Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1426

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



3. а) В условиях совершенной конкуренции объем выпуска составлял OG, а рыночная цена – ОА.

б) В краткосрочном периоде в соответствии с равенством MRm = SMCm монополия уменьшит оъем производства до OF, а цена вырастет до ОВ.

в) В соответствии с равенством MRm = LMCm объем производства уменьшится до ОЕ, а цена вырастет до ОС.

г) АСНК.

4. а) Так как для монополии MR = МС, то

1000 - '20Q = 100 +, 10Q 30Q = 900 Q = 30 ед.

Так как TR = PQ = 1000Q - 10Q2, то функция спроса:

Р = 1000 - 10Q Р = 1000 - 300 Р = 700 долл.

б) Так как кривая предложения отрасли та же, что и кривая предельных издержек монополии, то функция предложения может быть представлена как:

Р = 100 + 10Q.

Функция спроса имеет вид: Р = 1000 - 10Q. Равновесие на конкурентном рынке:

100 + 10Q = 1000 - 10Q 20Q = 900 Q = 45 ед. Р = 1000 - 10 х 45 = 550 долл.

5. а) Объем выпуска OG, цена OF.

б) Площадь фигуры HJQ.

в) EFJ1.

г) Объем выпуска ОР, цена ОА.

д) ABRQ.

е) LAC - AR при объеме выпуска ОК и цене ОС.

ж) NLQ.

Тесты

1. г; 2. в; 3. д; 4. а; 5. а; 6. в; 7. д; 8. б; 9. г; 10. б; 11. д; 12. а; 13. в; 14. в; 15. б.

Верно/Неверно

1. Н; 2. Н; 3. В; 4. Н; 5. Н; 6. В; 7. Н; 8. В; 9. Н; 10. Н; 11. Н; 12. В; 13. Н.

Проблемы

1. а) См. табл. 9.3 и рис. 9.10.
Таблица 9.3


р

Q

TR

ATR

AQ




10

10

100

100

10

10,0

9

22

198

98

12

8,17

8

34

272

74

12

6,17

7

48

336

64

14

4,57

6

66

396

60

18

3,33

5

92

460

64

26

2,46

4

134

536

76

42

1,81

3

180

540

4

46

0,09

2

290

580

40

ПО

0,36

1

500

500

-80

210

-0,38

0

1110

0

-500

610

-0,82



б) Q * 48; Р - $ 7; Прибыль = TR - ТС - 336 - (48 М) = 336 - 192 -* $ 144.

в) См. табл. 9.4 и рис. 9.11.

г) Рынок А: РА в $ 7; QA » 40; Прибыль - TRa - ТСд - 280 - 160 -

- $ 120.

Рынок Б: РБ - $ 5; QB я 32; Прибыль - TRB - ТСБ в 160 - 128 - $ 32.

д) (120 + 32) - 144 = $8.

Рис. в.10. Спрос, предельный доход и предельные издержки ш условиях простой монополии
Таблица 0.4

Рынок А







Рынок Б







Р

Q

TR

ATR

AQ

MR=

Р

Q

TR

&TR

AQ

MR=

10

10

100

100 10

10,0

10

0

0

0

0



1

20

180

80 10

8,0

9

2

18

18

2

9,0

8

30

240

60 10

6,0

8

4

Ш

Г4

2

7,0

7

40

280

40 10

4,0

7

8

т

М

4

6,0

6

Ю

300

20 10

2,0

S

IS

18

40

8

5,0

5

30

300

0 10

0

5

32

160

64

16

4,0

4

70

280

-20 10

-2,0

4

64

256

96

32

3,0

S

80

240

-40 10

-4,0

3

100

300

44

36

1,22

2

90

180

-60 10

-6,0

" 2

200

400

100

100

1,00

1

100

100

-80 10

-8,0

1

400

400

0

200

0

0

110

0

-100

10

-10,0

0

1000

0

-400

600

-0,66



2. а) Н; б) Н; в) Н; г) В; д) В; е) В; ж) Н; з) В; и) В; к) В; л) Н; м) Н; н) В.

3. а) См. табл. 9.5.

б) $ 150.

в) Р - $ 105 (120); О = 5(4).

г) Эластичный.



Рис. 9.11. Условия функционирования монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию
Таблица 9.5

(Q) (TVC)

(ТС)

(АТС)

(МО

(Рх)

(TR)

(MR)

0 0

150

...

0

200

0




1 110

260

260

110

175

175

175

2 170

320

160

60

150

300

125

3 216

366

122

41

135

405

105

4 250

400

100

34

120

480

75

5 295

445

89

45

105

525

45

6 360

510

85

65

90

540

15


д) $ 80 (TR = $ 525, ТС = $ 445; 525 - 445 = 80).

е) Нет, так как фирме противостоит снижающаяся кривая спроса.

4. а) Естественная монополия.

б) Р6; Qi.

в) Р5; Q2-

г) Pi; Q4. P1P3UV.

д) Р4; Qs.

е) Р2; Q5-


Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ



Между идеальными моделями совершенной конкуренции и монополии находится целый спектр рыночных структур, среди которых наибольший интерес представляют монополистическая конкуренция и олигополия.

На рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов; существует свободный вход на рынок. Кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон (убывают). Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

Свободный вход на рынок новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам, и каждая фирма получает только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Тем не менее цена превышает предельные издержки и минимально возможные в долгосрочном плане средние издержки. Это значит, что монополистически конкурентные фирмы оперируют с избыточными мощностями.

На олигополистических рынках конкурируют только несколько продавцов, а вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен.

Главная черта такой рыночной структуры состоит в существовании олиго-полистической взаимосвязи. Каждая фирма, оперирующая в условиях олигополии, вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска.

Олигополистическая взаимосвязь может принимать различные формы. Ценовые войны на рынках олигополии могут приводить к тому, что цены опустятся до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на доходы, фирмы могут договориться о создании картеля в целях совместной максимизации прибыли путем ограничения объемов выпуска и фиксации цен. На практике картели обычно оказываются нестабильными.

В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Общей теории олигополии не существует.

Учебные цели
1. Раскрыть особенности двух основных форм несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции и олигополии.

2. Объяснить, как определяются цена и объем выпуска фирмы, максимизирующей прибыль, в условиях монополистической конкуренции на краткосрочном и долгосрочном временных интервалах.

3. Обсудить проблему эффективности монополистически конкурентных рынков.

4. Уяснить, как взаимодействие фирм в условиях олигополии влияет на установление цен и объемов выпуска.

5. Раскрыть содержание основных моделей поведения фирмы на олигополистическом рынке.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Несовершенная конкуренция

б. Картель

в. Концентрация рынка

г. Олигополия

д. Дифференциация продукта

е. Тайный сговор

ж. Доминантная стратегия

з. «Ломаная» кривая спроса и. Матрица результатов

к. Монополистическая конкуренция

л. Теория игр

м. Дуополия

н. Ценовой лидер

0. Равновесие Нэша

п. Ценовая война
1. Имеет место, когда два или более продавца, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют на рынке.

2. Группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.

3. Таблица, показывающая результаты для каждой возможной стратегии одного игрока и каждой возможной реакции другого игрока.

4. Анализирует поведение лиц или фирм с конфликтующими интересами.

5. Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.

6. Кривая спроса на продукцию олигополиста, основанная на предположении, что конкуренты присоединятся к его решению о снижении цен, но не последуют решению о повышении цен.

7. Стратегия игрока, дающая наилучший результат независимо от действий конкурента.

8. Модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.

9. Последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.

10. Действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм.

11. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм,

12. Рыночная структура, при которой множество фирм конкурируют