Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 558
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности академического письма. Научная статья
Мастерская «Создание академического текста»
(с использованием компьютерного оборудования)
Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте
Тезис и аргументация в научной статье
Композиция академического текста. Основная часть научной статьи
Введение и заключение научной статьи
Список литературы
Основная
-
Васильева И.Э. Научная инфрастуркура. Библиографические базы данных / И.Э. Васильева // Онлайн-курс «Академическое русское письмо». – Электронный ресурс: https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:spbu+ACADRU+spring_2020/courseware/b434df438c2045eba63afc089d64b3de/64a281fe82e642dd9c9cef40b8e788ec/ (дата обращения 24.07.2020). -
Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации / Н.И. Колесникова. – М.: Флинта, 2015. – 288 с. -
Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика: уч. пособие для вузов / И.Б. Короткина. -М.: Юрайт, 2018. – 295 с. -
Котюрова М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование : учеб. пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. – 6-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 280 с.
Дополнительная
-
Аксарина Н.А. Технология подготовки научного текста: учеб.-метод. пособие / Н.А. Аксарина. – М.: Флинта, 2014. – 110 с. -
Кошарная С.А. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ / С.А. Кошарная. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. – С. 28-29. -
Кулинкович Т.О. Основы научного цитирования: метод. пособие для студентов и магистрантов / Т.О. Кулинкович. – Минск: БГУ, 2010. – 58 с.
Лабораторное занятие №3
(с использованием компьютерного оборудования)
Вопросы для обсуждения
-
Дайте определение понятиям «старое» и «новое» знание. Какие рекомендации по их соотношению в научной статье даются в учебной и методической литературе? -
В чем заключаются функциональные и методические возможности баз данных Web of Sciences и Scopus? -
Какие три основные пользовательские задачи должна решать база данных? -
Какие еще базы данных вы знаете? Назовите сходства и отличия современных баз данных.
-
Дискуссионная площадка:
Библиотека в современном мире: обычная или электронная? Недостатки и преимущества.
Практические задания
-
Ознакомьтесь с инструкцией по работе с научной электронной базой (НЭБ) Е-library. Следуя предложенным инструкциям, зарегистрируйтесь в базе данных Е-library и воспользуйтесь возможностями поиска информации.
Процедура регистрации в НЭБ Е-library
-
Войдите на сайт по ссылке https://www.elibrary.ru/ -
Просмотрите меню. Вертикальное меню слева содержит колонки регистрации. Заполните регистрационную анкету. Процедура регистрации успешно пройдена, теперь у вас есть свой аккаунт в Е-library.
Поиск в Е-library
-
Поисковое окно вы можете увидеть в левом верхнем углу. Для начала работы авторизуйтесь (введите свой логин и пароль). Воспользуйтесь простым поиском: введите ключевое слово, термин или фамилию ученого, которая вас интересует. По окончании поиска обратите внимание на возникающие проблемы: очень объемный список результатов поиска, наличие «лишних» работ (например, статьи не указанного вами автора, а лишь содержащие цитаты из его работ). -
Поэтому целесообразнее пользоваться расширенным поиском. Нажмите вкладку «Расширенный поиск» и заполните необходимые поля: автор, название работы, тип публикации, научная тематическая область, год публикации. -
Еще один вид поиска – авторский указатель, который находится на левой панели меню. Необходимо заполнить как можно больше сведений в поисковых полях, чтобы получить точный результат. -
Работы интересующего вас автора имеет смысл добавить в специальные группы, формирующиеся по разному принципу (тема, автор, метод, научная сфера и т.д.).
-
Создайте подборку (не менее 10 источников) по теме вашей статьи.
Создание подборки в Е-library
-
Горизонтальное меню организует профиль пользователя (читатель, автор, библиотека и т.д.). Нажмите раздел «Читателям» и вкладку «Мои подборки публикаций». Пользователь НЭБ может создавать несколько подборок по разным параметрам (тема, автор и т.д.). -
Выделите нужные вам публикации. -
Нажмите активную ссылку «добавить выделенные публикации в подборку». -
Во всплывающем окне введите название вашей личной подборки и нажмите кнопку «создать».
Домашнее задание
-
Установите программы Mendeley и Zotero, следуя предложенным ниже инструкциям. Создайте внутри библиографического менеджера виртуальную библиотеку по теме вашего исследования, используя ранее созданную подборку в E-library. Распечатайте и принесите несколько наиболее интересных и важных для вашего исследования источников. -
Подготовьтесь к обсуждению вопросов, предложенных для работы на практическом занятии №4. -
Ознакомьтесь с утвержденными вашей кафедрой требованиями по оформлению библиографического списка курсовых и выпускных квалификационных работ.
Справочные материалы
Инструкция по установке библиографического менеджера Zotero
-
Зайдите на сайт www.zotero.org. В верхнем правом углу нажмите Register. Пройдите процедуру регистрации и создайте учетную запись. На Ваш email придет сообщение со ссылкой для подтверждения регистрации. -
Загрузите персональную версию библиографического менеджера на свой компьютер: https://www.zotero.org/download/. -
Установите соединитель Zotero для вашего браузера (Zotero Connector). -
Установите стиль цитирования. Для этого заранее запустите программу Zotero на своем компьютере. Зайдите по ссылке http://www.zotero.org/styles/ и найдите стили цитирования Russian GOST R 7.0.5- 2008 (Russian) и Russian GOST R 7.0.5-2008 (numeric). Первый нужен для ссылок вида [Автор, год], а второй – для ссылок вида [1]. -
Создайте собственную библиотеку. Импортируйте в менеджер подобранные в Е-library источники одним нажатием на значок Zotero (Save to Zotero) в верхнем углу электронной библиотеки (в браузерной строке, где указан адрес сайта).
Инструкция по установке библиографического менеджера Mendeley
-
Установите программу и создайте учетную запись. Воспользуйтесь ссылкой: http://www.mendeley.com/ -
Закройте все приложения Microsoft Office, если они у вас открыты. На сайте Mendeley в меню Tools (Настройки) выберите пункт Install MS Word Plugin. Это позволит вам импортировать данные из вашей библиотеки Mendeley в файлы Word. -
Установите Mendeley Web Importer: http://www.mendeley.com/import/ -
Перетащите серую кнопку «Save to Mendeley» на панель закладок браузера. Эту процедуру нужно повторить во всех браузерах, в которых Вы читаете статьи и сохраняете ссылки. -
Установите стиль ГОСТ. Для этого в меню «View» выберите пункт «Citation Styles», а в нем – «More Styles». На закладке «Get More Styles» в строку поиска введите GOST. Вам нужно два результата. Нажмите мышкой на результат «Russian GOST R 7.0.5-2008 (Russian)», а затем справа на кнопку «Install». Повторите с результатом «Russian GOST R 7.0.5-2008 (Numeric)». Первый нужен для ссылок вида [Автор, год], а второй – для ссылок вида [1]. В том же окне можно выбрать любой из них и нажать на появившуюся кнопку Use this style. Этот выбор можно будет изменить в любой момент.
Практическое занятие №4
Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте
Вопросы для обсуждения
-
Как автор исследования работает с «чужим» текстом? -
Какой процент «чужого» текста допустим в работе? -
Какой стиль связи (гарвардский или нумерологический) между текстом статьи и библиографическим списком вы считаете наиболее удобным и почему? -
Чем регулируется оформление библиографии в российском научном пространстве? -
В чем преимущества и недостатки работы библиографических менеджеров?
-
Дискуссионная площадка:
Требования к оформлению академического текста в вузе (на вашей кафедре) и по ГОСТу: сложности и противоречия.
Практические задания
-
Прочитайте фрагменты научных статей, написанных студентами НИУ «БелГУ». Найдите разные виды цитирования. Обратите внимание на способы включения цитат в текст.
-
Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных удовольствий, что способствует широкому распространению девиантного поведения. О.Е. Коханая в докторской диссертации «Социокультурные функции детского и молодежного театра» говорит о том, что одним из главных предназначений театра является развитие свободной, активной личности, пробуждение ее творческого потенциала [Коханая, 2009]. Исходя из этого, можно утверждать, что актуализация развития театральной деятельности в досуговой сфере молодежи может остановить пагубный процесс падения духовно-нравственных ценностей. -
Драма, по словам Б.О. Костелянца, «обращается к ситуациям, которые чреваты сдвигами, кризисами, переворотами в отношениях и соответственно изменениями и переломами в судьбах, в людях, эти отношения созидающих» [Костелянец, 2007]. <...> Именно поэтому в монодраме, о чем пишет в своей статье «В мире монодрамы, или заметки о сборнике «Как в зеркале»: материалы монодраматического фестиваля» А.М. Павлов, неизбежно репрезентируется одно из ключевых свойств драмы, связанное с организацией художественного времени [Павлов, 2015]. -
Драматизация непосредственно связана с игрой – корнем всякого детского творчества. Л.С. Выготский рассматривает игру «как первичную драматическую форму в творчестве детей, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице» [2, 59]. -
С.В. Кузнецов, анализируя урок по современной драматургии в 11 классе, пишет: «Самая главная беда состоит в том, что, не приобщившись к современной литературе, молодой человек не сможет своим сознанием жить в новом времени. Никто, как художник слова не имеет такого обострённого чувства современности, будь то поэт, драматург или прозаик. Литературное образование невозможно без изучения новейшей современной литературы» [Кузнецов, 2008]. Этим он объясняет важность изучения данного рода литературы. -
В статье Н.А. Журенко «Молодежная театральная аудитория: особенности коммуникативных предпочтений» говорится о том, что «зритель является носителем определенного комплекса знаний об искусстве, динамика которых отражается в саморазвитии художественной жизни» [Журенко, 2010]. Согласно такому подходу, место театра в художественной жизни общества в существенной мере определяется балансом потребностей общества в театре и способности театра им соответствовать. Поэтому необходимо включать в театральную афишу постановки, отвечающие современным представлениям и вкусам молодых людей, что будет способствовать подъему интереса к посещению театра.