, некоторые качества, перечисленные выше, могут быть присущи и текстам других стилей. Давайте посмотрим на специфические черты научного текста в сравнении с другими текстами. Например,