ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 791
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД)
Тема 2. Описание слова в словарях
Модуль 2. Лексическая семантика
Тема 3. Лексическое значение слова
Модуль 3. Словарный состав русского языка
Тема 6. Стратификация русской лексики.
6.0. Введение в социолингвистический аспект изучения лексики
6.1. Русская лексика с точки зрения происхождения
6.2. Русская лексика с точки зрения активности употребления
6.3. Русская лексика с точки зрения сферы употребления
6.4. Русская лексика с точки зрения функционально-стилистической
Модуль 4. Русская лексика и фразеология в аспекте культуры
Тема 8. Лингвокультурологический аспект русской лексики и фразеологии
4. Приведите варианты данных слов и определите, к какому типу они относятся:волосы, вуаль, иначе, искренно, будничный, весной, чаю, из лесу, мышление, строгать, зал, кладбище, творог, шкаф, лазить.
5. В выделенных словах сгруппируйте варианты одной лексемы и разграничьте разные лексемы, докажите их тождество и отдельность:
1) Дубовый листок оторвался от ветки родимой (Лермонтов).
2) Вянет лист, проходит лето (Козьма Прутков).
3) Один – на ветке обнаженной - трепещет запоздалый лист (Пушкин).
4) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду (Есенин).
5) Октябрь уж наступил, уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей (Пушкин).
6) Закружились бесы разны, будто листья в ноябре (Пушкин).
7) И ветер, качая листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес (Пушкин).
8) Но та, сестры не замечая, за листом лист перебирая, в постеле с книгою лежит (Пушкин).
9)Трике, к ней обратясь с листком в руке, запел, фальшивя (Пушкин).
10) Зеленые листики и нет зимы, идем раздольем чистеньким и я, и ты, и мы (Маяковский).
Словари для справок:
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1998.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1984.
Примечание: После этого занятия выполняется самостоятельно внеаудиторная лабораторная работа (1) и проводится аудиторная мини-контрольная (проверочная работа 1) - промежуточное тестирование по изученной теме. – см. материалы для самостоятельной работы и КИМы.
Тема 1.2. Описание слова в словарях*
Вопросы к семинару:
-
Основные функции и направления лексикографии. -
Основные понятия лексикографии. -
Словарная статья и ее компоненты. -
Способы толкования значений в словарях. -
Типология словарей (параметры классификации).
Литература:
Гак В.Г. Словарь // Лингвистический энциклопедический словарь. М.,1990.
Цейтлин Р.М. Лексикография // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии. Изд.2. М.,2002.
Цывин А.М. К вопросу о классификации русских словарей // Вопросы языкознания. 1978. №1.
Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии. Этюд 1. Основные типы словарей // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Избранные труды. М.. 1977.*
Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.
Шимчук Э.Г. Русская лексикография. М., 2003
Практические задания:
1. В словарной статье слова ДОМ (из «Словаря русского языка» АН в 4-х тт.) найдите все компоненты словарной статьи: заголовочное слово, словарные дефиниции, пометы, иллюстрации. Определите способы толкования значений. Какие типы помет в ней встречаются? Какого типа иллюстрации?
2. Сравните данную словарную статью с такой же в других толковых словарях, (например, в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова и др.: см. список словарей). В чем вы увидели разницу в описании слова? Чем она обусловлена?
3. Сравните описание слова ДОМ в толковом словаре и в словарях другого типа (например, в словаре синонимов, словообразовательном словаре, словаре сочетаемости, историческом словаре и др.). Какие аспекты описания слова и как реализуются в данных словарях?
4. «Пропустите» через всю классификацию словарей один и тот же словарь, например, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, т.е. определите по всем параметрам и ДП, к какому из указанных типов он относится (по предмету описания: лингвистический или энциклопедический, по языку описания - одноязычный или двуязычный и т.д.).
5. Расположите приведенные слова по «азбучному порядку», как в алфавитных словарях, а затем в обратном порядке, как в обратных словарях: рюкзак, завтрак, фотоаппарат, вокзал, касса, шоссе, карабкаться, чувствовать, коллекция, гербарий, стрекоза, ромашка, бинокль, котелок, вагон, маршрут.
6. Определите способ толкования значения следующих слов:
Краснеть.
1)Становиться красным.
2) Покрываться румянцем от стыда.
3)То же, что стесняться.
Красно. Красноречиво, гладко.
Краснота. См. красный.
Красный. 1) Цвета крови. 2) Красивый.
Словари для справок(см. список литературы: список словарей)
Примечание: * тема факультативная; лабораторная работа не предусмотрена. По желанию преподавателя в отдельном курсе «Лексикография» практическое задание может быть использовано в качестве лабораторной работы по лексикографии.
Тема 2. Лексическая семантика.
Вопросы к семинару:
-
Определение ЛЗ (разными авторами). -
Компоненты смысловой структуры слова (макро- и микро-). -
Полисемия. Типы полисемии. Способы образования новых значений. -
Типология ЛЗ. -
Найдите ответы на поставленные вопросы в работе В.В.
Виноградова «Основные типы лексических значений слова»:
1). Что В.В.Виноградов считал основной задачей лексикологии?
2).Что говорит автор об отражении в слове фрагмента «картины мира»?
3). Зависит ли ЛЗ от языковой системы? Какой? Примеры?
4).Что говорит автор о лексической системе языка?
5). Какое определение дает В.В.Виноградов лексическому значению?
6). Чем значение слова отличается от его «употребления»?
7). Какие значения автор называет номинативно-производными? Почему?
8).Чем экспрессивно-синонимические значения отличаются от предикативно-характеризующих? Что у них общего?
9).Какие значения обусловлены лексически? Грамматически?
10).В чем специфика переносных значений?
Литература:
Современный русский язык / ред. Белошапкова § 3-5
Современный русский язык /ред. Л.А. Новиков § 4-6, 8-10, 52.
Фомина, МИ. Лексикология § 7, задание 4
Кузнецова Э.В. Лексикология , гл. 2, § 3-6, гл. 3, § 2-4.
Шмелев Д.Н. Лексика § 21-23.
Энциклопедия «Русский язык» (статьи «Лексическое значение», «Сема», «Коннотация», «Семантическая структура слова»)
***
Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова //Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.,1977.
Крысин Л.П. Что изучает лексическая семантика? // РЯШ, 2001, № 3.
Качаева Л.А. Основные типы лексических значений слова // ФН, 1978, № 6.
Шипицына Г.М. Компонентный анализ при повторении лексики// РЯШ, 1999, № 4.
Практические задания:
1. Сопоставьте ЛЗ с грамматическими и словообразовательными значениями на следующих примерах: предмет, один – стол, книга, дом, окно…; много – столы, дома, книги, окна…; мы – поем, играем, танцуем; огромный – домище, стожище, лбина, детина; место - стойбище, лежбище, кладбище….
2. Из каких компонентов складывается семантическая структура слов: баба, домишко, петух?
3. Выполните компонентный анализ одной из лексико-семантических групп слов, выделите интегральные и дифференциальные семы:
1) золото, серебро, медь, бронза, свинец;
2) изба, хижина, хата, терем, дворец;
3) сани, бричка, возок, телега, дрожки.
4. Каким компонентом различаются ЛЗ выделенных слов:
1) Вздернулись самодовольно носы, носищи и носишки на загорелых, обветренных лицах (Шол.)
2) У Ули не глаза, а очи. (Фад.)
3)Убитая, скорбная пара, шли мать и отец впереди. И, правя савраской, у гроба с вожжами их бедная мать шагала. За Дарьей - соседей, соседок плелась негустая толпа.( Некр.)
5. Какие потенциальные семы ( или символические коннотации) и на каком основании можно выделить в значениях следующих слов: нора, гнездо, конура, конюшня, хлев; кот, кошка, пес, собака, корова; волк, осел, мул, обезьяна, медведь; орел, ворона, курица, индюк, петух; пень, шляпа, лопух, тряпка, дубина.
6. В приведенных словах выделите национально-культурные и социально-исторические коннотации: армяк, зипун, камзол, кафтан, сарафан, шушун, кичка.
7. Составьте схему полисемии выделенных слов, определите способ семантической деривации:
1)Не все то золото, что блестит. Золото досталось российским фигуристам. Щедрый платит золотом. Не то на серебре – на золоте едал. Сердце девушки - золото! Золото волос твоих шелковых.
2)Море отливало зеленью. Город утопал в зелени. Продажа свежей зелени.
3) Суд состоялся на прошлой неделе. Вынесли пьесу на суд зрителей. Троекуров вышел, сопровождаемый всем судом.
4) Привезли луковицы голландского тюльпана. Не забудь положить в суп луковицу. Он вынул из жилетного кармана старинную золотую луковицу на массивной цепи. Вдали показались луковицы монастырской церкви.
8. Какие модели метафоры или метонимии представлены здесь?
1) иглы ресниц, кольцо колбасы, дуги бровей, гребень горы, лента дороги;
2) шепот листьев, вой ветра, визг пилы, стон вьюги, скрип голоса;
3) ключ к тайне, факел знаний, паутина лжи, цепи рабства, брачные узы;
4) город спит, чайник закипает, хохотал весь класс, заседание кафедры;
5) красивая вышивка, роскошное издание, точный перевод, пачка печенья;
6) в семье пять ртов, по пятерке с носа, елка осыпается, беречь копейку;
7) глупая физиономия, смелый ответ, умный совет, лазурный берег;
8) выставка акварели, полотно Репина, деловая бумага, разбить стекло;
9) выйти на следующей остановке, выход из метро, идти по переходу;
10)коралловые губы, пшеничные усы, золотая осень, серебряные виски.
9. Определите тип ЛЗ выделенных слов (прямое/переносное, свободное/связанное):
1) С мужиками он рассуждал об их житье-бытье, с бабами шутил. Вот баба, нюня, с ним шутить нельзя.
2) Пошел поп по базару купить кой-какого товару. Это базар какой-то, а не собрание.
3)Охота не медведей здесь запрещена. Так и валит, медведь, прямо в гостиную.
4)Змея под камнем притаилась. Не человек - змея!
5)Не пейте сырой воды. Нейтральные воды.
6)Он хороший человек. Богат, хорош собою Ленский.
7)Надо посадить дерево. У окна стояло бюро красного дерева.
8)Обдать холодной водой. Обдать презрением.
9)Зеркало разбилось. Лицо есть зеркало души.
10)Она очень похудела, щеки впали. Не впадайте в отчаяние.
10. Истолкуйте ЛЗ слова камень в следующих примерах; начертите схему полисемии; выполните компонентный анализ значений; определите способы семантической деривации и тип каждого ЛЗ:
1)На Сахалине нет хорошего камня.
2) Поток грохотал каменьями
3)На руке ее блестел перстень с голубым камнем.
4)Под камнем сим лежит смиренный грешник.
5)У меня прямо камень с души свалился.
6)Вы, сударь, камень, сударь, лед.
Словари для справок:
Даль В.И. . Толковый словарь живого великорусского языка. Тт. 1-4. М., 1982.
Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. . Толковый словарь русского языка. М., 1989.
Словарь русского языка: в 4-х т. АН. / Под ред А.П. Евгеньевой. 2-е изд. М.,1981-1984
Большой толковый словарь./Сост. С.А.Кузнецов. СПб.,1998.
Толковый словарь русского языка: в 4-х тт./Под ред. Д.Н.Ушакова. М., 1940.
Толковый словарь русского языка: под ред. Д.В. Дмитриева. М., 2003.
Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений./ Под ред. Н.Ю.Шведовой. Тт. 1-4.. М., 1998- 2008.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей ХУШ-ХХ века. М.,1996.
Примечание: После этого занятия выполняется самостоятельно внеаудиторная лабораторная работа (2) и проводится мини-контрольная (проверочная работа 2) - промежуточное тестирование по изученной теме.