ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 784
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД)
Тема 2. Описание слова в словарях
Модуль 2. Лексическая семантика
Тема 3. Лексическое значение слова
Модуль 3. Словарный состав русского языка
Тема 6. Стратификация русской лексики.
6.0. Введение в социолингвистический аспект изучения лексики
6.1. Русская лексика с точки зрения происхождения
6.2. Русская лексика с точки зрения активности употребления
6.3. Русская лексика с точки зрения сферы употребления
6.4. Русская лексика с точки зрения функционально-стилистической
Модуль 4. Русская лексика и фразеология в аспекте культуры
Тема 8. Лингвокультурологический аспект русской лексики и фразеологии
-
Громкий голос. Петь в хоре вторым голосом. Романс для голоса с оркестром. Подсчет голосов избирателей. Голос крови звал его в свою стаю.
-
Грунтовая дорога. Не стой на дороге. Всю дорогу он молчал. Дорога в жизнь. Возьми еды на дорогу.
-
Путь-дорожка фронтовая. Надо расчистить дорожки. От луны по воде протянулась дорожка света. На диване была постелена вышитая дорожка. Пошел по дурной дорожке.
-
Не то мужик, не то баба. Собрались все: девки, бабы, даже старухи. Она простая баба. Пойди к бабе Вале. Смелее, не будь бабой!
-
Корень дерева. Корень зуба. Суп с кореньями. Корень зла. Корень слова.
-
Зеленая краска. Краски на полотнах поблекли. Нежные краски зари. Краска стыда залила ее щеки. Вашей поэме недостает красок.
-
Дети начали игру. Спортивные игры. Настольная игра. Это всего лишь игра слов. Ведут политические игры.
-
Происхождение слова. Дар слова. Понимать без слов. Заключительное слово. Свобода слова. Сдержать свое слово.
-
Русский язык. Язык Пушкина. За границей я совсем без языка. Изъясняется только языком жестов. Захватил в плен двух языков.
-
Всю землю обойду, а найду. Вертолет коснулся земли. Мой дед землю пахал. Осваивали целинные земли. Родная земля всего дороже.
-
Домашние дела. Пора перейти к делу. Не лезь не в свое дело. Дело о клевете. Не дело ты говоришь.
-
Кости стопы. Над костьми павших. Слоновая кость. Игра в кости. Он настоящая военная кость.
-
Картина Репина. Картины прошлого вставали в памяти одна за другой. Подлинная картина нравов. Не дом — картина! Для полноты картины.
-
Географическая карта. Колода карт. Кому в карты не везет, тому в любви везет. Курортная карта. Перфорационная карта.
-
Вычислить площадь круга. Тихо, дети, встаньте в круг. Начертить круг. Спасательный круг. В кругу друзей, за шумною беседой.
-
Запомните номер дома. Январский номер журнала. Шел трамвай десятый номер. Следующим номером нашей программы будет песня. Ну и выкинул ты вчера номер!
-
Золотое пшеничное поле. Широкое поле деятельности. Вынести раненого с поля боя. Опустите поля шляпы. Заметки на полях книги.
-
Спрятать печать в сейф. Печать усталости явственно читалась на его лице. Сделать обзор местной печати. День работников печати. Нужна справка с печатью.
-
Измерить глубину колодца. Заглянуть в морские глубины. Глубина мирозданья. В глубине сада раздались звуки музыки. Проверить глубину знаний.
-
Дети играли во дворе. Деревня в сотню дворов. Ворота во двор. Заглянуть на скотный двор. Монетный двор.
-
Его всего обдало жаром. Не сидите на жару. Выгрести жар из печки. У ребенка, кажется, жар. Работать с жаром.
-
Сломалась машинная игла. Иглы сосен густо и колко устилают низкие пни. И светла адмиралтейская игла. У дикобраза иглы очень длинные. Иглы ваших укоров мне не опасны.
-
Камера хранения. Камера сгорания. Снимать скрытой камерой. Надо накачать камеру. Тюремная камера.
-
Пригласить на обед. Вкусный обед. Работали без обеда. Встретимся после обеда. Званый обед.
-
Листок сгорел в огне. Огни фонарей скоро погасли. Открыть огонь по неприятелю. В груди горит огонь желаний. Конь — огонь!
-
Он член демократической партии. Исполнил партию рояля. Геологическая партия. Предложил мне сыграть партию в шахматы. Она выгодная партия для небогатого жениха.
-
Рыбак чинил сети. Сеть морщин покрывала ее лицо. Торговая сеть. Железнодорожная сеть. Расставлять любовные сети.
Лабораторная работа (З). Тема: Лексико-семантические связи слова
ЗАДАНИЕ: Определите все виды системных связей (и лексических категорий) для одного из ЛСВ приведенного слова.
МЕТОДИКА И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Шаг (1) Выбираем свой вариант, определяем один из ЛСВ (основное или другое значение): темный — «лишенный света или слабо освещенный».
Шаг (2) Устанавливаем синтагматические связи данного ЛСВ (лексическую и грамматическую сочетаемость): темная ночь, комната, улица…, темный угол, коридор, переулок…, темное окно, темные аллеи. Очень темный. Ночь темна, коридор темен, улицы темны. Сочетаемость свободная.
Шаг (3) Устанавливаем парадигматические связи: ЛСГ или ТГ, синонимический ряд, антонимию. Определяем типы синонимов и антонимов.
А) Слово темный входит в ЛСГ прилагательных, называющих «степень освещенности»: темный, светлый, тусклый, яркий.
Б) Синонимический ряд: темный, беспросветный, непроглядный, непроницаемый, черный. Доминанта — темный. Остальные члены синонимического ряда выражают более высокую степень указанного признака. Синонимы этого ряда экспрессивные и оттеночные: компоненты «освещенный» и «слабо» дополняются экспрессивным оттенком «очень», а также компонентом «такой, при котором ничего не видно».
В) Антонимы: темный — светлый. Противопоставлены по признакам «плохо» — «хорошо», общий компонент «освещенный». Антонимы градуальные, разнокорневые.
Шаг (4) Устанавливаем деривационные связи (лексическую и семантическую деривацию).
А) Лексическая (словообразовательная) деривация. Слово темный является производным от тьма и производящим для темно, темнота, темноватый, темненький, темень, темнеть.
Б) Семантическая деривация: данный ЛСВ слова темный («слабо освещенный») является исходным для производных значений: темный смысл («неясный, смутный»), темная полоса жизни («печальный, безрадостный»), темное дело («сомнительный»), темные волосы («черный»).
Шаг (5) Делаем вывод. Таким образом, слово темный образует ядро следующего семантического поля:
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
1. Простой. 2. Близкий. 3. Богатый. 4. Полный. 5. Сладкий. 6. Чистый. 7. Хороший. 8. Старый. 9. Глубокий. 10. Холодный. 11.Легкий. 12. Сильный. 13. Твердый. 14. Добрый. 15. Низкий. 16. Густой. 17. Крепкий. 18. Острый. 19. Тяжелый. 20. Слабый. 21. Злой. 22. Редкий. 23. Бедный. 24. Быстрый. 25. Большой. 26. Бледный. 27. Прямой. 28. Веселый. 29. Яркий. 30. Гладкий. 31. Горький. 32. Громкий. 33. Дорогой. 34. Живой. 35. Крупный.
Лабораторная работа (4). Тема: Словарный состав языка
ЗАДАНИЕ:
Подберите стихотворение или прозаический отрывок (укажите автора ).
Охарактеризуйте его лексику со всех точек зрения: происхождение, сфера и активность употребления, стилистическая окраска.
МЕТОДИКА И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Шаг (1) Подбираем необходимый текст. Например, отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»:
Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл. Сосед мой поспешает
В окрестные поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Шаг (2) Выясняем с помощью этимологических словарей происхождение слов данного текста.
Лексика этого стихотворения, в основном, исконно русская, общеславянского происхождения. Восточнославянские слова —
журчать и мельница. Старославянизмы — хлад (неполногласие), страждут (сочетание жд, ср.: страдать), иноязычные заимствования — собака (иранское, скифское), октябрь (из латинского посредством греческого).
Шаг (3) Выясняем активность употребления слов данного стихотворения в современном русском языке.
В основном, лексика его относится к активному словарю и сейчас. Но некоторые слова устарели: хлад, страждут, отряхает, листы, поспешает — архаизмы (фонетические, грамматические и словообразовательные), их можно заменить современными синонимами: холод, страдают, отряхивает, листья, спешит. Отъезжие поля («пустошь для охоты») и охота («свора собак и люди при них, участвующие в охоте») — историзмы.
Шаг (4) Выясняем сферу употребления лексики.
Все слова общеупотребительные, только слова охота, отъезжие (поля) можно отнести к сфере специальной (охотничьей) лексики.
Шаг (5) Выясняем стилистическую окраску слов.
С современной точки зрения, стилистически окрашенными (высокими, книжными) являются слова хлад, страждут, листы, дубравы, нагие. К сниженной (разговорной) лексике можно отнести слова застыл, поспешает, отряхает. Остальная лексика является нейтральной, межстилевой.
Ответ можно оформить и в виде таблицы:
слово | Происхождение | Сфера употр. | Активность употр. | Стилист. окраска |
Октябрь наступил отряхает последние листы… и т.д. | Заимств. (лат.) исконное исконное исконное исконное | Общеуп. Общеуп. Общеуп. Общеуп. Общеуп. | Активное Активное Устар. (арх.) Активное Устар. (арх.) | Нейтральное Нейтральное Разг. Нейтральное Книжн. |