Файл: Методические рекомендации по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта Билет в будущее по профессиональной ориентации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Информационно-методические материалы

для региональных операторов «Билет в Будущее»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке программ профессиональных проб

в рамках проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации

обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Оглавление


Оглавление 2

1.Описание проекта 4

2.Термины и определения 4

3.Требования к Площадкам 5

4.Требования к наставникам 6

5.Порядок участия Площадок и наставников в проекте 6

6.Профессиональные пробы 7

6.1.Общие принципы организации профессиональных проб 8

6.2.Формат профессиональных проб 14

6.3.Уровни профессиональных проб 15

6.4.Виды реализации профессиональных проб 15

6.5. Программы профессиональных проб 16

7.Структура и сроки реализации 16

8.Структура программы профессиональной пробы 18

8.1. Паспорт программы 18

8.2. Содержание программы 18

8.3. Инфраструктурный лист 19

8.4. Приложение и дополнения 19

Приложения 20

Приложение 1. Перечень профессиональных направлений 20

Приложение 2. Перечень нозологических групп 29

Приложение 3. Примеры программ профессиональной пробы 30

I «КОНДИТЕР» 30

II «ЮРИСТ» 34

III «ИНЖЕНЕР ПО БУРЕНИЮ» 37

IV «ДИЗАЙНЕР ОДЕЖДЫ» 40

V «ПОЖАРНЫЙ» 44

VI «БУХГАЛТЕР» 48

VII «БАНКОВСКИЙ СЛУЖАЩИЙ» 51

VIII «МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА» 55

IX «UX-ДИЗАЙНЕР» 61

X «ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР» 65

XI «ЭЛЕКТРОМОНТЕР» 70

XII «ЗВУКОРЕЖИССЕР» 74

XIII «ВЕТЕРИНАРНЫЙ ФЕЛЬДШЕР» 79

XIV «МОДЕЛЬЕР» 83

XV «СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» 88

XVI «ГЕНЕТИК» 93

XVII «ГЕНЕТИК-СЕЛЕКЦИОНЕР» 96

XVIII «МЕНЕДЖЕР ПО ТУРИЗМУ» 98


  1. Описание проекта


Проект по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций «Билет в будущее» (далее – Проект) решает задачу повышения готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Федеральным оператором Проекта является Фонд гуманитарных проектов. В рамках Проекта обучающиеся участвуют в ряде профориентационных мероприятий: интерактивных уроках; разных видах профориентационной онлайн-диагностики
; мультимедийных выставках и т.д. Важным элементом профориентационной работы, наряду с перечисленными мероприятиями, является участие обучающихся в профессиональных пробах, где они имеют возможность испытать свои силы в интересных для себя профессиональных сферах: выточить деталь, написать код для программы, испечь торт, сделать чертеж, оказать медицинскую помощь и т.п. В организации профессиональной пробы высока роль наставника: именно он знакомит участника с основной информацией о профессиональной области, под его руководством участник выполняет заданную рабочую операцию, получает оценку результата и обратную связь с рекомендациями по развитию. По итогам участия в профессиональной пробе на электронном ресурсе (Платформе) обучающийся заполняет анкету обратной связи. На основе участия во всех мероприятиях Проекта система формирует рекомендацию по построению образовательно-профессиональной траектории.

В проекте принимают участие обучающиеся разного возраста и уровня готовности, в т.ч. с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Выделяется три возрастных категории участников: обучающиеся 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
  1. Термины и определения


Наставник – представитель профессиональной образовательной организации (либо образовательной организации высшего образования, организации дополнительного образования, предприятия бизнеса, научной организации или иных организаций), являющийся носителем профессиональной практики.

Площадка – образовательная организация или иное учреждение, соответствующее необходимым требованиям, на базе которого проводятся практические мероприятия Проекта, в т.ч. с привлечением наставников со стороны работодателей.

Профессиональная проба – мероприятие, включающее в себя элементы реальной профессиональной деятельности (или моделирующее эти элементы), предполагающее оценку данной практики как самим участником, так и его наставником, и способствующее сознательному, обоснованному выбору образовательно-профессиональной траектории.



Рефлексия – деятельность участника, направленная на осознание и осмысление пройденного опыта, выраженная оценочными показателями. В рамках Проекта она предполагается при проведении профессиональных проб и при самостоятельной оценке своего опыта средствами Платформы.
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Требования к Площадкам


  1. Юридическое лицо, представляющее Площадку проведения практических мероприятий Проекта (далее – Площадку), не должно иметь задолженности перед бюджетами всех уровней.



    1. Организация не находится в процессе ликвидации, реорганизации либо одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».



    1. Предоставляемое помещение должно соответствовать требованиям организации занятий с детьми, а именно:

- площадь помещения – не менее 4 кв. м на одного обучающегося;

- наличие доступа к помещениям в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования или организациях дополнительного образования для проведения практических мероприятий;

- соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и обеспечению работы организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    1. У организации должен быть опыт проведения мероприятий профориентационного характера для обучающихся. Примеры подобных мероприятий: Олимпиады НТИ (всероссийские многопрофильные командные инженерные соревнования для школьников 8-11 классов), Дни открытых дверей, мастер-классы, фестивали и т.д.



    1. Имеется возможность приобрести расходные материалы, необходимые для проведения профессиональных проб в соответствии с требованиями программ профессиональных проб.



    1. В Проекте могут быть участники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, которым обеспечивается безбарьерная архитектурная доступность и специальные условия для прохождения практических мероприятий Проекта в соответствии с паспортом доступности объекта или документом, его заменяющим.
  1. Требования к наставникам


    1. У наставника должна быть подтвержденная квалификация по выбранной теме практического мероприятия (профессиональной пробы) на выбор:


- опыт работы по профилю, связанному с тематикой профориентационного мероприятия, не менее одного года;

- профессиональные сертификации по компетенции или дипломы победителей или призеров конкурсов профессионального мастерства.


    1. На момент проведения мероприятий Проекта наставник должен быть трудоустроен в штат Площадки или иметь с ней договор гражданско-правового характера о выполнении работ по проведению практических мероприятий в рамках реализации Проекта.




    1. Рекомендуется наличие у наставника допуска к педагогической деятельности (обязательным требованием не является).




    1. Наставник, работающий с участниками с ОВЗ и инвалидностью, а также с их родителями (законными представителями), должен обладать определенной квалификацией и компетенциями:

- наличие подтверждающего документа (диплом/удостоверение/свидетельство) о повышении квалификации установленного образца (в объеме не менее 72 часов) для работы с участниками с ОВЗ и инвалидностью;

- практический опыт работы с участниками с ОВЗ и инвалидностью.
  1. Порядок участия Площадок и наставников в проекте


    1. Для участия в Проекте и регистрации на Платформе Площадка предоставляет региональному оператору Проекта документы, подтверждающие соответствие требованиям, обозначенным в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций. Условия участия Площадки в Проекте регламентируются договором между Площадкой и региональным оператором.



    1. Для участия в Проекте и регистрации на Платформе наставник предоставляет на Площадку документы, подтверждающие его соответствие требованиям, обозначенным в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций. Условия участия наставника в Проекте регламентируются договором между наставником и Площадкой.



    1. Представители Площадки регистрируется на Платформе и отправляют запрос на согласование личного кабинета региональному оператору.



    1. Регистрация отобранных наставников на Платформе должна быть произведена Площадкой.



    1. Наставник совместно с Площадкой формирует расписание мероприятий по своему направлению для последующего размещения в кабинете Площадки на Платформе.