Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 558

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция №1

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»

Лекция №2

Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)

Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте

Лекция №3

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье

Лекция №4

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи

Лекция №5

Занятие-практикум №8

Редактирование академического текста

Практическое занятие №9

Аннотация и реферат

Практическое занятие №10

Курсовая работа

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом

Занятие-конференция №12

Информационное письмо

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ




Список литературы

Основная

  1. Васильева И.Э. Научная инфрастуркура. Библиографические базы данных / И.Э. Васильева // Онлайн-курс «Академическое русское письмо». – Электронный ресурс: https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:spbu+ACADRU+spring_2020/courseware/b434df438c2045eba63afc089d64b3de/64a281fe82e642dd9c9cef40b8e788ec/ (дата обращения 24.07.2020).

  2. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации / Н.И. Колесникова. – М.: Флинта, 2015. – 288 с.

  3. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика: уч. пособие для вузов / И.Б. Короткина. -М.: Юрайт, 2018. – 295 с.

  4. Котюрова М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование : учеб. пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. – 6-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 280 с.

Дополнительная

  1. Аксарина Н.А. Технология подготовки научного текста: учеб.-метод. пособие / Н.А. Аксарина. – М.: Флинта, 2014. – 110 с.

  2. Кошарная С.А. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ / С.А. Кошарная. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. – С. 28-29.

  3. Кулинкович Т.О. Основы научного цитирования: метод. пособие для студентов и магистрантов / Т.О. Кулинкович. – Минск: БГУ, 2010. – 58 с.




Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)


Вопросы для обсуждения

  1. Дайте определение понятиям «старое» и «новое» знание. Какие рекомендации по их соотношению в научной статье даются в учебной и методической литературе?

  2. В чем заключаются функциональные и методические возможности баз данных Web of Sciences и Scopus?

  3. Какие три основные пользовательские задачи должна решать база данных?

  4. Какие еще базы данных вы знаете? Назовите сходства и отличия современных баз данных.




  • Дискуссионная площадка:

Библиотека в современном мире: обычная или электронная? Недостатки и преимущества.

Практические задания

  1. Ознакомьтесь с инструкцией по работе с научной электронной базой (НЭБ) Е-library. Следуя предложенным инструкциям, зарегистрируйтесь в базе данных Е-library и воспользуйтесь возможностями поиска информации.

Процедура регистрации в НЭБ Е-library

  1. Войдите на сайт по ссылке https://www.elibrary.ru/

  2. Просмотрите меню. Вертикальное меню слева содержит колонки регистрации. Заполните регистрационную анкету. Процедура регистрации успешно пройдена, теперь у вас есть свой аккаунт в Е-library.


Поиск в Е-library

  1. Поисковое окно вы можете увидеть в левом верхнем углу. Для начала работы авторизуйтесь (введите свой логин и пароль). Воспользуйтесь простым поиском: введите ключевое слово, термин или фамилию ученого, которая вас интересует. По окончании поиска обратите внимание на возникающие проблемы: очень объемный список результатов поиска, наличие «лишних» работ (например, статьи не указанного вами автора, а лишь содержащие цитаты из его работ).

  2. Поэтому целесообразнее пользоваться расширенным поиском. Нажмите вкладку «Расширенный поиск» и заполните необходимые поля: автор, название работы, тип публикации, научная тематическая область, год публикации.

  3. Еще один вид поиска – авторский указатель, который находится на левой панели меню. Необходимо заполнить как можно больше сведений в поисковых полях, чтобы получить точный результат.

  4. Работы интересующего вас автора имеет смысл добавить в специальные группы, формирующиеся по разному принципу (тема, автор, метод, научная сфера и т.д.).





  1. Создайте подборку (не менее 10 источников) по теме вашей статьи.


Создание подборки в Е-library

  1. Горизонтальное меню организует профиль пользователя (читатель, автор, библиотека и т.д.). Нажмите раздел «Читателям» и вкладку «Мои подборки публикаций». Пользователь НЭБ может создавать несколько подборок по разным параметрам (тема, автор и т.д.).

  2. Выделите нужные вам публикации.

  3. Нажмите активную ссылку «добавить выделенные публикации в подборку».

  4. Во всплывающем окне введите название вашей личной подборки и нажмите кнопку «создать».


Домашнее задание

  1. Установите программы Mendeley и Zotero, следуя предложенным ниже инструкциям. Создайте внутри библиографического менеджера виртуальную библиотеку по теме вашего исследования, используя ранее созданную подборку в E-library. Распечатайте и принесите несколько наиболее интересных и важных для вашего исследования источников.

  2. Подготовьтесь к обсуждению вопросов, предложенных для работы на практическом занятии №4.

  3. Ознакомьтесь с утвержденными вашей кафедрой требованиями по оформлению библиографического списка курсовых и выпускных квалификационных работ.


Справочные материалы

Инструкция по установке библиографического менеджера Zotero

  1. Зайдите на сайт www.zotero.org. В верхнем правом углу нажмите Register. Пройдите процедуру регистрации и создайте учетную запись. На Ваш email придет сообщение со ссылкой для подтверждения регистрации.

  2. Загрузите персональную версию библиографического менеджера на свой компьютер: https://www.zotero.org/download/.

  3. Установите соединитель Zotero для вашего браузера (Zotero Connector).

  4. Установите стиль цитирования. Для этого заранее запустите программу Zotero на своем компьютере. Зайдите по ссылке http://www.zotero.org/styles/ и найдите стили цитирования Russian GOST R 7.0.5- 2008 (Russian) и Russian GOST R 7.0.5-2008 (numeric). Первый нужен для ссылок вида [Автор, год], а второй – для ссылок вида [1].

  5. Создайте собственную библиотеку. Импортируйте в менеджер подобранные в Е-library источники одним нажатием на значок Zotero (Save to Zotero) в верхнем углу электронной библиотеки (в браузерной строке, где указан адрес сайта).



Инструкция по установке библиографического менеджера Mendeley

  1. Установите программу и создайте учетную запись. Воспользуйтесь ссылкой: http://www.mendeley.com/

  2. Закройте все приложения Microsoft Office, если они у вас открыты. На сайте Mendeley в меню Tools (Настройки) выберите пункт Install MS Word Plugin. Это позволит вам импортировать данные из вашей библиотеки Mendeley в файлы Word.

  3. Установите Mendeley Web Importer: http://www.mendeley.com/import/

  4. Перетащите серую кнопку «Save to Mendeley» на панель закладок браузера. Эту процедуру нужно повторить во всех браузерах, в которых Вы читаете статьи и сохраняете ссылки.

  5. Установите стиль ГОСТ. Для этого в меню «View» выберите пункт «Citation Styles», а в нем – «More Styles». На закладке «Get More Styles» в строку поиска введите GOST. Вам нужно два результата. Нажмите мышкой на результат «Russian GOST R 7.0.5-2008 (Russian)», а затем справа на кнопку «Install». Повторите с результатом «Russian GOST R 7.0.5-2008 (Numeric)». Первый нужен для ссылок вида [Автор, год], а второй – для ссылок вида [1]. В том же окне можно выбрать любой из них и нажать на появившуюся кнопку Use this style. Этот выбор можно будет изменить в любой момент.




Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте



Вопросы для обсуждения

  1. Как автор исследования работает с «чужим» текстом?

  2. Какой процент «чужого» текста допустим в работе?

  3. Какой стиль связи (гарвардский или нумерологический) между текстом статьи и библиографическим списком вы считаете наиболее удобным и почему?

  4. Чем регулируется оформление библиографии в российском научном пространстве?

  5. В чем преимущества и недостатки работы библиографических менеджеров?




  • Дискуссионная площадка:

Требования к оформлению академического текста в вузе (на вашей кафедре) и по ГОСТу: сложности и противоречия.
Практические задания

  1. Прочитайте фрагменты научных статей, написанных студентами НИУ «БелГУ». Найдите разные виды цитирования. Обратите внимание на способы включения цитат в текст.

  1. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных удовольствий, что способствует широкому распространению девиантного поведения. О.Е. Коханая в докторской диссертации «Социокультурные функции детского и молодежного театра» говорит о том, что одним из главных предназначений театра является развитие свободной, активной личности, пробуждение ее творческого потенциала [Коханая, 2009]. Исходя из этого, можно утверждать, что актуализация развития театральной деятельности в досуговой сфере молодежи может остановить пагубный процесс падения духовно-нравственных ценностей.

  2. Драма, по словам Б.О. Костелянца, «обращается к ситуациям, которые чреваты сдвигами, кризисами, переворотами в отношениях и соответственно изменениями и переломами в судьбах, в людях, эти отношения созидающих» [Костелянец, 2007]. <...> Именно поэтому в монодраме, о чем пишет в своей статье «В мире монодрамы, или заметки о сборнике «Как в зеркале»: материалы монодраматического фестиваля» А.М. Павлов, неизбежно репрезентируется одно из ключевых свойств драмы, связанное с организацией художественного времени [Павлов, 2015].

  3. Драматизация непосредственно связана с игрой – корнем всякого детского творчества. Л.С. Выготский рассматривает игру «как первичную драматическую форму в творчестве детей, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице» [2, 59].

  4. С.В. Кузнецов, анализируя урок по современной драматургии в 11 классе, пишет: «Самая главная беда состоит в том, что, не приобщившись к современной литературе, молодой человек не сможет своим сознанием жить в новом времени. Никто, как художник слова не имеет такого обострённого чувства современности, будь то поэт, драматург или прозаик. Литературное образование невозможно без изучения новейшей современной литературы» [Кузнецов, 2008]. Этим он объясняет важность изучения данного рода литературы.

  5. В статье Н.А. Журенко «Молодежная театральная аудитория: особенности коммуникативных предпочтений» говорится о том, что «зритель является носителем определенного комплекса знаний об искусстве, динамика которых отражается в саморазвитии художественной жизни» [Журенко, 2010]. Согласно такому подходу, место театра в художественной жизни общества в существенной мере определяется балансом потребностей общества в театре и способности театра им соответствовать. Поэтому необходимо включать в театральную афишу постановки, отвечающие современным представлениям и вкусам молодых людей, что будет способствовать подъему интереса к посещению театра.