Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 548

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция №1

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»

Лекция №2

Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)

Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте

Лекция №3

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье

Лекция №4

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи

Лекция №5

Занятие-практикум №8

Редактирование академического текста

Практическое занятие №9

Аннотация и реферат

Практическое занятие №10

Курсовая работа

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом

Занятие-конференция №12

Информационное письмо

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье



Вопросы для обсуждения

  1. Вспомните, как правильно организовать работу над текстом научной статьи?

  2. Сколько проблем можно рассмотреть в научной работе?

  3. В какой части работы читатель ожидает увидеть тезис? Что такое «хороший» тезис?

  4. Что такое способ аргументации: универсальный и неуниверсальный, индуктивный и дедуктивный?

  5. Что такое аргумент? Какова структура аргумента?

  6. От чего зависит выбор вида аргументов? Приведите примеры аргументов разного вида.

  7. В чем отличие прямого доказательства от косвенного? Прочитайте тексты на С. 128-129 из учебного пособия Н.И. Колесниковой «От конспекта к диссертации».




  • Дискуссионная площадка:

Тема и проблема научной статьи часто заявлены уже в названии работы. Подумайте над вопросом: «Содержательность или привлекательность? Каковы критерии выбора заглавия для научной статьи?».
Практические задания

  1. Сформулируйте черновой вариант тезиса своей научной статьи. Обсудите его в рабочей группе. Откорректируйте недочеты и напишите окончательный вариант тезиса.

  2. Что будет являться эмпирический базой вашего исследования? Заполните таблицу собственными данными, учитывая трехчастную структуру аргумента. Например, подтверждая тезис «Молодым исследователям необходимо работать со специальными программами и базами данных», автор может организовать аргументацию следующим образом:




Суждение (заявление)

Поддержка

Вывод

  1. Программы, разработанные для хранения библиографических данных, сокращают время на оформление научно-исследовательских работ.

Программа Zotero позволяет создавать библиографические списки одним нажатием кнопки.

Приобретение навыка работы с библиографическими менеджерами позволит эффективно распределить время при проведении исследования. В результате молодой исследователь сможет уделить больше времени работе с эмпирической и теоретической информацией.

2.







3.











  1. Определите типы приведенных вами аргументов.


Домашнее задание

  1. Подготовьтесь к обсуждению вопросов, предложенных для работы на практическом занятии №6.

  2. Подумайте, какой тип доказательства тезиса (прямое или косвенное доказательство) вы выберите при организации смысловой структуры своего научного текста.


Справочные материалы



Схема 8. Метод рассуждения


Лекция №4


Композиция академического текста
План лекции

  1. Построение академического текста: составление плана и технология картирования.

  2. Структура основной части исследования.

  3. Абзац как элемент академического текста. Структура абзаца.

  4. Введение к исследовательскому тексту.

  5. Заключение к научному тексту.


ВОПРОС 1

В риторике одним из приемов, повышающих доступность речи, является визуализация. При подготовке письменного академического текста автор также стремится сделать его структуру и композицию максимально логичной и понятной, поэтому пользуется различными способами схематичного представления содержания, позволяющими заранее продумать и оценить строение статьи или курсовой работы. Остановимся на двух таких приемах – это приемы составления плана и карты текста.

План текста – это кратко сформулированные основные мысли, из которых построен текст. План представляет собой некий «скелет» текста, в котором сфокусированы смысловые центры каждой части работы (введения, абзацев основной части, заключения). Вы можете использовать любой удобный для вас тип плана:

  • вопросный (информативный центр части текста фиксируется в виде вопроса);

  • назывной (информативный центр части текста фиксируется в виде тезиса номинативного строя, типа «Опыт БелГУ в организации дистанционного обучения»);

  • тезисный (информативный центр части текста фиксируется в виде тезиса глагольного строя, типа «БелГУ разработал технологию приема вступительных испытаний в дистанционной форме»);

  • план-опорная схема (информация о содержании и структуре рассуждения отражается в виде схемы).

Запомните, что смешивать пункты разных типов нельзя.

Остановимся подробнее на последнем типе плана. В западной практике преподавания академического письма используется технология представления опорной схемы в виде карты текста (картирование). Пример карты для научной статьи по теме «Цифровые технологии в образовании» представлен на Схеме 9.



В центре карты в синем ромбе находится тезис, который мы будем рассматривать в трех аспектах: психологическом, методическом и медицинском (или здоровьесберегающем). Визуализируем аргументы, которые подтверждают наш тезис. Как вы уже догадались, в каждом аспекте таких аргументов может быть три. В предыдущей лекции мы рассматривали структуру аргумента и говорили, что суждение должно быть поддержано фактами, которые вы тоже можете увидеть на нашей карте (зеленые круги). Например, подтверждая заявление о том, что использование гаджетов отрицательно влияет на зрение, мы можем привести следующую поддержку: 1) у каждого второго жителя нашей страны наблюдается резкое снижение зрения, особенно это касается детского возраста: в первый класс приходит уже 5% близоруких детей, а в 11 классе эта цифра возрастает до 25-30%, а к моменту окончания вузов - уже 50-70% (статистика); 2) длительное пребывание перед экраном приводит к глазной усталости, развивается синдром «усталых глаз» (мнение врача); 3) при цифровом обучении работа за компьютером превышает допустимое для детей школьного возраста время работы у монитора (приказ Минобрнауки, факт)21.

Заполняемость карты зависит от жанра планируемой работы: если вы пишете монографию или диссертационное исследование, то необходимо осветить все аспекты изучаемого явления; если объем работы определяется жанром научного эссе или научной статьи, то вы можете рассмотреть один аспект проблемы, но подтвердить тезис тремя аргументами с поддержкой или упомянуть о трех аспектах, в каждом из которых рассмотреть по одному утверждению с поддержкой. В любом случае, карта текста позволит вам представить структуру будущей работы и увидеть в ней «белые пятна» или слабые места, которые нужно заполнить.
ВОПРОС 2

План и карта текста отражают структуру основной части исследовательской работы. При организации композиции текста важно помнить о принципе наглядности и не нарушать выбранную логику изложения: если во введении мы ставим цель и определяем конкретные задачи, то логично будет посвятить главы и разделы решению этих задач; если во введении поставили гипотезу, то стоит распределить проверку и обоснование гипотезы по главам так, чтобы были охвачены все возможные аспекты и проверены все области, покрываемые гипотезой.


При организации текстов крупных жанровых форм особое внимание нужно уделить композиции разделов: рекомендуется выделить введение, основную часть и выводы по разделу или главе.
ВОПРОС 3

И план, и карта текста эксплицируют информативные центры минимальных композиционных частей академического текста – абзацев. На первой лекции мы отмечали нелинейность как одно из важный свойств научного текста. Это качество проявляет себя в композиции, позволяя читателю через просмотровое чтение заглавных или заключительных предложений найти ту часть работы, которая важна и актуальна именно для него. В отличие от художественного произведения, где важным является каждое слово, научную работу можно начать читать с того параграфа или с той главы, в которой содержится нужная информация. Таким образом хорошо организованные абзацы могут упростить процесс знакомства с текстом, сделать его удобным для читателя.

Абзац в научном тексте имеет определенную структуру, организованную по принципу триады:

  • заглавное предложение, которое вводит читателя в тему абзаца и ограничивает эту тему тем аспектом, который будет рассмотрен в данном абзаце;

  • поддерживающие предложения, которые иллюстрируют обозначенный в заглавном предложении аспект рассмотрения темы;

  • заключительное предложение, в котором подводится итог сказанному.

Такая классическая структура абзаца по терминологии Н.И. Колесниковой называется «абзац-тема»22. Абзац в академическим тексте может функционировать и в усеченном виде, что обусловлено связностью и цельностью академического текста: нередко последующий абзац расширяет или углубляет контрольную мысль, поэтому вывод может располагаться в его структуре.


Схема 9. Картирование текста
Особое внимание при написании абзаца рекомендуем уделить первому предложению, которое, по замечанию И.Б. Короткиной, выступает «полезным навигационным средством»23. Познакомьтесь со следующими рекомендациями по написанию заглавного предложения:

  • заглавное предложение не должно быть слишком общим (например, если абзац начать с предложения «История моды очень интересна», то читатель вряд ли поймет, о чем пойдет речь дальше);

  • заглавное предложение не должно быть слишком конкретным (например, сложно вывести абзац из предложения «В Византии мужчины носили узкие брюки, украшенные россыпью цветов и плащи из золотой ткани, а женщины покрывали голову дорогой вуалью и украшали прически драгоценностями», ведь в нем уже содержатся факты).


Удачным примером в данном случае может стать предложение: «Ярким примером моды Средневековья является византийский костюм, отличающийся особой роскошью».

Посмотрите на пример абзаца из статьи, оцените его структуру:

  • Можно ли назвать заглавное предложение удачным?

  • Какой тип аргумента использован в поддерживающих предложениях?

  • Соответствует ли структура абзаца классическому абзацу-теме?


Художественное пространство является формой эстетической действительности, сотворенной автором. Писателю свойственно «воспринимать наполнение пространства не как неподвижный фон ... а как целое, как событие» [1, с. 204-205]. Такие свойства реального пространства, как протяженность, трехмерность, непрерывность-прерывность, форма, местоположение, расстояние и др. в художественном тексте преобразуются. Восприятие автора, его творческое воображение являются той силой, которая преломляет пространственные характеристики в конкретном тексте24.
ВОПРОС 4

После организации основной части исследования, мы переходим к написанию введения, а потом и заключения работы. И.Б. Короткина предлагает следующий алгоритм работы над текстом введения: «Введение иногда сравнивают с воронкой, посредством которой автор сужает дискуссионное поле до той проблемы, которую можно решить в объеме данного текста. Прежде всего, надо заинтересовать читателя, чтобы он в эту «воронку» заглянул. Затем нужно очертить тему, в рамках которой проводится исследование (предметная область) и выделить в ней ту проблему, которая будет рассматриваться в тексте. Далее формулиру­ется ключевая идея, т.е. тезис (что подразумевает и процедуру) и, наконец, дается обзор аспектов, или этапов, которые текст охватывают»25. Иными словами, введение в академическом тексте имеет определенную структуру, включающую в себя обязательные и факультативные элементы. В учебном пособии И.Б. Короткиной речь идет о структуре научного эссе, во введении к которому исследователь выделяет следующие смысловые компоненты:

  • интригу;

  • характеристику темы, ее актуальность;

  • проблему;

  • тезис и цель исследования;

  • аспекты или структуру текста.

Первое предложение введения играет важную роль: с одной стороны, оно должно ввести читателя в тему работы, а с другой – должно заинтересовать и удержать его внимание. Эту функцию оно выполняет за счет описания поразительного факта, ввода вопроса, цитаты или определения. По нашему мнению, в учебных исследовательских и собственно-научных текстах этот компонент введения может быть назван