Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1431

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



а) Для увеличения производства средств производства необходимо расширить производство предметов потребления.

б) Для сокращения производства средств производства необходимо уменьшить производство предметов потребления.

в) Увеличение производства средств производства невозможно.

г) Для увеличения производства средств производства нужно сократить производство предметов потребления.

20. Какая из этих характеристик противоречит понятию «конкурентный рынок»?

а) Диффузия экономической власти.

б) Большое число продавцов.

в) Наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары.

г) Относительно легкое вхождение производителей в данный рынок.
ВЕРНО/НЕВЕРНО
1. В рыночной экономике больше товаров могут купить те, у кого больше денег.

2. Смешанная экономика развивается на основе как частных, так и государственных решений.

3. В смешанной экономике существует и совершенная, и несовершенная конкуренция.

4. Несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он покупает или продает.

5. Цены на производственные ресурсы определяет способ производства товаров.

6. Вводя в оборот выражение «невидимая рука», английский экономист А. Смит имел в виду, что экономикой "руководит государство, но общество этого не осознает.

7. Под «невидимой рукой» А. Смит подразумевал влияние групповых интересов на экономическое развитие.

8. Проблема «для кого производить» не может быть решена без государственного участия.

9. Для увеличения запаса капитала может потребоваться временное снижение текущего потребления.

10. Важнейшая функция государства в рыночной экономике – создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов.

И. В современной рыночной экономике рабочие, несмотря на постоянный рост доходов, могут быть по-прежнему отчуждены от средств производства.

12. Политика, ориентированная на рост эффективности и равенство, легко достижима и не требует больших финансовых затрат.

13. Совпадение желаний на рынке означает, что дм человека желают купить один и тот же товар или услугу.

14. В конкурентной экономике отдельный продавец, сокращая производство и продажи товаров, не в состоянии изменить его цену.

15 8 рыночной экономике вопрос о тем» какие товары и услуги должны про ься, в конечном итоге решают потребители.

16. В экономической модели кругооборота товаров (услуг) и ресурсов семейные хозяйстве предъявляют спрос на ресурсы.


17. Если предприниматели учитывают все издержки, связанные с производством, в принципе достижимо эффективное распределение производственных ресурсов.

18. Специализация желательна даже при наличии существенных, различий в индивидуальных способностях работников.

19. Бензозаправочная станция – это пример рынка.

20. А. Смит полагал, что поведение предпринимателей и потребителей определяется альтруистическими мотивами.
ПРОБЛЕМЫ


  1. На диаграмме представлены рынок продуктов, рынок ресурсов и четыре потока.




Раскройте содержание каждого потока:

а ___________________________________________

б __________________________________________

в ______________________________________

г _____________________________

2. На решение каких фундаментальных вопросов («что, как, для кого производить?») оказывает влияние государственная политика:

а) Введение закона о минимальном уровне заработной платы.

б) Строительство новой железной дороги, освобожденной от уплаты налогов.

в) Введение прогрессивного налогообложения, которое снижает покупательную способность богатых слоев городского населения.

3. Важнейшая характеристика рыночной системы и причина ее эффективного функционирования – широкое использование капитала. Назовите две другие, ее характеристики, которые также обусловливают рост эффективности рыночной экономики: ............

а)_____________________

б)_____________________
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
Основные термины и понятия
1. и; 2. а; 3. б; 4. о; 5. ж; 6. н; 7. р; 8.-е; 9. г; 10. л; 11. п; 12. д; 13. з; 14. м; 15. в; 16. к.
Упражнения
1..а) Да. Слишком мало одного товара означает слишком много другого.

б) Возможно. Монополистом может быть не использована самая эффективная технология.

в) Да. Доходы у монополиста будут значительно выше, чем у остальных.

2. Все ответы на вопросы первого упражнения (а, б, в) справедливы и для второго упражнения.

3. а) А: 6%; Б: 10%; В: 7,5%.

Тесты
1. в; 2. б; 3. в; 4. г;; 5. б; 6. б; 7. г; 8. г; 9. б; 10: б; 11. в; 12. г; 13. г; 14. б; 15. б; 16. а; 17. б; 18. г; 19. г; 20. в.
Верно/Неверно
1. В; 2. В; 3. В; 4. Н; 5. В; 6. Н; 7. Н; 8. Н; 9. В; 10. В; 11. В; 12. Н; 13. Н; 14. В; 15. В; 16.!

Н; 17. В; 18. В; 19. В; 20. Н.
Проблемы
1- а) Товары и услуги.

б) Расходы на товары и услуги.

в) Денежные доходы (зарплата, рента, процент и прибыль).

г) Услуги или ресурсы (земля, труд, капитал, предпринимательские способности).

2. а) Оказывает влияние на решение проблемы «как производить*, б). Оказывает влияние на решение проблемы «для кого производить».

в) и а) оказывает влияние на решение проблемы «для кого производить».

3. а) Разделение труда и специализация.

б) Широкое использование денег.


Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ



Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описывается с помощью таких понятий, как спрос и предложение, способы их координации и приспособления друг к другу.

Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

Зависимость объема спроса от цен фиксируется законом спроса и представлена кривой с отрицательным наклоном. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами. Во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей. Во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей. В-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки постоянной кривой спроса.

На спрос влияют и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, размеры рынка, доход («эффект дохода»), цены на сопряженные товары (субституты и дополняющие), потребительские ожидания.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе и выражается смещением кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

Предложение также характеризуется с помощью шкалы. В ней предстанлены разные количества продукта, которые производитель желает произвести и продать по каждой цене из данного ряда цен в конкретный временной период.

Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном.

Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной комбинации «цена – объем предложения» к другой.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо (если оно растет) и влево (если оно сокращается). К неценовым факторам, оказывающим влияние на предложение, относятся: цены на производственные ресурсы, изменения в технологии производства, государственная политика в области налогообложения и субсидирования, структура рынка.


Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесной цене присуща уравновешивающая функция.

Как правило, в рыночной экономике действуют либо факторы спроса, либо предложения. Однако возможны и более сложные ситуации, в которых они действуют одновременно.

Если их влияние на спрос и предложение противоположно, то изменение равновесного объема продукции зависит от относительных параметров изменения спроса и предложения. Если факторы, действующие на стороне спроса и предложения, изменяют их в одном направлени, то равновесное количество продукции изменяется на величину большую, чем под влиянием каждой группы факторов, взятой в отдельности. В том случае, когда изменение спроса и предложения нейтрализуют друг друга, равновесная цена остается неизменной.

Совершенно очевидно, что общественный механизм координации спроса и предложения действует и на товарном рынке, и на рынке ресурсов. Сбои в этом механизме порождают излишки или дефициты, которые снижают эффективность рыночной экономики.
Учебные цели
1. Определить понятия «рыночный спрос» и «рыночное предложение».

2. Выявить основные факторы, влияющие на спрос и предложение.

3. Понять графическое изображение функции спроса и функции предложения.

4. Объяснить, почему и как изменяется рыночное равновесие.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Объем спроса

б. Объем предложения

в. Кривая спроса

г. Кривая предложения , Д. Рыночный спрос

е. Рыночное предложение

ж. Закон спроса

з. Закон предложения и. Эффект дохода

к. Эффект замещения

л. Взаимозаменяемые товары

м. Взаимодополняющие товары

к. Принцип убывающей предельной полезности

о. Изменение спроса

п. Изменение объема спроса р. Изменение предложения с. Изменение объема предложения т. Рыночное равновесие

1. Трафическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.

2. Принцип, в соответствии с которым каждая последующая единица произведенного товара обладает меньшей полезностью для потребителя