ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1426
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ
Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД
Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ
Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН
Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ
Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ
Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ
Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
3. а) В условиях совершенной конкуренции объем выпуска составлял OG, а рыночная цена – ОА.
б) В краткосрочном периоде в соответствии с равенством MRm = SMCm монополия уменьшит оъем производства до OF, а цена вырастет до ОВ.
в) В соответствии с равенством MRm = LMCm объем производства уменьшится до ОЕ, а цена вырастет до ОС.
г) АСНК.
4. а) Так как для монополии MR = МС, то
1000 - '20Q = 100 +, 10Q 30Q = 900 Q = 30 ед.
Так как TR = PQ = 1000Q - 10Q2, то функция спроса:
Р = 1000 - 10Q Р = 1000 - 300 Р = 700 долл.
б) Так как кривая предложения отрасли та же, что и кривая предельных издержек монополии, то функция предложения может быть представлена как:
Р = 100 + 10Q.
Функция спроса имеет вид: Р = 1000 - 10Q. Равновесие на конкурентном рынке:
100 + 10Q = 1000 - 10Q 20Q = 900 Q = 45 ед. Р = 1000 - 10 х 45 = 550 долл.
5. а) Объем выпуска OG, цена OF.
б) Площадь фигуры HJQ.
в) EFJ1.
г) Объем выпуска ОР, цена ОА.
д) ABRQ.
е) LAC - AR при объеме выпуска ОК и цене ОС.
ж) NLQ.
Тесты
1. г; 2. в; 3. д; 4. а; 5. а; 6. в; 7. д; 8. б; 9. г; 10. б; 11. д; 12. а; 13. в; 14. в; 15. б.
Верно/Неверно
1. Н; 2. Н; 3. В; 4. Н; 5. Н; 6. В; 7. Н; 8. В; 9. Н; 10. Н; 11. Н; 12. В; 13. Н.
Проблемы
1. а) См. табл. 9.3 и рис. 9.10.
Таблица 9.3
р | Q | TR | ATR | AQ | |
10 | 10 | 100 | 100 | 10 | 10,0 |
9 | 22 | 198 | 98 | 12 | 8,17 |
8 | 34 | 272 | 74 | 12 | 6,17 |
7 | 48 | 336 | 64 | 14 | 4,57 |
6 | 66 | 396 | 60 | 18 | 3,33 |
5 | 92 | 460 | 64 | 26 | 2,46 |
4 | 134 | 536 | 76 | 42 | 1,81 |
3 | 180 | 540 | 4 | 46 | 0,09 |
2 | 290 | 580 | 40 | ПО | 0,36 |
1 | 500 | 500 | -80 | 210 | -0,38 |
0 | 1110 | 0 | -500 | 610 | -0,82 |
б) Q * 48; Р - $ 7; Прибыль = TR - ТС - 336 - (48 М) = 336 - 192 -* $ 144.
в) См. табл. 9.4 и рис. 9.11.
г) Рынок А: РА в $ 7; QA » 40; Прибыль - TRa - ТСд - 280 - 160 -
- $ 120.
Рынок Б: РБ - $ 5; QB я 32; Прибыль - TRB - ТСБ в 160 - 128 - $ 32.
д) (120 + 32) - 144 = $8.
Рис. в.10. Спрос, предельный доход и предельные издержки ш условиях простой монополии
Таблица 0.4
Рынок А | | | Рынок Б | | | ||||||
Р | Q | TR | ATR | AQ | MR= | Р | Q | TR | &TR | AQ | MR= |
10 | 10 | 100 | 100 10 | 10,0 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | – | |
1 | 20 | 180 | 80 10 | 8,0 | 9 | 2 | 18 | 18 | 2 | 9,0 | |
8 | 30 | 240 | 60 10 | 6,0 | 8 | 4 | Ш | Г4 | 2 | 7,0 | |
7 | 40 | 280 | 40 10 | 4,0 | 7 | 8 | т | М | 4 | 6,0 | |
6 | Ю | 300 | 20 10 | 2,0 | S | IS | 18 | 40 | 8 | 5,0 | |
5 | 30 | 300 | 0 10 | 0 | 5 | 32 | 160 | 64 | 16 | 4,0 | |
4 | 70 | 280 | -20 10 | -2,0 | 4 | 64 | 256 | 96 | 32 | 3,0 | |
S | 80 | 240 | -40 10 | -4,0 | 3 | 100 | 300 | 44 | 36 | 1,22 | |
2 | 90 | 180 | -60 10 | -6,0 | " 2 | 200 | 400 | 100 | 100 | 1,00 | |
1 | 100 | 100 | -80 10 | -8,0 | 1 | 400 | 400 | 0 | 200 | 0 | |
0 | 110 | 0 | -100 | 10 | -10,0 | 0 | 1000 | 0 | -400 | 600 | -0,66 |
2. а) Н; б) Н; в) Н; г) В; д) В; е) В; ж) Н; з) В; и) В; к) В; л) Н; м) Н; н) В.
3. а) См. табл. 9.5.
б) $ 150.
в) Р - $ 105 (120); О = 5(4).
г) Эластичный.
Рис. 9.11. Условия функционирования монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию
Таблица 9.5
(Q) (TVC) | (ТС) | (АТС) | (МО | (Рх) | (TR) | (MR) |
0 0 | 150 | ... | 0 | 200 | 0 | |
1 110 | 260 | 260 | 110 | 175 | 175 | 175 |
2 170 | 320 | 160 | 60 | 150 | 300 | 125 |
3 216 | 366 | 122 | 41 | 135 | 405 | 105 |
4 250 | 400 | 100 | 34 | 120 | 480 | 75 |
5 295 | 445 | 89 | 45 | 105 | 525 | 45 |
6 360 | 510 | 85 | 65 | 90 | 540 | 15 |
д) $ 80 (TR = $ 525, ТС = $ 445; 525 - 445 = 80).
е) Нет, так как фирме противостоит снижающаяся кривая спроса.
4. а) Естественная монополия.
б) Р6; Qi.
в) Р5; Q2-
г) Pi; Q4. P1P3UV.
д) Р4; Qs.
е) Р2; Q5-
Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ
Между идеальными моделями совершенной конкуренции и монополии находится целый спектр рыночных структур, среди которых наибольший интерес представляют монополистическая конкуренция и олигополия.
На рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов; существует свободный вход на рынок. Кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон (убывают). Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.
Свободный вход на рынок новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам, и каждая фирма получает только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Тем не менее цена превышает предельные издержки и минимально возможные в долгосрочном плане средние издержки. Это значит, что монополистически конкурентные фирмы оперируют с избыточными мощностями.
На олигополистических рынках конкурируют только несколько продавцов, а вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен.
Главная черта такой рыночной структуры состоит в существовании олиго-полистической взаимосвязи. Каждая фирма, оперирующая в условиях олигополии, вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска.
Олигополистическая взаимосвязь может принимать различные формы. Ценовые войны на рынках олигополии могут приводить к тому, что цены опустятся до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на доходы, фирмы могут договориться о создании картеля в целях совместной максимизации прибыли путем ограничения объемов выпуска и фиксации цен. На практике картели обычно оказываются нестабильными.
В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Общей теории олигополии не существует.
Учебные цели
1. Раскрыть особенности двух основных форм несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции и олигополии.
2. Объяснить, как определяются цена и объем выпуска фирмы, максимизирующей прибыль, в условиях монополистической конкуренции на краткосрочном и долгосрочном временных интервалах.
3. Обсудить проблему эффективности монополистически конкурентных рынков.
4. Уяснить, как взаимодействие фирм в условиях олигополии влияет на установление цен и объемов выпуска.
5. Раскрыть содержание основных моделей поведения фирмы на олигополистическом рынке.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Несовершенная конкуренция
б. Картель
в. Концентрация рынка
г. Олигополия
д. Дифференциация продукта
е. Тайный сговор
ж. Доминантная стратегия
з. «Ломаная» кривая спроса и. Матрица результатов
к. Монополистическая конкуренция
л. Теория игр
м. Дуополия
н. Ценовой лидер
0. Равновесие Нэша
п. Ценовая война
1. Имеет место, когда два или более продавца, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют на рынке.
2. Группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.
3. Таблица, показывающая результаты для каждой возможной стратегии одного игрока и каждой возможной реакции другого игрока.
4. Анализирует поведение лиц или фирм с конфликтующими интересами.
5. Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.
6. Кривая спроса на продукцию олигополиста, основанная на предположении, что конкуренты присоединятся к его решению о снижении цен, но не последуют решению о повышении цен.
7. Стратегия игрока, дающая наилучший результат независимо от действий конкурента.
8. Модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.
9. Последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.
10. Действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм.
11. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм,
12. Рыночная структура, при которой множество фирм конкурируют