Файл: Методические рекомендации по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта Билет в будущее по профессиональной ориентации.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
XVI «ГЕНЕТИК»
1. Паспорт программы профессиональной пробы
Профессиональная среда: здоровая
Наименование профессионального направления: генетик
Автор программы: Татьяна Ивановна С., преподаватель.
Контакты автора: Костромская область, Кострома, e-mail, телефон.
Вид | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Ознакоми-тельный | Онлайн | 45 минут | 8-9 классы | Общие заболевания (нарушение дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем, сердечно-сосудистой системы и т.д.) |
2. Содержание программы
Введение (10 мин)
1. Краткое описание профессионального направления. Генетик – чрезвычайно интересная и перспективная профессия для тех, кто интересуется естественными науками и хочет приносить пользу человечеству. Главный предмет интереса этой науки – наследственность и изменчивость, а основная цель – изучение методов управления этими параметрами. Причем объектом исследовательской деятельности выступает не только человек, но и животные, растения, различные микроорганизмы.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. В зависимости от объекта изучения выделяют несколько направлений генетики. Перечислим лишь некоторые из них: медицинская генетика; молекулярная генетика; экологическая генетика; генная инженерия. В каждой существуют свои особенности. Одной из наиболее понятных для школьников сфер является медицинская генетика.
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. В работе генетика очень важными являются:
- знания особенностей генома человека, генетических заболеваний человека;
-знание факторов риска, оказывающих мутагенное действие;
- владение основными методами генетических исследований (составление генеалогических карт, работа с микроскопической техникой и др.);
- навыки проведения исследования по выявлению и предотвращению рождения ребенка с наследственными аномалиями.
4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении. Интересно то, что ученые научились не только воспроизводить структуру ДНК, но и использовать ее в качестве носителя информации. Доказано, что если использовать молекулу ДНК как, например, всем известную флешку, то на ней можно будет сохранять и позже считывать гигантское количество информации.
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью. Генетик должен уметь составлять родословную человека и по ней рассчитывать риски наследования заболеваний и появление в семьях детей с генетическими аномалиями. На профессиональной пробе учащиеся знакомятся с современными методами изучения наследственности человека, типами наследования, приемами построения и анализа родословных.
Постановка задачи (5 мин)
1. Постановка цели и задачи в рамках пробы. Построить родословные, понять, как определяется тип наследования по предложенным родословным, попробовать рассчитать риски наследования аномалий.
2. Демонстрация итогового результата, продукта. Построенная родословная конкретного человека с расчетом рисков развития наследственных аномалий.
Выполнение задания (20 мин)
1. По предложенному описанию необходимо определить характер наследования признака (рецессивный или доминантный, аутосомный или сцепленный с полом).
2. На основании определенного характера наследования признака составить родословную человека с использованием специальных принятых обозначений.
3. По построенной родословной рассчитать вероятность рождения детей с наследственными аномалиями в этой семье.
Контроль, оценка и рефлексия (10 мин)
1. Критерии успешного выполнения задания и рекомендации по контролю результата:
- верно определен характер наследования указанных признаков;
- грамотно использованы специальные обозначения для построения родословной
;
- родословная составлена по принятым в генетике человека правилам;
- верно определены риски возникновения наследственных аномалий.
3. Вопросы для рефлексии:
- для чего нужно изучать генетику человека?
- каким образом построение родословных помогает определить характер наследования признаков?
- может ли помочь знание родословных людей избежать рождения детей с аномалиями в развитии?
- заинтересовала ли вас эта специальность, планируете ли получать знания в этой области в дальнейшем?
3. Инфраструктурный лист
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Количество | На группу/ на 1 чел. |
Ноутбук / персональный компьютер | Особых требований не предъявляется | 1 | На группу |
Раздаточный материал с информацией для построения родословной в электронном виде | Особых требований не предъявляется | 1 | На группу |
Платформа | Яндекс.Телемост | 1 | На группу |
4. Приложение и дополнения
Ссылка | Комментарий |
https://youtu.be/k8dzn8uG_Dc | Ролик об использовании генеалогического метода – метода составления родословных человека |
XVII «ГЕНЕТИК-СЕЛЕКЦИОНЕР»
1. Паспорт программы профессиональной пробы
Профессиональная среда: агросреда
Наименование профессионального направления: генетик-селекционер
Автор программы: Ольга Васильевна М., преподаватель.
Контакты автора: Вологодская область, Вологда, e-mail, телефон.
Вид | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Ознако-мительный | Онлайн | 30 минут | 8-9 классы | Общие заболевания (нарушение дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем, сердечно-сосудистой системы и т.д.) |
2. Содержание программы
Введение (10 мин)
1. Краткое описание профессионального направления. Ты наверняка уже пробовал желтый арбуз, слышал о фиолетовом картофеле и точно съел не один килограмм апельсинов… Но! Этого могло и не случиться, если бы не существовало таких наук, как генетика и селекция. Я – генетик-селекционер, и в моей профессии два направления. Их можно рассмотреть на примере того самого арбуза: сначала по направлению генетики я изучаю его ДНК, а затем по линии селекции и на основании полученных знаний о его генетике я придумываю, как сделать так, чтобы он был желтым, сладким и обладал минимальным количеством семечек. Я почти никогда не расстаюсь с микроскопом и большую часть времени провожу в лаборатории. Я как ясновидящий, который заглядывает в будущее и управляет ДНК-памятью, чтобы улучшить жизнь человечества.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Я могу начать свою карьеру лаборантом, а через несколько лет стать ученым и уже вывести новый сорт клубники, которая будет расти в открытом поле круглый год, и даже под снегом! Могу и не останавливаться на клубнике
, а идти дальше и стать руководителем научной лаборатории. Не говоря уж о том, что мы все хотим быть здоровыми и жить долго и счастливо, а значит – поиск гена молодости или же создание молодильных яблочек тоже за мной!
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Каждый день я:
- перед опытами защищаю себя: надеваю защитные перчатки, очки и маску, если надо – то и специальный костюм;
- с аптекарской точностью расставляю по своим местам емкости с жидкостями и химическими элементами;
- провожу эксперименты по скрещиванию разных видов растений для получения новых разновидностей;
- рассматриваю под микроскопом семена, споры и ростки, фиксирую каждый этап их развития.
4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении. Апельсин появился благодаря скрещиванию мандарина и помело.
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью. Генетик должен знать различие между сортом и гибридом. Привести примеры из практики.
Постановка задачи (5 мин)
1. Постановка цели и задачи в рамках пробы. Ответить на вопрос, в чем различие между сортом и гибридом, при помощи ресурсов Интернета.
2. Демонстрация итогового результата, продукта. Не демонстрируется.
Выполнение задания (10 мин)
Самостоятельная работа в Интернете. Составление аргументированных сообщений.
Контроль, оценка и рефлексия (5 мин)
1. Критерии успешного выполнения задания: аргументированный ответ.
2. Рекомендации наставнику: находиться в контакте, быть готовым помочь в поиске, ответить на вопросы по выполнению.
3. Вопросы для рефлексии учащихся:
- для чего нужно изучать генетику?
- насколько было интересно участвовать в пробе?
- возможно ли данное профессиональное направление для вас?
3. Инфраструктурный лист
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Кол-во | На группу / на 1 чел. |
Ноутбук / персональный компьютер с доступом в Интернет | Особых требований не предъявляется | 1 | На группу |
Раздаточный материал с информацией для построения родословной в электронном виде | Особых требований не предъявляется | 1 | На группу |
Платформа | Яндекс.Телемост | 1 | На группу |