ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1392
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ
Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД
Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ
Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН
Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ
Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ
Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ
Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
13. Решение игры, при котором стратегия каждого игрока оптимальна в условиях стратегии, выбранной его конкурентом.
14. Тип рынка, на котором оперирует небольшое количество крупных фирм.
15. Фирма на олигополистическом рынке, которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:
A. Совершенная конкуренция Б. Монополия
B. Монополистическая конкуренция Г. Олигополия
Д; Монопсония ;
а) На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.
б) На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.
в) Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам.
г) Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.
д) Имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования.
е) Единственная фирма производит штурманские приборы.
2. На рисунке 10.1 представлена фирма, оперирующая в условиях монополистической конкуренции.
а) При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль?
б) По какой цене фирма будет продавать данный объем продукции?
в) Будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль. Если да, то какова ее величина?
г) На каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном? Объясните ваш ответ.
Рис. 10.1. Фирма в условиях монополистической конкуренции
д) Опишите, как может измениться ситуация на другом временном интервале (т. е. на том, который вы не выбрали в предыдущем пункте).
3. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Ниже приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы:
Цена | Объем спроса | Объем выпуска | Общие издержки |
(долл.) | (ед.) | (ед.) | (долл.) |
10 | 5 | 5 | 45 |
9 | 6 | 6 | 47 |
8 | 7 | 7 | 50 |
7 | 8 | 8 | 55 |
6 | 9 | 9 | 65 |
а) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?
б) Если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?
в) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?
г) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?
4. На рис. 10.2 показана специфическая модель рынка для олигополиста, а) Какая модель олигополистического рынка представлена на рисунке?
Рис. 10.2. Рынок олигополиста
б) Предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны $ 3,50. Какой объем выпуска выберет фирма и какую при этом установит цену?
в) Если предельные издержки увеличатся до $ 5,00, то как изменятся параметры (объем выпуска и цена) равновесия фирмы?
г) В каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается е собственной кривой спроса?
д) В каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с кривой рыночного спроса?
5. Ниже представлена матрица результатов для возможных стратегий двух фирм (А и Б):
| Стратегия | фирмы А | |
1 | 2 | ||
Стратегия | I | $4000 | $3000 |
фирмы Б | II | $2000 | $ 1500 |
Каждая фирма имеет две возможные стратегии (А – 1 и 2; Б – I и II). Цифры в матрице означают одновременно суммы доходов для фирмы Б и суммы убытков для фирмы А.
а) Какова доминантная стратегия для фирмы А?
б) Какова доминантная стратегия для фирмы Б?
в) Какое решение в этой ситуации будет равновесным?
г) Какие убытки понесет фирма А при равновесном решении?
д) Какие доходы получит фирма Б при равновесном решении?
ТЕСТЫ
1. Рисунок 10.3 иллюстрирует положение фирмы на монополистически конкурентном рынке.
Выпуск
Рис. 10.3. Фирма на монополистически конкурентном рынке
Фирма допустит ошибку, если установит цену, равную ОР, потому что:
а) При этой цене предельный доход выше предельных издержек.
б) Эта цена выше уровня цены, при которой фирма может получить максимум прибыли.
в) Объем выпуска, соответствующий этой цене, меньше того объема, при котором прибыль максимальна.
г) Все предыдущие ответы верны.
д) Верны только ответы а) и б).
2. Если фирма, представленная на рис. 10.3, выберет объем выпуска 0Q, то:
а) На рынке возникнут новые производители.
б) Фирма будет получать экономическую прибыль.
в) Фирма установит цену ОР.
г) Все предыдущие ответы верны.
д) Верны только ответы а) и б).
3. В 1992 г. отрасль А функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в долгосрочном равновесии. В 1993 г. фирмы, оперирующие в отрасли, образовали картель. В результате все участники отраслевого картеля получили в 1993 г. экономическую прибыль на $ 10 млн больше, чем в 1992 г.
Экономическая прибыль картеля в 1993 г. составляла:
а) 0.
б) Меньше $ 10 млн.
в) $ 10 млн.
г) Больше $ 10 млн.
д) Для ответа недостаточно информации.
4. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
а) Выпускаются дифференцированные товары,
б) На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.
в) Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.
г) Выпускаются однородные товары.
д) Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
5. На долгосрочном временном интервале:
а) Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль.
б) Фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль.
в) Высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли.
г) Олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль.
д) Все предыдущие утверждения верны. ;
6. Предельный доход не ниже рыночной цены у:
а) Монополистических конкурентов.
б) Монополистов.
в) Участников картеля.
г) Олигополистов, не участвующих в картеле.
д) Совершенных конкурентов.
7. Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
а) Сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть».
б) Имеет «ломаную» кривую спроса.
в) Является ценовым лидером на олигополистическом рынке.
г) Наиболее эффективная в отрасли.
д) Одна из конкурентных фирм в отрасли.
8. Первым экономистом, кто попытался создать теорию олигополии, был:
а) Эдвард Чемберлин. г) Джон Гэлбрейт.
б) Огюстен Курно. д) Карл Маркс.
в) Джоан Робинсон.
9. Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей?
а) Нефть. б) Бананы. в) Сахар. г) Пшеница. д) Кофе.
10. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:
а) Продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля.
б) Устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля.
в) Проводя активную неценовую конкуренцию.
г) Ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену.
д) Настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену.
11. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:
а) Дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей.
б) В условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции.
в) Совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами.
г) В условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов.
д) Все предыдущие утверждения верны.
12. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:
а) Большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт.
б) Большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт.
в) Небольшое количество конкурирующих фирм.
г) Только одна крупная фирма.
д) Только один крупный покупатель.
13. «Ломаная» кривая спроса для олигополиста обязательно предполагает:
а) Разрыв в кривой предельного дохода.
б) Разрыв в кривой предельных издержек.
в) Что цена товара не должна быть выше предельного дохода.
г) Что поведение фирмы не оптимально.
д) Тайное соглашение с фирмами-конкурентами для поддержания согласованной цены.
ВЕРНО/НЕВЕРНО
1. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции.
2. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.
3. На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем в условиях совершенной конкуренции.
4. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению чистой монополии.
5. На практике картели и подобные им тайные соглашения трудно создавать и поддерживать длительное время.
6. При монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы обеспечивается достаточно большим количеством фирм.
7. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффективное использование ресурсов.
8. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией.
9. В монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объемы выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.
10. При несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на их товары. (.
11. Наиболее точной моделью рыночного поведения фирмы в условиях олигополии считается модель «ломаной» кривой спроса.
12. В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль.
13. Игрок, реализующий доминантную стратегию, всегда выигрывает.
14. Модель «ломаной» кривой спроса объясняет, почему олигополист не будет изменять цены и объем выпуска при небольших или средних изменениях в издержках.
ПРОБЛЕМЫ
1. Рисунок 10.4 демонстрирует положение двух фирм на рынке монополистической конкуренции. Используя данную информацию, определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:
а) Фирма Б оперирует на долгосрочном временном интервале.
б) Фирма А максимизирует общий доход при объеме выпуска продукции q1.
в) Фирма А оперирует на долгосрочном временном интервале.
г) Фирма А несет экономические убытки.
д) Точка «d» лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы А.
е) Точка «а» лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы Б.